Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные системные признаки научного исследования.






В развитии современного общества важную роль играет •научная информация, полученная в результате научного познания. Ее получение, распространение и использование имеют существенное значение для развития науки.

Научная информация распространяется во времени и пространстве определенными каналами, средствами, методами. Особое место в этой системе принадлежит научной коммуникации. Научная коммуникация (НК) - обмен научной информацией (идеями, знаниями, сообщениями) между учеными и специалистами. Современные авторы теории коммуникации К. Шеннон и У. Вивер дают такое определение коммуникации: " Это все действия, если один ум влияет на другого".

В процессе НК выделяют пять основных элементов:

1) коммуникант - отправитель сообщения (лицо, которое генерирует идею или собирает, обрабатывает научную информацию и передает ее).

2) коммуникат - сообщение (фиксированная или нефиксированная научная информация, закодированная определенным образом с помощью символов, знаков, кодов).

3) канал (способ передачи научной информации).

4) реципиент - получатель сообщения (лицо, которому предназначена информация и которое определенным образом интерпретирует ее, реагирует на нее).

5) обратная связь - реакция реципиента на полученное научное сообщение.

Научная коммуникация начинается с коммуниканта, который генерирует научную идею или концепцию. Это могут быть как отдельные ученые, так и коллективы авторов, такие как исследовательские группы, научные школы, учреждения, институты, регионы или страны. В зависимости от научного статуса учреждения, наличия научной степени, ученого звания, количества публикаций, стажа научной работы определяется научный статус коммуниканта, уровень его влияния на НК. Особую роль в коммуникации играют выдающиеся ученые.

Сформулировав научную идею, автор непосредственно делится ею с коллегами, научным руководителем, которые помогают определить дальнейшее направление ее развития. Потом информация распространяется среди широкого круга специалистов в форме научного доклада (сообщения) на конференциях, симпозиумах, оформляется в виде научного отчета, препринта или статьи (в письменном или электронном виде).

Документированная и (или) недокументированная научная информация - это то, что передается, то есть коммуникат. Научные сообщения наиболее часто передаются с помощью языка, изображений, действий. Изображения используют как дополнение к языковым коммуникациям (графики, плакаты). Действия подтверждают словесные выводы научного работника.

Чаще всего информация передается с помощью языка - естественного (язык человеческого общения) или искусственного (язык машинного программирования). Коммуникант кодирует информацию с помощью знаков, символов кодов, а реципиент раскодирует (расшифровывает, переводит) информацию. Научная коммуникация происходит лишь при условии, что язык научного сообщения понятен реципиенту. Часто исследователи не могут использовать иноязычную публикацию, не владея соответствующим языком. Читательская аудитория бывает довольно ограниченной, если работы излагаются недостаточно распространенным языком. В этом случае помогают переводы.

Между коммуникантом и реципиентом устанавливается канал коммуникации, без которого невозможна связь (способ обмена, передачи информации). Это - встречи, конференции, радио, телевидение, Интернет, издательство, редакция журнала, библиотека и прочие каналы, которые обеспечивают возможность непосредственной или опосредованной научной коммуникации.

Научная коммуникация функционирует эффективно при условии существования обратной связи - реакции реципиента на полученное сообщение. Интерес к сообщению зависит от многих факторов: имеют значение содержание проблемы, научной идеи, доступность информации, место, время издания, тираж журнала (монографии), язык, уровень и стиль публикации. Проявлениями обратной связи реципиента могут быть цитирование, ссылка, отклик, рецензия, написание обзора, реферата, статьи, включение идей автора в соответствующую дисциплину как базовое знание и др.

Одним из основных показателей значения научного результата является индекс цитирования, который определяет количество ссылок на ту или иную статью, автора, журнал, учреждение, страну. Чем выше этот показатель, тем авторитетнейшим является автор, тем выше его научный рейтинг. Ссылки свидетельствуют об уровне распространения идеи, ее научном и практическом значении, уровне человеческих знаний, реальном осуществление научной коммуникации.

Есть много подходов к классификации научной коммуникации. Ее разделяют на прямую (непосредственное общение специалистов, занятых в научно-исследовательском процессе); опосредованную (коммуникация между учеными через их научные публикации);

вертикальную (между научным руководителем и диссертантом);

горизонтальную (связывает соискателя с представителями научной школы) и др. Однако наиболее распространенным является деление научных коммуникаций на формальные и неформальные, документальные и недокументальные, между которыми установлена тесная взаимосвязь.

Формальная НК - обмен научной информацией через специально созданные структуры для генерации, обработка и распространение научного знания. Это - издательства, редакции газет и журналов, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, радио, телевидение, библиотеки, информационные центры, музеи, архивы и т.п.. В науковедении формальную коммуникацию часто рассматривают как публикация статьи в журнале или научной монографии и ссылки. Прямое цитирование одного автора другим свидетельствует о создании формального канала коммуникации между ними - от цитированного автора к тому, кто цитирует. Если два исследователя цитируют третьего, то создается формальная коммуникация между первым и третьим автором путем цитирования. Эффективность формальной НК определяется количеством и качеством опубликованных научных результатов.

Неформальная НК - это коммуникация, которая устанавливается между коммуникантом (отправителем) и реципиентом (получателем) путем личных контактов, встреч, бесед, телефонных разговоров, переписки и т.п.. Положительным аспектом такой коммуникации является экономия времени, обеспечение глубокого взаимопонимания. Эффективность неформальных НК определяется через самоотчеты, опрашивание, наблюдение. Отдельные неформальные обмены научной информацией становятся очевидными, если научные работники в соавторстве публикуют результаты своего исследования.

Документальная НК - коммуникация, опосредствованная научным документом, построенная на обмене документированной информацией (идеями, сообщениями, знаниями). Научный документ - это публикация результатов теоретических или экспериментальных исследований, а также подготовка научными работниками к публикации исторических документов и литературных текстов. Он содержит зафиксированную на материальном носителе научную информацию для передачи ее в пространстве и времени.

В системе НК научный документ получает статус коммуниката. Он может быть представлен в виде опубликованных тезисов, текста научного доклада, статьи, описания изобретения, монографии, отчета про НИР, диссертации, автореферата диссертации, аналитического обзора, реферата и т.п.. Научная информация может передаваться в форме книги, брошюры, журнала, дискеты и др. Преимущества таких коммуникаций:

хорошее сохранение научной информации;

• возможность изучения, многоразового перечитывания информации;

• основательность подготовки;

• возможность доведения до многих реципиентов;

• возможность установления права интеллектуальной собственности.

Недостатки документальных НК: сложность возобновления, объемность информации.

Недокументальная (устная) НК - передача научной информации в незакрепленной на материальном носителе форме. Это - телефонные разговоры, публичные выступления, совещания, конференции, симпозиумы, непосредственное общение, беседы и т.п.. Положительным аспектом устных коммуникаций является экономия времени, возможность большего согласия между научными работниками.

С развитием компьютерных и телекоммуникационных каналов коммуникации возможности свободного дистанционного обмена научными идеями расширяются. Автор может сам создать оригинальную рукопись в электронной форме, через сеть Интернет передать его непосредственно в редакцию журнала и сразу же опубликовать его. Сетевые каналы оказывают содействие оперативному формальному и неформальному обмену информацией между учеными. Некоторые электронные базы данных кроме статей (рефератов) содержат также адреса авторов. Это разрешает обратиться непосредственно к автору и установить с ним контакт. Электронный журнал является местом интегрированной НК, в которой авторы, редакторы и издатели работают в одной системе.

Научный работник должен знать преимущества и недостатки каждой формы научной коммуникации, уметь отыскать оптимальные пути ее использования и избегать возможных проблем.

1.3. Сущность и назначение функционирования научных школ.

Научная школа (НШ ) - неформальный творческий коллектив исследователей разных поколений, объединенных общей программой и стилем исследовательской работы, которые действуют под руководством признанного лидера. Это объединения единомышленников, которое разрабатывает жизненно важные для общества проблемы под руководством известного в определенной области исследователя, имеет значительные теоретические и практические результаты своей деятельности, признанные в научных кругах и сфере производства.

В деятельности научной школы реализуются такие основные функции:

• производство научных знаний (исследование и обучение);

• распространение научных знаний (коммуникация);

• подготовка одаренных воспитанников (воспроизведение).

Научной школе присущи совокупность признаков, которые дают возможность идентифицировать такое творческое объединение исследователей.

Главным признаком НШ является эффективное усвоение и исследование ее членами актуальных проблем из выдвинутых руководителем научных направлений. Минимальный цикл, который дает основания фиксировать существования школы, составляет три поколения исследователей:

основатель школы - его последователь - ученики последователя.

Ключевая фигура НШ - ее лидер, именем которого названа школа. Это - выдающийся, авторитетный ученый, который разрабатывает фундаментальные и общие вопросы науки, продуцирует идеи, новые направления исследований, способные объединить вокруг себя коллектив единомышленников.

Среди других признаков НШ выделяют такие:

• многолетняя научная производительность, которая характеризуется как количественными (количество публикаций, ссылок), так и качественными показателями (лидер и члены НШ являются авторами фундаментальных научных работ, членами редколлегий ведущих профессиональных журналов и сборников);

• широта проблемно-тематических, географического, хронологического диапазонов функционирования НШ;

• сохранение традиций и ценностей НШ на всех этапах ее становления и развития, обеспечение наследственности в направлениях научных исследований, стиля научной работы;

• развитие атмосферы творчества, новаторства, открытости для научных дискуссий как в профессиональной печати, так и в общении;

• объединение в НШ определенного круга талантливых ученых, постоянное ее обновление одаренными воспитанниками - последователями лидера, способными к самостоятельному поиску;

• постоянные коммуникационные связи (горизонтальные и вертикальные) между учителем и учениками, рядовыми членами школы;

• активная педагогическая деятельность (количество соискателей, аспирантов, докторантов, учебников, учебных пособий, разработка новых курсов);

• официальное признание государством (научным сообществом) важности научных исследований НШ (число академиков, докторов, кандидатов наук, профессоров, доцентов, заслуженных деятелей и работников).

Считается, что лидером НШ является преимущественно доктор наук. В ее составе может быть не меньшее трех докторов наук по специальности. Проблематика научных исследований учеников обязательно должна быть связана с тематикой учителя - лидера школы. Иногда указывают на географическую дислокацию как одну из признаков школы. Этот формальный признак может быть использован как дополнительный в процессе идентификации НШ.

Наиболее распространенным методом идентификации НШ является изучение потока кандидатских и докторских диссертаций научных работников, которые входят в этот неформальный коллектив. Такой подход правомерный, поскольку проявляет взаимоотношения " учитель - ученик", что является в особенности существенным для НШ. Он дает возможность получить конкретные результаты, которые базируются на количественных данных о защищенных под руководством того ли другого ученого диссертации, свидетельствует о соответствии тематики диссертаций учеников проблематике диссертации лидера. Этот метод простой, поскольку сводит задачу идентификации к установлению формальных показателей.

Научные школы являются главной неформальной структурой науки, делают значительный взнос в ее развитие. Их представители, как правило, достигают значительных научных результатов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.