Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка конкурентоспособности продукции и услуг






Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает это­му товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени. Условие конкурентоспособности товара в общем виде может быть представлено следующим соотноше­нием:

К=Р/С--> мах (2.15)

где Р — полезный эффект товара; С—затраты на приобретение и использование товара. Определить, соответствует ли товар предприятия этому ус­ловию, можно только в процессе сравнения с другими пред­ставленными на рынке товарами.

Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себя следующие этапы:

• выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и определения конку­рентоспособности товара предприятия (выполнен в под­разделе бизнес-плана «Анализ сильных и слабых сторон предприятия и конкурентов»);

· определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

· расчет интегрального показателя конкурентоспособнос­ти товара предприятия..

На рисунке 2.17 показана примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара.

В процессе оценки конкурентоспособности товара прежде всего анализируются показатели качественных параметров, таких, как нормативно-производственные и потребительские.

Анализ нормативно-производственных параметров начи­нают с исследования патентной чистоты изделия, затем уста­навливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удов­летворения существующей потребности.

Для оценки уровня нормативных параметров использует­ся специальный показатель, который имеет только два значе­ния — 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нор­мам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) рассчи­тывается как произведение частных показателей по данному параметру:

Iнп=П*q (2.16)

где q, — частный показатель по ('-тому нормативному пара­метру;

п - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, значит, изделие, или товар, в этом случае является неконкурентоспособным.

Потребительские параметры характеризуют потребительские свойства товара (технические характеристики, дизайн и т. д.). Экономические параметры — экономические свойства (соста­вляющие цены потребления).

Потребительским и экономическим параметрам присваи­ваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. При определении относительных


 

Рис. 2.17. Примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара.


 

весов параметров может быть использован метод экспертных оценок.

Далее определяют параметрический индекс по каждому па­раметру. Для потребительских свойств товара параметричес­кий индекс рассчитывается следующим образом:

- если увеличение параметра данного потребительского свойства улучшает качество товара, то параметричес­кий индекс определяется отношением значения парамет­ра товара и образца;

- если увеличение параметра данного потребительского свойства ухудшает качество товара, то параметрический индекс определяется отношением значения параметра образца и товара.

Для экономических параметров товара параметрический индекс определяется как отношение значения параметра това­ра и образца.

Параметрические индексы для экономических параметров определить довольно просто, поскольку каждый из них име­ет численное значение. Потребительским же параметрам, пре­жде чем определять параметрические индексы, надо присвоить численные значения. Если параметры не поддаются непосред­ственной численной оценке, то экспертным путем им присваи­вается балльная оценка.

После определения параметрических индексов рассчитыва­ются сводные индексы по потребительским и экономическим параметрам.

Эд. — значение параметрического индекса k-го параметра. Интегральный показатель относительной конкурентоспо­собности изделия:

K=Iнп*I/I(2.19)

 

Расчет можно представить в таблице 2.12

Конкурентоспособность ______________________

Таблица 2.12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.