Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Искусство и эпохи






Искусство появилось ещё на заре развития человечества, в первобытном обществе. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад. Древнейшие произведения искусства, такие, как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, украшениями тела, геоглифами (изображениями на земле), дендрографами (изображениями на коре деревьев), изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой. Появление искусства также связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе мифологическо-магическими представлениями.

Замечательные росписи первобытного периода найдены во Франции, Алжире, Западной Монголии, Южном Урале (Капова пещера), Испании (Альтамирская пещера) и многих других. В этих росписях образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий. Животное изображалось в разнообразных движениях, стремительном беге. Художник подмечал ритмические повторы и изгибы линий, симметрию положения частей тела. Нельзя не отметить реалистическое мастерство первобытного художника. Но элементы примитивизма в первобытном искусстве все-таки есть:

1. В отсутствии чувства композиции. В пещере Альтамира изображено около двадцати бизонов, лошадей. Каждое изображение в отдельности – превосходно. Но как они расположены! Тут возможна аналогия с детским рисунком – вкривь и вкось, без попытки соразмерить с форматом листа. Само мышление первобытного человека таково, что он не осознает связей. Вглядываясь в одно явление, художник не видел, не понимал его связи с остальными, а значит и не мог изобразить.

2. В ограниченности сферы внимания.

Первобытный художник изображал в основном животных и реже – женщину. Но если изображения животных отличаются точным воспроизведением основных объёмов, даже передают фактуру некоторых материалов, то в изображении женщин художник преувеличивал специфические женские признаки - черты будущей матери, избегая показа индивидуальных черт. Такие изображения искусствоведы с иронией называют первобытными Венерами. В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная узость содержания. Жизненные наблюдения человека сочетались с фантастикой и магией.

3. Первым художникам земли ещё неведомы были законы перспективы, поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных.

В эпоху мезолита, связанного с изобретением лука и стрел, жизненный опыт человека расширился, он начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Изменился и характер художественных образов. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, без объёма. Центральной темой искусства остаётся охота, но появляется большое количество изображений человека, которые уже детализированы и наполнены эмоционально-драматическим действом.

В период возникновения скотоводства и земледелия усилилась роль магии, появилась земледельческая мифология. Характерной чертой культуры неолита было распространение художественных_ремёсел, положивших начало декоративному искусству.

Это время появления первой пиктографической или рисуночной письменности. Чтобы рассказать о чем-либо, не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно показать предмет в общих чертах. В этом и лежат истоки пиктографии – рисуночного письма.

Искусство на заре человечества носило синкретический характер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды. Синкретизм первобытной культуры проявляется и в том, что в нём невозможно вычленить духовное и материальное, так как все явления (образное познание и религиозные толкования) слиты воедино.

Следует отметить, что даже маленький «шажок», который делал древний человек в своей повседневной деятельности, может рассматриваться как выдающееся открытие, творческое достижение. Первый зазубренный камень, который человек придумал для использования в качестве ножа, – это уже достижение человеческой культуры.

Во все века и тысячелетия существования человеческого рода рядом с отдельными одаренными индивидами находились люди средних способностей, которые, узнав о достижениях своего талантливого сородича, повторяли то, что удалось ему, то есть тиражировали его достижения. Упрощая, схематизируя, можно сказать, что этим они положили начало созданию цивилизации, одним из принципиальных отличий которой является репродуктивная деятельность, в то время как культура ориентирована на продуктивность, творчество и новизну.

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Почему культура возникла одновременно с возникновением человечества?

2. Что заставляло древнего человека творить?

3. Проявляется ли наследие первобытной культуры сегодня?

4. Как проявляются элементы первобытного сознания?

Иллюстративный материал по теме:

Презентация «Искусство в первобытном обществе»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.