Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент. Уровень достоверности основных результатов и выводов научного исследования значительно повышается, если они базируются на экспериментальных данных.






Уровень достоверности основных результатов и выводов научного исследования значительно повышается, если они базируются на экспериментальных данных.

Научная значимость экспериментальных исследований зависит от их направленности, содержания, уровня использования разного рода характерных признаков и получения конкретных результатов. Характерными признаками можно считать: способ формирования условий (естественные и искусственные); цель исследования (преобразовательная, констатирующая, контролирующая, поисковая); форму проведения (лабораторная, полевая); структуру объектов и явлений, которые изучаются (простая, сложная); количество вариантных факторов (однофакторные и многофакторные).

Проведение эксперимента базируется на знаниях об объекте, которые дают возможность структурно определить те или иные факторы, предусматривают выдвижение и доведение гипотез исследования, контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты и возможности повторений. Все это реально возможно при понимании сути метода, его особенностей, соблюдении необходимых условий и требований к получению достоверной информации об исследуемых процессах и явлениях.

В практике социологических исследований используется свыше 20 видов экспериментов: естественный, преобразовательный, натурный, информационный, социометрический, поисков, педагогический, методический и др. Эксперименты должны служить обоснованию и уточнению теоретических положений. Они имеют существенное значение для подтверждения достоверности научных положений исследователя.

При организации эксперимента любого вида следует придерживаться единых требований, проводить его на основе теории. И это касается всех его составных: постановки цели, задач и интерпретации результатов от фиксации состояния объекта к эксперименту, определения экспериментальных условий, выявления возможностей влияния экспериментальных сменных, оценки состояния объекта до и после эксперимента.

Результативность исследования зависит от уровня условий экспериментальной ситуации. Результаты экспериментального вмешательства должны быть представлены в форме, доступной наблюдению.

Важным является знание методики подготовки и проведения эксперимента, если описывается весь процесс проведения эксперимента: последовательность (очередность) измерений и наблюдений, обстоятельность описания каждой операции с учетом выбранных способов для проведения эксперимента, выбор методов контроля за качеством операций, которые в совокупности обеспечивает надежность и точность. Необходимо быть уверенным в том, что выбранная методика отвечает современному уровню науки и условиям, в которых выполняется исследование, и в том, что она практически может применяться.

На подготовительном этапе разрабатывается программа эксперимента, создаются условия, по которым возможно экспериментирование, определяются экспериментальные зависимые и независимые переменные факторы, возможности изменения, определяются виды экспериментальных объектов исследования и объектов, которые контролируются, составляется план экспериментальных работ, готовятся средства контроля, регулирования, регистрации переменных факторов, средства обработки и анализа информации.

Эксперимент может проводиться по схеме: " до - после" и с обязательным обеспечением связи по схеме: " если " А"..., то " В". При таком подходе к изготовлению гипотезы эксперимент приобретает четкое содержание. Не менее важной является непременная разработка плана создания экспериментальной ситуации.

Экспериментальная ситуация - это совокупность условий, по которым проводится эксперимент. Это может быть исследование, которое заложено теоретически. В период разработки такого плана выбираются экспериментальные объекты, на которых будут реализовывать разработанные методические схемы, и определяется последовательность экспериментальных процедур.

План создания экспериментальной ситуации всегда связан не только с задачами, методикой, а и с конкретным объектом, на котором нужно решать поставленные задачи и реализовывать саму методику. Создание экспериментальной ситуации - это оперирование объектом соответственно предварительно определенной гипотезе и программе исследования. Например, для решения экспериментальной задачи " Выявление уровня влияния методических рекомендаций на усовершенствование культурной деятельности" необходимо зафиксировать:

а) взгляды методиста на деятельность учреждения культуры;

б) мысль работника учреждения культуры относительно предложенных методических рекомендаций;

в) отклики посетителей о деятельности учреждения культуры. Для создания экспериментальной ситуации необходимо выбрать нескольких руководителей клубных учреждений культуры с приблизительно одинаковым уровнем восприятия, предложить им ознакомиться с методическим материалом и определить по предварительно разработанной шкале его значимость. Заслушав мысль каждого работника учреждения культуры о значимости материала, который изучается, предоставляют слово экспертам этой области знаний, после чего указанный материал оценивают работники учреждений культуры еще раз.

Экспериментальным фактором в социологии выступает предусмотренное условие или система условий. Фактор вводится как причина, управляется и контролируется экспериментатором. Он является независимой переменной, где качественные и количественные характеристики раскрываются в границах программы эксперимента.

Переменные в эксперименте - контролируемые и неконтролируемые факторы, которые непосредственно или опосредствованно влияют на состояние объекта, который изучается. Определенным набором переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Основные переменные бывают независимыми и зависимыми. Переменные представляют собой категории анализа в эксперименте и, как и категории анализа, приводятся в виде эмпирических показателей.

Независимый фактор вводится, изменяется, управляется и контролируется исследователем. Он должен быть относительно самостоятельным, постоянным, существенным и чувствительно влиять на состояние объекта.

Зависимый фактор изменяется под влиянием независимой переменной.

Выбор тех или других факторов необходим для установления основных и второстепенных среди них; он играет важную роль в обеспечении эффективности эксперимента, поскольку последний сводится к нахождению зависимостей между этими факторами.

Основным параметром установления уровня важности того ли другого фактора считается его роль в исследуемом процессе. Для определения этой роли процесс изучается в зависимости от любой одной переменной при остатке постоянных. Такой принцип проведения эксперимента оправдывает себя лишь тогда, когда подобных характеристик мало (от 1 до 3). Если же их много, целесообразен многофакторный анализ.

Во время эксперимента осуществляется основной объем работ:

инструктаж участников эксперимента, их ознакомление с целью, задачами и условиями эксперимента; замеры переменных в процессе эксперимента; введение экспериментального фактора (независимой переменной) и следующее управление его действием соответственно программе; наблюдение за развитием явления, которое изучается; точная опись фактов в протоколах, карточках, анкетах, тестах по экспериментальным объектам.

Одной из главных задач эксперимента является последовательное изменение тех или иных сторон ситуации, фиксирование связи между этими изменениями и изменениями объекта. Эксперимент используется для проверки гипотезы и выделения причинно-следственных зависимостей между факторами, которые влияют на изучаемый объект. В эксперименте изучают лишь характерные стороны процессов и явлений. Главной процедурой является контроль на всех этапах проведения эксперимента. Контроль в эксперименте включает в себя четкое наблюдение за объектом, точную регистрацию переменных и их состояния, а также регулирование процесса с целью поддержания заданных параметров состояния объекта. Основная функция контроля - обеспечение чистоты эксперимента.

Завершается эксперимент переходом от эмпирического изучения к обработке полученных данных, логических обобщений, анализа и теоретической интерпретации полученного фактического материала. Чтобы достоверность полученного фактического материала не вызвала сомнений, необходимо выделить ту их часть, которая обусловленная лишь факторами, которые можно выучить на опыте.

Эксперимент, как правило, дает результат реальный и познавательный. Первый обнаруживается в понимании характера и степени влияния экспериментальных факторов на усовершенствование деятельности объекта, который изучается, второй - в выявлении соотношения реального результата с поставленной познавательной задачей. Условно результаты разделяют на основные и побочные. К основным результатам можно отнести решения тех познавательных задач, ради которых проводился эксперимент. Все другие результаты можно назвать побочными. Итоговые материалы желательно записать в унифицированной форме - составить протоколы, таблицы, схемы, графики, которые позволят наглядно сравнить и проанализировать полученное. Все переменные следует оценивать единой системой единиц.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.