Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные ситуации






Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой.

2. Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

3. Педагогическая психология как прикладная отрасль.

4. Знания как результат процесса учения. Состав знаний: содержание и форма.

5. Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.

6. Структура процесса учения: процесс и результат.

7. Педагогические факторы успешности обучения.

8. Психологические факторы успешности обучения.

9. Подходы к формированию учебной мотивации.

10. Теоретические подходы к учебной мотивации (теория самодетерминации, атрибутивный подход).

11. Бихевиористские подходы к учению.

12. Теория социального научения.

13. Когнитивные подходы к учению.

14. Культурно-деятельностная теория учения.

15. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина: первичные и вторичные свойства действий

16. Типы ориентировочной основы действий и типы учения.

17. Этапы процесса формирования по П.Я.Гальперину.

18. Современное состояние теории П.Я.Гальперина.

19. Формирование теоретического мышления в учебной деятельности.

20. Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

21. Современное состояние теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

22. Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания.

23. Гуманистический подход к воспитанию.

24. Психоаналитические подходы к воспитанию.

25. Теория нравственного развития Л. Кольберга.

Проблемные ситуации

1. Опишите структуру любого умения на материале учебной деятельности школьников или студентов

2. Приведите пример обучения какому-либо умственному действию с помощью трех разных типов ООД.

3. Продемонстрируйте достоинства и недостатки разных типов ориентировки при обучении одному и тому же умению.

4. Приведите пример влияния такого педагогического фактора как организация содержания обучения на эффективность процесса учения.

5. Вам предложили дать экспертную оценку эффективности обучения одному и тому же предмету по двум учебным программам. Опишите алгоритм ваших действий. Обоснуйте свои выводы.

6. При подготовке педсовета по теме «Как наши старшеклассники умеют учиться» завуч школы обратился к Вам с просьбой помочь в организации сбора необходимых данных. Опишите свои действия.

7. К вам как к психологу обратились родители, детям которых не ставят отметок, с просьбой объяснить, в чем положительные и отрицательные последствия этого факта

8. К вам, как к школьному психологу, обратилась молодая учительница начальных классов с проблемой: ее ученики-первоклассники с большим трудом учатся писать прописные буквы. Используемая пропись, с точки зрения учительницы, соответствует известным ей принципам теории П.Я.Гальперина - после образца каждой буквы в ней приводятся опорные точки, которые ребенок должен обвести, чтобы написать букву. Проблема состоит в том, что, обводя букву правильно, дети затрудняются при письме без опорных точек. Что вы ей посоветуете?

9. К вам на психологическую консультацию пришла мама дошкольника с просьбой порекомендовать школу, которая бы подошла ребенку, уже в 6 лет умеющему бегло читать, писать прописными буквами и свободно осуществлять операции с числами. Также мама думает перевести ребенка сразу в 3 класс. Что вы ей порекомендуете?

10. Вас попросили проанализировать урок по теме «Склонения существительных», на котором учитель организовал усвоение новой темы третьеклассниками следующим образом: дети были распределены на группы по четыре человека, и каждой группе было дано задание. Задание заключалось в следующем: каждый в своей тетради должен прочитать слова и разделить их на три группы по типу склонения. Во время выполнения задания учитель подходил к каждой группе и побуждал их работать совместно, но лишь одна группа из пяти действительно работала так, как он хотел. Что вы посоветуете учителю после урока?

11. К вам за консультацией обратилась мама мальчика, который, по ее словам, не умеет учиться. Что и в какой последовательности вы будете диагностировать и какие рекомендации вы дадите маме?

12. Опишите любую проблемную ситуацию с позиций разных теорий воспитания.

13. Придумайте примеры, демонстрирующие стадии морального развития по Л. Колбергу.

14. Учитель обратился к вам с просьбой. В его классе есть два постоянно дерущихся ребенка. Предложите, как нужно работать с этими детьми с точки зрения разных подходов.

15. На родительском собрании во втором классе учительница дала следующие советы по организации выполнения домашних заданий: начинать работу с письменных уроков (решение задач, выполнение упражнений), потом учить правила, добиваясь их буквального воспроизведения путем повторения. Заданные тексты, например, по чтению и природоведению, читать 2-3 раза вслух, а затем пересказывать. После этого надо ответить на вопросы, которые даны к тексту. Оцените эти советы с точки зрения развития учебных умений школьников.

16. Несколько учеников 11 класса школы, где Вы работаете психологом, решили записаться на платные курсы по скорочтению, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. Они пришли к Вам за советом. Каким будет Ваше мнение?

17. Разработайте схему ориентировочной основы действия подведения под понятие для использования ее при усвоении одного из научных понятий.

18. Вы – школьный психолог. Учительница математики говорит Вам, что Петя Иванов из 6 «б», сидящий на последней парте, – отпетый двоечник, его ничего не интересует и он тянет класс назад. Она просит обследовать ребенка, чтобы дать рекомендации для перевода ребенка в другую школу. Какие характеристики психической сферы Пети Вы будете анализировать? Какие вопросы зададите учительнице Пети?

19. К Вам за консультацией обратилась мама девочки (8, 5 лет), ученицы третьего класса. Маму волнуют проблемы дочери в обучении. Основные оценки по всем предметам – тройки. Особое беспокойство у мамы вызывает плохая память девочки, то, что она не может пересказать ни один текст, который читает. Ваши действия и советы?

20. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

21. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории П.Я. Гальперина

22. Приведите пример обучения одному и тому же (понятию, действию) с точки зрения бихевиористского и когнитивного подходов.

23. Сформируйте в соответствии с теорией П.Я.Гальперина одно понятие на выбор (прямой угол, биссектриса, млекопитающее).

 

Литература:

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., Академия, Смысл, 2006. С. 79-118, 171-245.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. С. С. 59-73, 145-250, 298-320, 327-366.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. С. 68-85, 137-156.

Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. С. 187-226. или в Теории учения. Хрестоматия. Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998, с. 17-38.

Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии, 1985, №5. С.

Подольский А.И. Психологическая система П.Я. Гальперина // Вопросы психологии, 2002, № 5. С.

Подольский А.И. Нет ничего практичней… (Еще раз об объяснительных и прикладных возможностях психологической концепции П.Я. Гальперина) // Нац. психол. журнал. 2006. №1. С. 54-57. ссылка https://www.psy.msu.ru/science/npj/journals/npj-no01-2006.pdf

Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002. С. С. 34-46, 266-293, 297-306.

Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.

Такман Б.У. Педагогическая психология. М., Прогресс, 2002.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2004 и другие изд.

Хон Р.Л. Педагогическая психология. М., Академический проспект, 2005.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Часть 1. – М., 1981.

Цукерман Г.А. Система Эльконина- Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии, 2005, 4. С. 84-95.

Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии, 1999, 6. С. 3-18.

Дополнительная литература:

ЛеФрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм Еврознак. М., Олма-Пресс, 2007.

ЛеФрансуа Г. Теории научения. Формирование поведения человека. Спб., Прайм- Еврознак, 2003. 278 с.

Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. М., 1996.

Подольский А.И. Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире. М., 2007.

Рождественская Н.А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М., 2004.

Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин // Вопросы психологии, 2000, №6.

Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1992, №4.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975

Теории учения. Хрестоматия. Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998.


Теоретические вопросы

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой.

Предварительно полезно напомнить известную классификацию наук, предложенную философом Б.М. Кедровым. Согласно ей, психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине условного треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и естествознанию. Между полюсами философии и естествознания расположены математические науки, между естествознанием и общественными наукам - технические науки и медицина, а между общественными науками и философией - педагогика. Наряду с техникой и медициной она является не фундаментальной, а прикладной наукой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний, добытых психологией, биологией, общественными науками применительно к решению проблем обучения и воспитания.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.