Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрение индивидуального трудового спора в КТС






Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Согласно ст. 203 КЗоТ комиссия по трудовым спорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации с числом работающих не менее 15 человек. Этот порядок Трудовой кодекс изменил.

В соответствии со ст. 29-32 ТК РФ представителей работников в КТС вправе делегировать профсоюзные организации или иные представительные органы работников, например совет трудового коллектива. Делегированные лица после их утверждения на общем собрании (конференции) работников организации становятся полноправными членами КТС данной организации.

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Например, трудовой спор, связанный с переводом работника из одного структурного подразделения в другое, может рассматриваться в КТС организации, так как вопрос входит в полномочия организации, а не структурного подразделения.

КТС организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем.

КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. На них возлагается подготовка и созыв очередного заседания, вызов (при необходимости) свидетелей, экспертов и иных лиц, которые могут способствовать правильному разрешению возникшего спора. Протокол заседания КТС ведет секретарь.

Процедурные вопросы деятельности Комиссии по трудовым спорам в законодательстве не урегулированы, поэтому предлагается заданный порядок принятия заявлений или отказа в этом, сбора и оценки доказательств комиссий, вынесение решений.

В перспективе, нужно разработать и принять специальный нормативный акт в рамке закона, который регулировал бы соответствующие вопросы при рассмотрении такой специфической категории гражданских дел, как трудовые споры.

В соответствии со ст. 386 ТК РФ работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако, пропуск этого срока не дает комиссии права отказать работнику в принятии заявления. КТС обязана принять заявление работника, поступившее с пропуском указанного срока, и если будет установлено, что срок пропущен работником без уважительных причин, то КТС отказывает в удовлетворении заявленных им требований. Если же срок для обращения в КТС пропущен по уважительным причинам, то комиссия вправе его восстановить и разрешить спор по существу.

Подавая заявление в КТС, работник указывает в нем дату, когда узнал о нарушении своего права и с которой он связывает начало течения срока для обращения в КТС, представляет доказательства, подтверждающие его доводы. В свою очередь работодатель, оспаривающий указанную работником дату, должен доказать, что работник был извещен о нарушении своих прав в другое время и пропустил срок для обращения в КТС. В тех случаях, когда КТС устанавливает, что срок для обращения в комиссию работником пропущен, обязанность доказательства уважительности причин пропуска лежит на работнике.

Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации (ст. 387 ТК РФ). Однако, на практике редко удается встретить надлежащим образом организованную регистрацию в КТС таких заявлений. Безусловно, это снижает уровень гарантий реализации права на защиту, так как работнику, решившему продолжить трудовой спор в следующей инстанции, приходится доказывать факт обращения в КТС.[10]

Поэтому, доказательством такого факта может быть отметка на заявлении работника о принятии этого заявления (желательно, с печатью КТС), или направлять заявление в КТС с почтовым уведомлением о вручении.

В этих случаях работнику гарантируется соблюдение дальнейшей процедуры рассмотрения трудового спора.

Какой должна быть позиция КТС по некоторым процессуальным аспектам ее деятельности? В частности, вправе ли КТС отказать в принятии заявления?

В ряде случаев это возможно. Так, КТС отказывает в принятии заявлений по спорам, которые ей не подведомственны, не относятся к ее компетенции. Перечень споров, рассмотрение которых отнесено к компетенции КТС, не является исчерпывающим.

Другим основанием, дающим КТС право отказать работнику в принятии заявления, является имеющееся не отмененное решение КТС или суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Работник не имеет права повторно обратиться в КТС с заявлением, если по его предыдущему заявлению вынесено решение КТС или суда, которое не отменено.

Комиссия по трудовым спорам также не может принять заявление, если в ее производстве или в производстве суда имеется еще одно заявление по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Данное основание к отказу в принятии заявления является как бы продолжением предыдущего и отражает принцип недопустимости вторичного обращения с одним и тем же заявлением в комиссию.

Комиссия по трудовым спорам также отказывает в принятии заявления, если оно подано недееспособным лицом или если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим на то полномочий. Признание гражданина недееспособным возможно исключительно в судебном порядке. Поэтому при отказе в принятии заявления по данному основанию у КТС должно быть решение суда о признании гражданина недееспособным. Отсутствие у лица, подающего заявление в КТС не от своего имени, соответствующей доверенности также может послужить причиной отказа в принятии заявления.

Процедура отказа в принятии заявления действующим трудовым законодательством не предусмотрена. В связи с этим, она должна соответствовать правилам, установленным ГПК РФ по отношению к отказу в принятии заявления судом.

Если работник не конкретизировал свои требования, а в том виде, в котором они изложены, их рассмотрение невозможно, КТС возвращает заявление работнику со всеми приложенными документами и обязывает устранить недостатки в определенный комиссией срок. По отношению к администрации это прямо установлено в законодательстве о труде (ст. 387 ТК РФ).

Однако, если работник не представил доказательства тех обстоятельств, на которые он ссылается, КТС не возвращает ему заявление, но при рассмотрении спора по существу может признать недоказанными доводы работника или потребовать дополнительные доказательства.[11]

Тем более не следует возвращать заявление работнику в случае уклонения работодателя от представления в КТС необходимых для разрешения спора расчетов и документов. КТС при уклонении работодателя от представления документов, необходимых для правильного разрешения индивидуального трудового спора, вправе признать, что имеющие значение для дела обстоятельства работодателем признаны.

После того как заявление работника принято, в КТС должна проводиться его подготовка к слушанию. В действующем трудовом законодательстве нет положений о подготовке заявления, поступившего в КТС, к слушанию, однако, обойтись без данного этапа урегулирования разногласий практически невозможно. КТС, в которой работают в основном люди, не имеющие достаточных знаний в области трудового законодательства, также вряд ли будет способна разрешить индивидуальный трудовой спор без предварительной подготовки.

В соответствии с ч. 1 ст. 387 ТК РФ заседание КТС по рассмотрению индивидуального трудового спора может состояться только в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке работника на заседание комиссии без уважительных причин, может быть вынесено решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Статья 387 ТК РФ не содержит указание на возможность рассмотрения индивидуального трудового спора без участия представителя работодателя, однако она не содержит и запрета на рассмотрения спора в КТС в отсутствие работодателя или его представителей. В связи с этим комиссия при надлежащем извещении работодателя о времени и месте рассмотрения спора вправе вынести решение в отсутствие представителей администрации.

На основании ст. 387 ТК РФ заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение трудового спора не полномочным составом КТС является безусловным основанием к признанию решения КТС незаконным.

Заседание КТС открывает председательствующий на нем, который объявляет о споре, подлежащем рассмотрению, и составе комиссии. Затем председательствующий должен разъяснить лицам, участвующим в заседании комиссии, их права. В частности, предлагается, что стороны должны иметь право: заявлять отводы членам, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы лицам, участвующим в заседании комиссии, свидетелям, специалистам, приглашенным на ее заседание, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения комиссии, возражать против ходатайств, доводов, соображений других лиц, участвующих в заседании комиссии, обжаловать ее решения.

Отдельно должна быть установлена норма, которая предполагает, что члену КТС может быть заявлен отвод и этот вопрос рассматривается и разрешается другими членами комиссии. Решение принимается простым большинством голосов. Член комиссии, получивший отвод, должен иметь возможность дать объяснение по поводу заявленного отвода. Если отвод заявлен всем или большинству членов КТС, участвующих в заседании, то вопрос разрешается персонально по каждому члену всем составом комиссии также простым большинством голосов.

Рассматривая спор по существу, комиссия сначала заслушивает объяснения работника по поводу заявленных им требований, затем заслушивает работодателя или его представителя, исследует доказательства сторон, заслушивает специалиста, свидетелей. На заседание комиссии могут быть приглашены представители профсоюза. Один из членов КТС ведет протокол заседания. В нем указывается дата проведения заседания и состав членов КТС, участвующих в заседании, отражаются требования работника, возражения работодателя, объяснение свидетелей, специалистов, дается изложение выступления представителя профсоюза, а также описываются действия КТС при исследовании представленных доказательств.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов. Протокол подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое мнение.[12]

В соответствии со ст. 388 ТК РФ копии решения КТС вручаются работнику и работодателю в трехдневный срок со дня принятия решения. В дополнение к этому я предлагаю предусмотреть обязанность вручать сторонам спора копии протокола в полном объеме. Это поможет в дальнейшей работе суда (особенно на стадии подготовки дела к разбирательству).

При решении вопроса о принятии или об отказе в принятии заявления, КТС должна исходить из того, что на нее возложена обязанность разрешения всех индивидуальных трудовых споров в организации, в которой она создана, по вопросам применения законодательства и договоров о труде, за исключением споров, отнесенных непосредственно к компетенции судов.

Рассмотрев трудовой спор, комиссия по трудовым спорам выносит мотивированное решение. Резолютивная часть решения должна быть изложена в императивной форме, обязывающей работодателя совершить определенные действия, или содержать указания на то, что в удовлетворении заявленных работником требований отказано. Если требования работника удовлетворены частично, то в решении перечисляются конкретные действия, которые обязан совершить работодатель, а также требования работника, в удовлетворении которых отказано.

Решение КТС может быть обжаловано в суд сторонами трудового спора в 10-дневный срок со дня получения ими копий.

Право сторон на обращение в суд с жалобой на решение КТС не ограничивается какими-либо условиями. По любому основанию как работник, так и работодатель вправе оспаривать в суде решение КТС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.