Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы управления государственным долгом.






Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становиться трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Обычно правительства стран - дебиторов принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование нескольких путей.

Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Как правило, этот путь исключен для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Консолидация внешнего долга - превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т. е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдаленное будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства.

Наиболее известны Лондонский клуб, в который входят банки - кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны - кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран - должников (в том числе и России) по отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране - должнике недвижимость, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны - кредитора в приватизации государственной собственности в стране - должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны - кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства государства - должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий однако она облегчает бремя внешнего долга, получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиции.

Заключение

В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, после Первой и Второй мировых войн Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, право строительства военных баз, станции слежения за спутниками и т.д.

Государственный долг в целом очень важная часть бюджета страны, хорошо изученная и подвергаемая самым различным манипуляциям со стороны правительств стран мира.

 

Список литературы

1. Астапов: Управление внешним и внутренним государственным долгом в России / Мировая экономика и международные отношения, 2003 г. №2.

2. Соснин: Тяжесть бремени государственного долга / Мировая экономика и международные отношения, 2002 г. №1.

3. Воронин, В.Кабашкин: Управление государственным долгом / Экономист 2006 г. №1.

4. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. " Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн: БГЭУ, 2003г.

5. 7. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие для вузов / Б.И. Алехин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 335с.;

 

Приложение 1.

Данные о РФ на 2012 год.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36, 0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну кредитора (Кипр, США и т.д.)

 

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146, 4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2, 5 % от ВВП.

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22, 5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

 

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146, 4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158, 7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

 

Для сравнения, по данным S& P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

 

В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2, 5 млрд евро на 4, 5 года под 4, 5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2, 5 % всего своего госдолга, или 65, 3 млрд долларов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.