Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необыкновенный Иван Иванович






 

У Дмитрия Шостаковича есть «Трио», посвящённое памяти его друга Ивана Ивановича Соллертинского. Великий композитор однажды заметил: «Работая над своими новыми сочинениями, я всегда думаю: а что бы об этом сказал Иван Иванович?» Вряд ли многим известно это имя, хотя человек он был весьма незаурядный.

Дмитрий Шостакович вспоминал: «...Говорили, что Соллертинский знает все языки, какие только существуют и существовали на земном шаре, что он изучил все науки, что знает наизусть всего Шекспира, Пушкина, Гоголя, Аристотеля, Платона, что он знает... одним словом он знает всё. Невольно у меня сложилось такое о нём впечатление, что это человек необыкновенный, что с ним трудно и неловко человеку обыкновенному, среднему, и когда в 1921 году один мой друг познакомил меня с Соллертинским, то я поскорее стушевался, так как чувствовал, что мне очень трудно будет вести знакомство со столь необыкновенным человеком...»

Однако вскоре Дмитрий Дмитриевич был поражён, что Иван Иванович оказался невероятно весёлым, простым, блестяще остроумным и земным человеком.

А стушеваться было от чего даже гениальному композитору. По словам самого Соллертинского, он знал тридцать два языка, без подготовки мог читать лекции на любом романском языке. Знал психологию, обладал феноменальной памятью. Мог наизусть читать страницы Сервантеса, им любимого, на языке оригинала. Он просматривал текст как бы по диагонали, запоминая всю страницу, потому мог прочитать только что вышедший роман «Пётр Первый», пока ехал в трамвае, попросив книгу у своих знакомых, оказавшихся попутчиками. Память была не только зрительной, но и слуховой...

Соллертинский уважал людей, имеющих мужество сказать: «Не знаю».

— Только дурак этого стыдится, — говорил он. Больше ценил природный ум, нежели знания, считая, что последние нетрудно приобрести и накопить, а ума занять не у кого.

В музыкознание Иван Соллертинский пришёл уже сложившимся учёным-филологом. По словам Шостаковича, казалось, что слушание музыки для него — величайшее из всех существующих наслаждений. В двадцать два года Соллертинский записал в своём дневнике: «Поведать о себе словами не могу. Музыка — тот идеальный язык, которому принадлежит всякая частица моего этоса».

В юношеские годы Иван Иванович внёс в записную книжку изречение Александра Блока: «Новое всегда тревожно и беспокойно. Тот, кто поймёт, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, тот перестанет быть обывателем». Эти слова — эпиграф жизни Соллертинского. Он язвительно говорил о критиках, которые бесстрастно пишут о страстности в искусстве. Самого его привлекали трагедия и драма, комедия и фарс, клоунада. Равно близки ему были Шостакович и Оффенбах, Достоевский и Чаплин. Все девять муз, по его словам, были одинаково дороги его сердцу...

Прадед Соллертинского был духовного звания. Отца Соллертинского тоже звали Иваном Ивановичем. Он был чиновником министерства юстиции, постоянно жил в Петербурге, но по долгу службы годами пребывал в других городах. В Витебске, куда он был направлен председателем окружного суда, он познакомился с Екатериной Иосифовной Бобашинской, женился на ней. Там в 1902 году и родился старший сын, по семейной традиции названный Иваном. В 1906 году они вернулись в Петербург, а в 1907 году Соллертинский старший скончался. Мать осталась с тремя малолетними детьми на руках. Летом 1919 года семья переехала в Витебск, где жили родственники матери. В 1921 году Иван Иванович уехал в Петроград, где поступил на романо-германское отделение университета, кроме того, занимался в институте истории искусств...

Соллертинский не раз повторял: «Знать свою профессию — это, прежде всего, любить её». Сергей Танеев однажды заметил, что специалист не любит, но умеет, а дилетант любит, но не умеет. Соллертинский являлся опровержением этого правила. Музыковед, театровед, литературовед, историк и теоретик балетного искусства (разбирался в технике танца как профессионал), знаток в области истории и философии. Знал наизусть все симфонии Малера и Брукнера. Читать партитуру симфонии было для него всё равно, что услышать саму музыку.

Людвиг Тик сказал, что ирония — это способность души подняться над собой. Приведший эти слова современник Ивана Ивановича заметил, что ирония — существенная сторона романтического восприятия, и что Соллертинский был романтиком по отношению к жизни и искусству, которому служил как рыцарь. И музыке он себя посвятил как наиболее романтическому из искусств. Иван Иванович не просто слушал музыку, он жил её ритмами, ощущал её не только душевно, но и физически, его дыхание становилось убыстрённым, прерывистым, порой выступали слёзы. Он был не только музыковедом, театроведом, литературоведом, но кем-то большим, подходя к искусству как к целостному гармоническому единству. Соллертинский был просветитель. Познакомить слушателей с неизвестными шедеврами для него было важнее создания книг. Благодаря Ивану Ивановичу были поставлены многие драматические и оперные спектакли. Он был художественным руководителем Ленинградской филармонии и добивался исполнения произведений многих композиторов, ранее в нашей стране не исполнявшихся. Лекции Соллертинского были в самых разных аудиториях и на самые различные темы. Они были импровизациями, чему помогали его огромные знания. Иван Иванович однажды шутливо пожаловался, что ему не хватило времени подготовиться к лекции, думал, что она состоится на четвёртом этаже, а её перенесли на второй. Считал, что лектор обязан уметь говорить о произведении и пять минут, и час, но в любом случае суметь сказать главное.

Иван Иванович умел найти общий язык с любым человеком, который был ему интересен. Был прост в общении, равнодушен к своей внешности. На замечание, что его костюм блестит, ответил, что это блеск советского музыкознания. Чувство юмора было изо всех его даров наиболее развито в нём. Склонен к мистификациям, остр на язык: «Талант и глупость долго не уживутся, глупость непременно одолеет талант». Многие отмечали его щедрость, чуткость, мягкость характера. У него было острое чувство временной ограниченности жизни. Уверял, что до сорока лет не доживёт (умер он в сорок один год). Из этого чувства — огромная жажда жизни, стремление сделать всё, что можно за отпущенные ему годы.

Говоря о музыке, Соллертинский вызывал в памяти саму музыку. Вот как он пишет о Фантастической симфонии Берлиоза, её пятой части под названием «Ночь на шабаше ведьм»:

«Берлиоз словно опьянён оркестровыми возможностями. Щедрыми пригоршнями он сыплет инструментальные находки одну за другой. Тут и высокие тремоло скрипок, и шуршащие, стрекочущие скрипки, словно имитирующие пляску скелетов, и пронзительный писк кларнета, излагающего окарикатуренный, опошленный лейтмотив, и колокола, и неистовствующая медь...»

О языке Соллертинского можно судить по его словам о Первой симфонии Малера: «Первые страницы партитуры, ещё влажные от капель росы. Оркестр в первой части разражается звонким молодым хохотом. Финал третьей части — бесконечная усталость разгримировавшегося шута. Веками культуры воспитанная стыдливость заставляет европейца при лирическом излиянии надевать маску («чаплинское» в Малере), нервный шок, идущий от музыки Малера, психическая напряжённость, та наэлектризованность атмосферы, которая ощущается во время исполнения произведений Малера и Чайковского. Рождение симфонии из песни. Демократизация симфонии».

Когда так пишут о музыке, хочется поскорее послушать эти произведения.

Умер Соллертинский в 1942 году в эвакуации в Новосибирске. Дмитрий Шостакович: «Смерть И. И. Соллертинского — это тяжёлая утрата для музыкального искусства. Немного было людей, так горячо и страстно любящих музыку... Он прямо ликовал при появлении свежего и талантливого явления. Он яростно ненавидел пошлость и дурной вкус, рутину и посредственность... Он всегда или любил или ненавидел. И с годами у него не пропало это качество, а всё больше обострялось... Пристрастие — это драгоценное качество всякого художника... Нет больше среди нас музыканта огромного таланта, нет больше весёлого, чистого, благожелательного товарища, нет у меня больше самого близкого друга».

  • Основные работы
  • «Болт» Шостаковича. — Л., 1931
  • Гектор Берлиоз. — М., 1932
  • Густав Малер. — Л., 1932
  • Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. — Л., 1932
  • Жак Оффенбах. — Л., 1933
  • Арнольд Шёнберг. — Л., 1934
  • Леди Макбет Мценского уезда: опера Шостаковича. — Л., 1934
  • Четвёртая симфония Брамса. — Л., 1935
  • Вторая симфония Брамса. — Л., 1935
  • Джакомо Мейербер. — Л., 1936
  • Риголетто: опера Верди. — Л., 1936
  • Глюк. — Л., 1937
  • Кармен: опера Бизе. — Л., 1937
  • «Волшебная флейта» Моцарта. — Л., 1940
  • «Фиделио» Бетховена. — Л., 1940
  • Седьмая симфония Брукнера. — Л., 1940
  • Третья симфония Брамса. — Л., 1941
  • Симфонии Брамса. — М., 1959
  • Романтизм: его общая и музыкальная эстетика. — М., 1962
  • Заметки о комической опере. — М., 1962

 

 

И. Соллертинский
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ (к приезду в Новосибирск) " Советская Сибирь", 24.06.1942.

 

В начале июля оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е.А.Мравинского исполнит в первый раз замечательное музыкальное произведение, посвященное великой отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков — 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. На исполнение этого произведения в Новосибирск прибывает автор.

Имя Шостаковича — самого выдающегося советского композитора, гениального художника, пламенного патриота нашей социалистической родины, дважды лауpeaта Сталинской премми — хорошо известно каждому гражданину Советского Союза. Им по праву гордится наше искусство. Знают его миллионы слушателей и за пределами нашего отечества. Проведенная недавно одним американским журналом анкета установила, что и в Соединенных Штатах Шостакович является самым популярным из всех современных композиторов. Величайшие дирижеры миря — Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Отто Клемперер. Леопольд Стоковский — уже давно включили его симфонии в свои постоянный репертуар. Велика известность Шостаковича и в Англии, особенно усилившаяся за последние годы; пресса неоднократно сообщала, что симфонии и квинтет Шостаковича не раз исполнялись не только в концертных залах, но и в бомбоубежищах Лондона, всегда вызывая бурные взрывы восхищения.

Дмитрий Шостакович принадлежит к поколению советских художников, идейно и творчески сформировавшихся и созревших после Великой Октябрьской социалистической революции. Родился он в 1906 г. Воспитанник Ленинградской консерватории, в настоящее время он является ее профессором по классу композиции. Он воспитал уже целую плеяду молодых музыкантов, из которых некоторые, как, например, Юрий Свиридов, создали себе заметное имя на нашем музыкальном фронте.

Творческая продуктивность Шостаковича исключительно велика. Им написано 7 симфоний, 2 оперы, 3 больших балетных партитуры, фортепианная и виолончельная сонаты, изумительный фортепианный квинтет, струнный квартет, концерт для фортепиано с оркестром и т. д. Знают Шостаковича и по работе в массовых жанрах (кто не помнит его повсюду распевавшейся «Песенки о встречном»?), по интенсивной и яркой работе в советских кинофильмах: им музыкально оформлена, например, кинотрилогия о большевике Максиме. Недаром за работу в кино правительство наградило Шостаковича орденом Трудового Красного Знамени.

С наибольшей полнотой и глубиной прекрасное дарование Шостаковича развернулось в сфере симфонизма. Уже первая его симфония, написанная 19-летним юношей, вскоре обошла весь мир и позволила многим музыкантам сравнивать юного Шостаковича с Моцартом. Вторая и третья симфонии («Октябрьская» и «Первомайская») овеяны дыханием революционных битв и грандиозных народных празднеств. Переломным моментом явилось создание гигантской, еще не опубликованной и ни разу не исполнявшейся 4-й симфонии — произведения огромного трагического размаха, хотя и не лишенного противоречий. Появление в 1937г. 5-й симфонии, прошедшей с небывалым триумфом, а вслед за ней прекрасной лирической 6-й симфонии окончательно закрепляет за Шостаковичем репутацию первого симфониста Советской страны.

7-я симфония сочинялась в городе Ленина во время воздушных тревог и канонады, под грохот авиабомб и зенитных орудий. Принципиальное значение этого великого музыкального произведения не может быть недооценено. Это по существу первое монументальное произведение советского искусства, вызванного к жизни отечественный войной. Через 10 дней новосибирцы смогут ознакомиться с этой потрясающей симфонией. Это музыка, к которой полностью могут быть обращены знаменитые слова Бетховена: она высекает искры огня из человеческих сердец.

Сейчас Шостакович находится в самом расцвете творческих сил. У нас есть все основания думать, что за 7-й симфонией последуют другие его произведения, которые создадут новую эпоху в истории советской музыкальной культуры.

Профессор И. СОЛЛЕРТИНСКИЙ

И. Соллертинский
СЕЗОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ " Советская Сибирь", 28.09.1941.

 

4-го октября в помещении клуба имени Сталина открывает концертный сезон Ленинградская Государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония.

Заслуженный коллектив республики симфонический оркестр Ленинградской филармонии—принадлежит к числу не только первых оркестров Советского Союза, но и лучших оркестров мира. Это выдающееся место он завоевал не только блестящим мастерством и замечательной сыгранностью ансамбля, но и высокой исполнительской культурой и исключительным богатством репертуара. Его программы включают в себя, помимо многочисленных произведений советских авторов, буквально все наследие классической музыки от Баха и Глинки до Дебюсси, Малера и Скрябина. Именно этому оркестру доверяли ответственные первые исполнения своих сочинский такие крупные мастера советской музыки, как Шостакович. Щербачев, Шапорин, Хачатурян и многие другие. В составе оркестра — заслуженные деятели искусств, заслуженные артисты, профессора Ленинградской ордена Ленина консерватории, орденоносцы.

Во время показа ленинградского искусства в Москве весною 1940 г. филармония и ее симфонический оркестр получили высокую оценку партии и правительства, будучи удостоены высокой награды - ордена Трудового Красного Знамени.

В предстоящей сезоне в Новосибирске Ленинградская филармония ставит своей целью показать лучшее, что создано в мировой классической музыкальной культуре и советской музыке. Особое внимание будет уделено произведениям монументального героического и оборонного плана, концертам, посвященным славному прошлому пятой великой родины, ее нынешней титанической борьбе с коварным врагом, отдельные концерты будут включать о себя музыку славянских народов, монографические программы, посвященные творчеству величайших европейских в русских композиторов — Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Моцарта. Бетховена, Вагнера и других. Предположены также тематические концерты, музыкально-литературные программы, посвященные Шекспиру, Лермонтову и другим.

Из произведений советских композиторов новосибирский слушатель получит возможность впервые ознакомиться с гениальной пятой симфонией Шостаковича, с симфонией памяти Кирова, принадлежащей перу композитора Вано Мурадели, с отрывками из новой оперы Дзержвнского «Гроза», с фортепианным концертом Хачатуряна, с произведениями композиторов наших братских республик — Белоруссии, Украины, Грузии, Армении и т. д.

Ряд концертов будет дан по облегченной программе: вечера вальсов, балетных сюит, танцовальной и развлекательной музыки.

Главным дирижером Ленинградской филармонии является Е.А. Мравинский, в свое время завоевавший первое место на всесоюзном дирижерском конкурсе и быстро выдвинувшийся в первые ряды советских музыкантов, выдающийся исполнением произведений Чайковского, Шостаковича, Брукнера, Берлиоза и других авторов.

В числе дирижеров предстоящего сезона выступит и Н.А. Шкеровский, а также ряд приглашенных гастролеров из Москвы и других городов.

Ленинградская филармония будет работать не только на стационаре, но и выезжать на крупные промышленные объекты, в дома культуры и т.д. Особо следует oтметить обслуживание Дома Красной Армии, детские и школьные концерты, лекции-концерты. В дальнейшем филармония ставит своей задачей связаться с новосибирской самодеятельностью, прежде всего хоровой, с помощью которой надеется впоследствии поднять целый ряд монументальных произведений, требующих больших хоровых масс — 9-й симфония Бетховена, «Александра Невского» Прокофьева, «Поэмы о Сталине» Хачатуряна.

Весь наш творческий коллектив приступает к работе в новых условиях с большим энтузиазмом. будучи убежден, что героические битвы, которые ведет наша доблестная Красная Армия, вдохновят наших советских музыкантов на создание великих произведений, достойных нашей родины и осуществляющих завет нашего вождя, великого Сталина о создании советской музыкальной классики.

Художественный руководитель Ленинградской филармонии, пpoфeccop
И.СОЛЛЕРТИНСКИЙ.

И. Соллертинский
ЗАМЕТКИ (Чайковский)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.