Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Европейская культура и искусство в XIX веке






XIX век в истории культуры занимает особое место. Это время создания единой системы наук. Можно констатировать, что ведущей доминантой культуры этого столетия была наука. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, таблицы химических элементов Д. Менделеева, эволюционной теории Ч. Дарвина, бактериологии и иммунологии, телефона и телеграфа, радио и кино и др. имело громадное историческое и культурное значение.

Как показали подсчеты П. Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые, а именно – 8527», вследствие чего техническое господство над пространством, временем, материей выросло беспредельно.

Начался небывалый рост цивилизации. «Появление машины, – писал Николай Бердяев, - самая великая революция в человеческой судьбе. Машина становится между человеком и природой; она не только покоряет природную стихию, но и самого человека, она порабощает его, человек становится рабом машины... В условиях механизации человек отрывается от духовных основ...». Происходит дегуманизация труда.Место ремесленного труда, тесно связанного с личностью работника, с его индивидуальными способностями, умениями, творчеством, занял качественно однородный, безликий труд. Стал господствовать принцип всеобщей полезности. А это привело к тому, что труд утратил черты творческой деятельности и оказался по ту сторону всякой духовности. XIX век, по Бердяеву, положил конец творческому человеку, наступает период разочарования, духовного опустошения...

Определяя историческое лицо XIX века, философ Ортега-и-Гассет писал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком. Создан совершенно новый фон, новое поприще для современного человека, – и физически, и социально. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: дегуманизация, экспериментальная наука и индустриализация.

Научные знания сами по себе были важным структурным элементом культуры. Но главное их влияние состояло в том, что они способствовали формированию новой картины мира и обеспечивали техническую базу культуры. Ценностные ориентации духовной культуры XIX века концентрировались вокруг двух исходных позиций. Смысл первой заключался в утверждении ценностных установок буржуазного образа жизни. Эта позиция пользовалась поддержкой официальных властей. Суть второй – критика, неприятие ценностей новой буржуазии. Это направление объединяло такие различные и внешне полярные явления, как романтизм, критический реализм, символизм, натурализм.

Романтизм как тип культуры. К XIX веку мир качественно изменился. В 1789–1793 годах Великая французская буржуазная революция обозначила кризис культуры Просвещения. Декларация прав человека и гражданина (1789) провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Весь ход исторических событий опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь если миром правят законы разума, то как возможно столь разительное несоответствие результатов - целям? Отныне проблема несоответствия идеала и действительности более всего волнует общественное сознание. Именно это противоречие становится основным мотивом культурного развития в XIX веке. В таких условиях и зарождался романтизм.

Слово романтизм значительно старше того течения в культуре, которое было им обозначено на рубеже XVIII–XIX веков. Употреблялось оно и после того, как романтическое течение в западной культуре прекратило свое существование. Под романтизмом, романтикой, романтичным имеется в виду нечто возвышенно-мечтательное, устремленное к таинственному, фантастичному, далекому, недостижимому. Романтик – человек, чуждый быту и житейской прозе, он пренебрегает всем обыденным и прозаичным. Острое неприятие наступившей реакции, воцарившейся прозы жизни, породило в начале XIX века романтический бунт молодого поколения.

Романтизм – это уже не просто стиль в искусстве, это общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные явления – от философии, экономики до моды.Все романтическиепроявления объединяет одно - конфликт с реальностью.

Однако нельзя утверждать, что романтизм возник на пустом месте. Он не отрицает Просвещения, имел предшественников в лице Руссо, который в век Разума заговорил о примате чувств, о своеобразии и неповторимости каждого человека. Романтизм питали и идеи движения «Бури и натиска», раннее творчество И. Гёте и Ф.Шиллера. Эти идеи были интересны и близки романтикам, как и многим композиторам, художникам, кто в своем творчестве выходил на новое видение мира, отличное от классицизма. Но в романтизме резче выделилась присущая всем гуманистическим течениям черта – индивидуализм. Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. В решении проблемы личности и общества романтики переносили акцент на личность.

В результате собственные признаки романтизма выглядят как оппозиция Просвещению. К числу наиболее значимых можно отнести следующие противопоставления: рассудок и разум – на одном полюсе, интуитивное постижение действительности – на другом; восприятие мира в качестве механизма – и в качестве организма; проза – поэтичность; утилитарность – открытость истине, добру, красоте. Список противопоставления романтизма и Просвещения легко продолжить: слишком велика и очевидна разница между этими двумя течениями культуры.

Характерной для романтизма является проблема двоемирия. Двоемирие – это сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Причем, реальная действительность, «проза жизни» с ее бездуховностью, расценивается как недостойная человека реальность, которая противостоит подлинному ценностному миру. Утверждение прекрасного идеала как реальности, которая осуществляется хотя бы в мечтах, - существенная сторона романтизма.

Отвергая современную ему действительность как вместилище зла и пороков, романтизм разными путями пытается уйти от реальности и несовершенного мира: в прошлое, его нравы (рыцарский кодекс чести); в экзотические страны, не испорченные цивилизацией; в мир сказок и легенд; в собственный внутренний мир.

В жизни сердца романтики видели противоположность бессердечности внешнего мира. Проблема личности становится для романтиков центральной, поскольку гармония личности и общества утрачена и свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни. Главным предметом искусства становится область внутренних переживаний человека. Приковывается внимание к таким фактам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть.

Литература романтизма метафорична, ассоциативна, многозначна, тяготеет к синтезу или взаимодействию жанров и видов. Она часто имеет тягу к соединению с философией, религией. Ирония, самоирония, гротеск характерны для романтического мышления. Мир героя-романтика - это преимущественно собственный духовный мир. Характер героя несет в себе всю скорбь мира по поводу его несовершенства. Герой часто оказывается вырванным из привычной, обыденной жизни и поставленным в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. Он является неповторимой личностью, и в этом источник его ценности. Это герой гордого одиночества и неприятия мира.

Виктор Гюго (1802–1885) являлся главой французских романтиков. Одним из первых манифестов романтизма считается предисловие Виктора Гюго к драме «Кромвель», где французский писатель провозгласил: «Пора пришла. Для мира и для поэзии наступает новая эпоха». Эти строки увидели свет в 1827 году. В это время уже шла жаркая полемика между сторонниками классицизма и романтизма. В процессе нескончаемых дискуссий (они происходили главным образов в среде литераторов) эпитеты классический и романтический становились то высшей похвалой, то уничтожающим обвинением. Но это был спор между старым и новым искусством. Идеи романтизма в своем творчестве выражали Ж. Санд, Г. Гейне, Д. Байрон, Э. Гофман и др.

В эпоху романтизма происходит обращение к народному творчеству. Оживают легенды, предания, сказки глубокой старины. За счет фольклора обогащается литературный язык, подчеркивается его национальное своеобразие. В это время развивается европейская фольклористика, публикуются сборники народных песен и сказок. Приобретают мировую известность братья Гримм, Г. Х. Андерсен.

Термин романтизм возник вначале применительно к литературе, несколько позднее это понятие распространилось на музыку и изобразительное искусство. По отношению к живописи он впервые был применён к «Плоту «Медузы» французского художника Теодора Жерико. Эмоциональная взволнованность художника накладывает отпечаток на всю систему его образных средств. Бурная динамика и патетика форм, которые станут типичными для художественного языка романтизма, проявились в его полотне в полной мере. Это огромное полотно (35 кв. м.) посвящено конкретному событию (гибель фрегата и людей, брошенных на произвол судьбы в открытом море), оно далеко перерастает рамки сюжета, превращаясь в аллегорию бедствий самой Франции. Жерико пишет свою суровую картину, изображая искаженные страхом и голодом лица, груды трупов на переднем плане. Он вторгается в область безобразного, передавая со всей натуральностью гримасы голода и смерти. Безобразное ранее было предметом эстетического внимания, но никогда оно не вводилось на равных в высокую трагедию. Это «нарушение» законов жанра более всего возмущало представителей классицизма. Но между тем в этом «смешении» высокого и низкого и заключается эмоциональная ударная сила произведения - взлет надежды, мужество и благородство человеческого духа воспринимались острее рядом со сценами безумия, бессилия.

Героическая концепция романтизма наиболее завершенное воплощение получила в творчестве младшего современника и друга Т. Жерико – Эжена Делакруа. Не повседневная и обыденная жизнь привлекала художника, а исключительные события и образы.

Его творчество отражало духовную жажду поколения, взращенного революцией. И недаром, когда это поколение в июле 1830 года доказало, что оно достойно революционной славы отцов, именно Делакруа стал выразителем героического энтузиазма восставшей Франции, создав одну из лучших своих картин – «Свобода на баррикадах». Картина потрясла современников смелостью художественного решения. Они были шокированы сочетанием достоверности и символичности образов, реализмом, доходящим до натурализма, и идеальной красотой. С непризнания Делакруа начинается ставший типичным в XIX веке, конфликт публики и художника. Осмеянный при жизни, Делакруа оставался учителем художников новых поколений. Он всегда отстаивал принцип многообразия прекрасного. Эстетика романтизма стала отрицать наличие вечного и неизменного канона красоты. Вместе с изменениями жизни меняются люди, их вкусы, их представления о прекрасном.

К середине XIX века романтизм почти исчерпал себя в литературе и живописи. Но в музыке судьба романтизма сложилась иначе, ведь именно музыку романтики ставили на высшую ступень лестницы искусств. Ни один другой вид искусства, считали романтики, не способен так глубоко и тонко выразить все душевные состояния, эмоциональные переживания человека и показать его удивительно сложный духовный мир.

Главная черта музыки романтизма - повышенная эмоциональная выразительность. Музыка романтиков - это выражение их внутреннего мира, это их «звучащая биография», где каждая страница является исповедью композитора. Мир души, неповторимость каждой личности, разнообразие и тонкостьоттенков чувств не всегда поддаются словесному выражению. Но музыка романтизма - это голос сердца. Романтики-композиторы обращаются к миниатюре (как наиболее удобной форме передачи мира настроений). Это вальсы, мазурки, полонезы, песни без слов...

Более разнообразным спектром красок зазвучал оркестр. По-новому раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка. Кульминационного момента достигает виртуозная музыка: композиторы-романтики создают произведения, которые и по сей день считаются труднейшими в сольном и камерном репертуаре.

Музыканты-романтики проявляли большой интерес к национальному прошлому: легендам, преданиям, народному творчеству. Красота народного творчества - одна из вечных ценностей, открытых романтиками. До сих порникто так последовательно к фольклору не обращался. С именем каждого композитора невольно ассоциируется и его страна: Шуберт, Штраус (Австрия), Вебер, Мендельсон, Шуман, Вагнер, Брамс (Германия), Россини, Паганини, Верди (Италия), Бизе, Сен-Санс, Берлиоз (Франция), Лист (Венгрия), Григ (Норвегия).

Романтики способствовали развитию жанров, связанных со словом(идея романтизма – синтезискусств). Мелодия обогащалась речевыми интонациями, аккомпанементтерял нейтральность характера, насыщаясь образным содержанием.

В парижских салонах 30-х годов собирались Шопен, Гейне, Делакруа, Лист, Ж. Санд. Они музицировали, читали свои новые литературные произведения, участвовали в серьезных художественных дискуссиях. Творческое общение между людьми разных искусств привело к взаимному обновлению форм и выразительных средств музыки, литературы, живописи. Вот лишь несколько примеров.

Ф. Шопен (по словам Ф. Листа, «чистый гений гармонии») под впечатлением литературных баллад поэта А. Мицкевича, создал совершенно новый музыкальный жанр - инструментальную балладу. Музыкальная тематика обогащает творчество Гейне, Стендаля, Ж. Санд. Ф. Лист, горячий поборник программной музыки, пишет музыкальные произведения, прообразами которых были творения литературы («Соната по прочтении Данте», «Сонеты Петрарки»), живописи («Обручение» - по Рафаэлю, «Мыслитель» - под впечатлением работ Микеланджело). Р. Шуман много сил отдал музыкально-литературной деятельности, горячо поддерживал новые таланты, настоящее большое искусство. Литературную деятельность вели Лист, Берлиоз, Вагнер.

Далеко не случайно в романтизме появляется идея синтеза искусств. Искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество было совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств - это прообраз преодоления разорванности индивидуального «Я» и общества.

Необходимо отметить, что романтизм не только не ушел в прошлое, но и остался в западной культуре, как ни одно предшествующее течение или эпоха. Они всё еще современны в том смысле, что все последующие явления культуры так или иначе тяготеют к инвариациям. Даже индивидуально-личностное существование, индивидуальная биография человека XIX или XX века очень часто являются просвещенческой или романтической позицией в жизни.

Кризис романтизма отчетливо выразился к середине XIX века. Он стал все более уходить от участия в общественной жизни и замыкаться в кругу только художественных проблем. Большинство добропорядочных буржуа стало волновать только собственное благополучие. Для основной массы людей, лишенных художественного восприятия жизни, искусство стало занимать свое место на периферии сознания. От искусства требовали доступности и развлекательности. Поэтому в середине века и произошел небывалый взлет бытовой развлекательной музыки. Знаменитыми стали танцевальные произведения И.Штрауса-отца и И.Штрауса-сына. Большое количество балов, повсеместные выступления танцевальных оркестров создали особую атмосферу праздничности городской жизни. В вальсах Штрауса, как и во всей танцевальной музыке, утверждались радость и романтическое восприятие жизни.

Реализм XIX века. После революционных событий 1830 и 1848 гг. действительность поставила задачи, которые уже невозможно было разрешить в рамках романтизма. Новые времена с их социальными противоречиями, с расстрелами рабочих демонстраций и полицейским террором требовали разящих и беспощадных произведений, критического искусства, огромной взрывной силы.

В 1850 году Г. Курбе публикует «Манифест реализма» – предисловие к каталогу своей выставки, начинает издаваться журнал «Реализм». Основой нового направления в искусстве, его главной темой стало правдивое отражение действительности, анализ социальных отношений.

Искусство реализма пытается уловить закономерности жизни, влияющие на поведение людей, на формирование характеров. Дух этой эпохи определился новым направлением в науке и философии – это позитивизм, который исходит только из материального, фактического материала. Он звал ученых из мира мечтаний на землю, к людям, чтобы познать природу.

Увлечение социальным анализом становится своеобразной приметой времени: появляются социальные романы Ж. Санд, с 1829 года начинают выходить романы О.Бальзака, объединенные общим заголовком: «Человеческая комедия».

Реализм и романтизм долгое время сосуществовали, связанные общими идеями. Их объединяло неприятие буржуазного общества. Но реалисты не мистифицировали его, а критиковали. Отсюда и название метода – критический реализм.

Говоря о реализме XIX века, не стоит забывать, что еще в XVIII веке многие крупные мастера вдохновлялись современностью («Смерть Марата» Давида, «Плот «Медузы» Жерико, «Хеосская резня», «Свобода на баррикадах» Делакруа). В основу этих произведений были положены реальные события - реальные, но не обыденные. В обращении критических реалистов XIX века к современности была одна существенная особенность: они не искали событий исключительных, из ряда вон выходящих, их герои – обыкновенные люди, занятые повседневными делами.

Мировоззрение реалистов отражало материалистическое мышление. Они считали, что характер формируется средой, совокупностью материальных условий, вот почему реализм тщательно изучал обстоятельства жизни своих героев. Персонажи несут в себе типичные собирательные черты той или иной социальной группы. Писатели-реалисты, в отличие от романтиков, признавали ценность «низкой» действительности, стремились изучить ее и всесторонне изобразить.

Критический реализм в западноевропейской литературе не представлял собой единого целого. Писатели имели разные теоретические платформы. В творчестве Стендаля, Мериме, Золя, Флобера, Мопассана, Шоу сближались идеи романтизма и реализма. Особенно ярко элементы сатиры проявились в творчестве Ч. Диккенса. Для всей европейской литературы характерна тема утраченных иллюзий, и это связано с последствиями Французской революции.

А. Стендаль и О. Бальзак утверждали идейное значение искусства, его социальную миссию. Они считали, что задача художника – осмысление явлений жизни. «Искусство должно стать энциклопедией жизни», – писал Бальзак. В своих многочисленных романах и повестях, составляющих единое целое, Бальзак последовательно прослеживал жизнь нескольких поколений. Сущность современного уклада жизни он связывал с властью денег.

Г. Флобер отрицал общественную роль искусства, считая бесполезной социальную борьбу. Искусство должно только отражать жизнь, не вмешиваясь в нее, не выражая субъективного отношения художника, полагал он. Эта теория характерна для натурализма в искусстве. Натуралисты перенесли выводы наук, изучающих природу, на человека и общество, подчеркивая биологические мотивы поведения. Они утверждали, что судьба человека, его духовный мир полностью определены социальной средой, наследственностью и генетикой.

Ярким представителем натурализма в литературе стало творчество Э. Золя. Он сознательно ограничивал роль писателя, не позволяя ему делать ни философских, ни политических выводов.Творчество представителей натурализма утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека буднично опустошающей жизнью, но в то же время возводило в абсолют роль подсознательного начала в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму.

В изобразительном искусстве н овым общественным потребностям отвечала новая техника - литография. Изобретенная в конце XVIII века, она привлекла художников огромными возможностями тиражирования. В Париже возникает сразу несколько литографских мастерских, в одной из которых работал О. Домье. Его сатира обрушивается на власть имущих: короли, министры, судейские чины предстают в отрицательном облике. Надеждой нации он считал простых людей: рабочий класс, демократическая интеллигенция - именно они воплощают положительный идеал Домье.

Пробуждение в искусстве интереса к демократической тематике было неслучайным. Именно в это время люди, которые сеяли хлеб, ткали шерсть, обрабатывали виноградники, стали организованно бороться за свои права. На исторической арене утверждается новый класс – пролетариат. Изображение людей труда стало занимать значительное место в творчестве художников, в том числе Ж. Милле и Г.Курбе.

Палитра музыкального искусства Европы второй половины отличается многообразием стилей творчества, музыкальных школ, обилием выдающихся композиторов разных стран. Нельзя сказать, что музыка второй половины века строго укладывается в рамки реализма.

Среди великих музыкантов этого времени следует назвать имя Р. Вагнера – композитора, дирижёра, поэта-драматурга, либреттиста, одаренного публициста, теоретика музыкального театра. Вагнер разработал принцип сквозного развития в музыкально-драматическом жанре. Одним из важных средств выразительности его музыкальной драматургии является лейтмотивная система (до 25–30 в одной опере). Он блестящий мастер оркестровки, как новатор предстает и в области гармонии.

И.Брамс является продолжателем классической традиции. Его произведения часто остроконфликтны, нередко в них показаны душевные драмы трагического склада. Но кипящую лаву романтических чувств Брамс облекает в строгие классические рамки.

Д.Верди – гениальный оперный композитор, автор 26 опер. Начав как романтик, он стал крупнейшим мастером реалистического искусства. Главное в оперном сюжете Верди – правдивые и рельефные драматические ситуации, отражающие человеческие страсти в их характерной индивидуальной форме.

Основные достижения творчества Ж. Бизе связаны с театром, а опера «Кармен» принадлежит к лучшим образцам мировой музыкальной культуры. Герои опер Бизе – люди из народа. Его музыкальные драмы отличаются правдивостью образов, чувств, жизненностью обстановки действия.

Искусство критического реализма было доступно для понимания широкой публике. Оно расширяло свои социальные основы, становилось демократичным. Чтобы наслаждаться таким искусством, не обязательно обладать художественной восприимчивостью, воспитывать свое эстетическое сознание. Но именно в этом и была заложена будущая тенденция искусства – превращение его в явление массовой культуры.

Импрессионизм. В 1874 году происходит событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие искусства, – первая выставка французских живописцев, возвестившая о рождении импрессионизма. К этому стилю принадлежали А. Сислей, К. Писсарро. Они создали живопись, которая по-новому изображает мир. Свое название импрессионизм получил от названия картины К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, которая была показана в Салоне в 1874 году.

Импрессионизм – творческое направление в искусстве, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Они не копировали, а воспроизводили действительность в соответствии со своим видением мира. Художники-импрессионисты первыми отказались от «коллективного опыта», их творчество – это прежде всего яркие индивидуальные искания. Желание сохранить и передать свежесть непосредственного восприятия, создать у зрителя ощущение, что он сам является свидетелем происходящего, внушить ему, что каждый миг жизни исполнен поэзии и значения и поэтому достоин быть запечатленным на полотне – главные задачи импрессионизма.

Импрессионизм как творческий метод не имел строгих канонов, норм и правил. Его непохожесть на прежнее искусство вызвала бурю протеста общественного мнения. Импрессионистов упрекали в субъективном и непонятном видении мира. И действительно, с их творчества начинается новая эпоха в живописи. Их новая эстетическая программа требовала и новых средств выражения. «Случайность» выбранного момента подчеркивалась композицией, которая показывает срезы фигур. Художник сознательно избегает деление персонажей на главные и второстепенные. Импрессионисты всегда работали на пленэре, их интерес к передаче световоздушной среды высветляет их палитру. Они не пользовались черным цветом, так как пришли к мнению, что черного цвета в природе нет. Контуры предметов лишаются четкости и определенности. Они как бы вибрируют от бликов света, от движения толпы.

В своем видении мира импрессионисты отражали реально существующие законы природы – теорию разложения цветов. В природе нет смешанных тонов. Солнечный луч разлагается на три основных цвета – красный, желтый и синий. Раньше художники, чтобы передать свет, подчеркивали его контрастом тени. Импрессионисты не смешивали на палитре чистые основные цвета солнечного спектра, а раскладывали их один около другого прямо на холсте техникой открытого мазка. Они обратили внимание и на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, на мерцание воздушной среды, едва уловимые краски, которым язык не находит обозначения, но которые кисть может запечатлеть на холсте.

Если на близком расстоянии рассматривать картины импрессионистов, то видны всего лишь небрежные блики, беспорядочно разбросанные по холсту. Но достаточно отойти на некоторое расстояние, и из холста проступают легко узнаваемые картины природы, очертания живых лиц. Публика, привыкшая к приглаженной салонной живописи, не принимала искусства импрессионизма (особенно их живописной манеры). Их упрекали в неумении рисовать и в том, что их работы оставались якобы незавершенными.

Но в чем же главные причины такого бурного неприятия нового творческого метода общественным сознанием? Обывательское суждение буржуа рассматривало живопись как объект развлечения или покупку. Эстетическая ценность картин была менее важна, чем их потребительская стоимость. Общество инстинктивно отстранялось от всего нового, непонятного, от того, что выходило за рамки практических интересов.

Лишь к концу 80-х годов XIX века импрессионизм перестал быть полем сражения и получил распространение в Европе. Но пониманию импрессионизма «задним числом» способствовало лишь рождение нового направления – постимпрессионизма.

Самым крупным художником-импрессионистом был О. Ренуар. Его полотна залиты солнцем и светом, портреты женщин и детей утверждали красоту и радость жизни.

Э. Мане как никто другой сумел разглядеть красоту в обычных явлениях современности. Главное место в его картинах всегда принадлежало человеку. Он первый из художников XIX века утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой их идеализации.

У Э. Дега современник чаще поворачивался к зрителю своей неприглядной стороной. Его живописи были свойственны острая наблюдательность, аналитичность, беспощадная правдивость. Привязанность художника к красоте проходит через суровое испытание. Например, балет, который рисуется из зрительного зала как феерия красок и движения, приобретает у Дега особый человеческий смысл: он открывает в нем упорный труд, усилие, напряжение тела, испытание воли.

К. Моне был самым последовательным представителем этого направления. Его называют певцом природы. В природе его привлекали в первую очередь солнце, трепет его лучей, пронизывающих воздух, многообразие оттенков, которые они придают небу, облакам, деревьям, цветам.

К. Писсарро ввел в искусство пейзаж большого города. Он любил сдержанные краски. Стремился сочетать передачу световых впечатлений и форму предметов.

А. Сислей был лириком. Его пейзажи больше чем работы других импрессионистов связаны с настроением. Он любил писать природу, освещенную водной гладью.

Возникнув в среде художников, импрессионизм как направление в искусстве вскоре захватил и скульптуру, где получил блестящее воплощение в творчестве О. Родена. Он лишил скульптуру привычной гладкой поверхности – чтобы добиться ощущения живописности и движения. «Если перейти мысленно от классической академической скульптуры к Родену поражает резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно», и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, жестах, телодвижениях ясно проступало, что их волнует, будто спала незримая пелена и нашим глазам открылась тайная жизнь плоти» (М.Алпатов).

Но самое главное не в правдоподобии. Человек Родена получил небывалую свободу, он как бы выходит за свои собственные границы. Ради пластического выражения открывшейся ему правды художник завоевал себе право более свободно обращаться с натурой. Он то удлиняет пропорции, то их укорачивает – иэто ничуть не искажает человека, но выражает его внутренние силы, порывы, влечения, страсти. Палитра скульптора значительно обогатилась, светотень достигла силы воздействия колорита. Скульптура Родена читаетсяне только как выпуклость, но и как силуэт. Особая заслуга Родена в том, что он подчинил пластическую форму психическому переживанию. Его эмоционально-психологическое искусство оказало чрезвычайное влияние на всё последующее развитие скульптуры.

Основателем импрессионизма в музыкальном искусстве стал К. Дебюсси. Его творческое наследие не очень велико, но он создалмузыку утонченных образов. Ему свойственны полутона настроений, изысканность гармоний, возникающих совершенно из другого звукоощущения, чем гармония прежней музыки.

М. Равель, став продолжателем творчества Дебюсси, смог найти свою индивидуальную манеру высказывания, еще более расширил изобразительные возможности музыки. Причем красочность, живописность его музыки никогда не заслоняют содержания, хотя он и не претендовал на раскрытие серьезных социальных проблем.

Анализ работ импрессионистов, их сравнение с творческими достижениями художников предыдущих эпох убедительно свидетельствует, что заслугой импрессионистов было не только видение новой реальности, но и новая ее оценка вообще... Они открыли для искусства много новых тем, и прежде всего современный город. Импрессионисты широко и властно ввели в искусство городского человека, городские контрасты, не смущаясь самых резких социальных и демократических противоречий.

Импрессионисты смогли более совершенно, чем их предшественники, показать реально существующий мир. И все же главное в творчестве импрессионистов – не новая техника, а новое отношение к миру, которое для своего выражения и нашло эту технику. Никто из больших художников следующего поколения не миновал импрессионистического этапа в своем творчестве.

Постимпрессионизм. В конце 80-х годов XIX века в изобразительном искусстве Европы появилась новая группа художников, творчество которых обычно объединяют под названием постимпрессионизм (после импрессионизма). В эту группу вошли четыре художника, которые не только не похожи, но скорее имели противоположные взгляды на задачи искусства. Это В.В. Гог, П.Гоген, П. Сезанн, А. Т.Лотрек.

Их творчество развивалось на основе достижений импрессионистов, которых они считали своими учителями. От них они унаследовали любовь к природе и умение запечатлеть ее живое дыхание, умение в обыденном событии увидеть красоту. Но искусство постимпрессионистов родилось в острой полемике с импрессионизмом. Представители нового направления утверждали, что художник должен писать мир не только таким, каким он его видит, но он обязан средствами искусства суметь рассказать о мире все то, что он о нем знает.

Всех художников-постимпрессионистов объединяло острое чувство неприятия действительности. Они не могли так беззаботно радоваться жизни, как импрессионисты. Но они боролись за право быть художником и говорить в искусстве свою правду. И они действительно смогли сказать о мире нечто такое, чего никто не говорил до них.

Голландский художник Ван Гог не получил в молодости профессионального образования, переменил ряд профессий, не имевших отношения к искусству. Подлинное художественное призвание появилось у него достаточно поздно – в 27 лет, после ряда последовательных неудач, благодаря поездке в Боринадж, где он был проповедником среди людей, живших в крайней нищете. За десять лет работы этот гений подарил человечеству около тысячи картин и пример хрестоматийной жизни непризнанного художника, намного опередившего своё время. Эволюция его творчества – одна из ярчайших в истории искусства. Он предвосхитил многие художественные начинания XX века. Ван Гог является кумиром многих поколений художников. Его картины стоят сейчас десятки миллионов долларов каждая, хотя при жизни он продал только одну картину. Его произведения, несмотря на трагизм, проникнуты глубокой человечностью, жизнеутверждением, во многих – восторг перед красотой мира.

Вступив в конфликт с обществом, Поль Гоген стремился найти спасение в идиллической жизни первобытных народов. Покинув Францию и уехав на острова Полинезии, затерявшиеся в Тихом океане, он поселяется среди людей, духовный мир которых находится в полной гармонии с природой. Эти люди просты и загадочны, свободны от условностей цивилизации и лицемерной морали. Их жизнь кажется Гогену полной таинственного смысла. Именно здесь Поль Гоген создал главные произведения своей жизни. Человек в его картинах – часть природы, как цветы, деревья, плоды. Все сплетается в единый красочный, экзотический декоративный мир, полный покоя и душевной гармонии.

Художники-постимпрессионисты не были объединены ни общей программой, ни общим методом живописи. Гоген уходит от объема, перспективы к плоскостным изображениям, состоящих из отдельных элементов чистого цвета, у Ван Гога – динамика цвета и мазка наполняет жизнью и движением природу, людей и даже неодушевленные предметы. Но все художники-постимпрессионисты оставили яркий след в мировой культуре.

Символизм. Эстетизм. Последняя треть XIX века – наиболее мирное и стабильное время за всю историю капитализма. В основном завершен промышленный переворот. Однако в этих условиях благополучия и развития, в духовной культуре наступила эпоха декаданса.

Декаданс (с фр. упадок) – явление сложное и достаточно противоречивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX веков, отмеченных настроением безнадежности, пессимизма, упадничества. Как характерное явление времени, декаданс не стоит относить к каким-либо определенным направлениям в искусстве. Настроение декаданса затронули художников самых разных эстетических школ, в том числе и таких мастеров, чье творчество в целом не может быть сведено к декадансу.

Наиболее отчетливо черты декаданса проявились во французском символизме. Это направление в искусстве проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь высшие ценности с помощью символов, иносказаний.У истоков этого направления в искусстве стоит Ш. Бодлер с книгой «Цветы зла». Поэт мастерски передал настроения усталой подавленности, душевной распутицы, цепенящего страха. Эти ощущения стали определяющими в духовной атмосфере конца XIX века. Символизм в это время превратился в общеевропейское культурное движение, которое охватило не только литературу, но и театр, музыку и живопись. Бодлер отвергал веру в изначальную доброту человека и убежденность в том, что поступательный ход вещей разумен и целесообразен. Поскольку свое время он считал ущербным, то возможность преодоления этой ущербности он видел в искусстве.

Сходные идеи развивали представители английского эстетизма. Квинтэссенция эстетизма – переживание прекрасного ради самого прекрасного. О. Уайльд считал, что искусство ничего не выражает, кроме самого себя, и наиболее полно этому идеалу «чистого искусства» соответствовали музыка и орнамент. Единственный источник развития искусства – заимствование сюжетов одним видом искусства из другого, а не из реального мира. Поскольку, по мнению Уайльда, жизнь может почерпнуть красоту только из стоящего над ней искусства, поскольку жизнь более подражает искусству, чем искусство - жизни.

Новые течения в искусстве конца XIX века, впитав дух эпохи, стремились быть как можно ближе к «натуре», быть более реалистичными. Символизму «ровная поверхность» действительности кажется унылой, и в ее «простоте», то есть практичности и расчетливости, он улавливает дух застоя и тления, то есть начало конца. Искусство пассивно протестует против ценностей купли-продажи, противопоставляя им тягу к высокому, светлому.

Важнейшим достижением культуры XIX века является возникновение фотографии и фотоискусства, а затем и киноискусства. Развитие художественной фотографии имело большое значение не только потому, что расширилопалитру средств художественного освоения мира. Фотоискусство соединило художественность и документальность, этими качествами не обладаютни живопись, ни литература.

Мир искусства расширился в XIX веке и за счет оформительского искусства – дизайна, начало которому положила состоявшаяся в 1850 г. в Лондоне Международная промышленная выставка. На ней было представлено около 14 тысяч экспонатов. Ее оформление ознаменовало сближение искусства и техники, она положила начало новому направлению художественной деятельности.

XIX век был веком духовного взлета и творческого упадка. По глубине проникновения в жизнь человека и по творческому напряжению художественных, философских и научных поисков он был очень насыщенным и он же подготовил перелом в духовном развитии, разделивший традиции классической и современной эпохи.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Обоснуйте, что романтизм – это не только стиль в искусстве, но и особый тип мировосприятия.

2. Используя дополнительную литературу, приведите примеры романтизма в произведениях литературы, живописи, скульптуры, музыки, театра, философии.

3. В чём разница романтического и реалистического неприятия действительности в искусстве?

4. С какими философскими направлениями связано искусство критического реализма?

5. Каковы основные смысловые значения термина «импрессионизм»?

6. Какие произведения художников Ренуара, Моне, Мане, Дега, Писсарро наиболее полно характеризуют их творчество?

7. В чём постимпрессионисты продолжали идеи импрессионизма?

8. В чём Вы видите элементы декаданса в культуре конца XIX века?

9. В чём Вы видите мировоззренческие основы символизма?

10. Каковы противоречия развития культуры конца XIX века?

Иллюстративный материал по теме:

1. Фрагменты музыкальных произведений: Шуберт («Аве, Мария», «Серенада»), Шопен (Вальс №7, Ноктюрн до диез минор), Вагнер, Лист, Брамс.

2. Отрывки из произведений Бальзака («Гобсек»), Гюго («Собор Парижской богоматери», Диккенса («Оливер Твист»), Золя («Красное и чёрное»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.