Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция и управление вниманием




Если вы еще не слышали, что главный объект должен занимать в кадре не менее 60% площади, а остальные 40% должны по крайней мере от него не отвлекать, то услышите не раз. На самом деле это очередной пример сочетания твердолобого догматизма с примитивным пониманием действительности. Правильно используя законы композиции, можно привлечь внимание зрителя даже к одному лицу в огромной толпе или к нескольким объектам в разных частях кадра. Сделать это можно несколькими способами. Самым простым и часто используемым является включение в кадр диагоналей, ведущих к центру интереса или как бы проходящих сквозь него. Помимо этого, объект можно выделить цветом или тоном, а также заключить его в рамку, присутствующую в кадре на правах самостоятельного структурного элемента. Фотография на фото 11 являет собой пример одновременного применения всех упомянутых способов. Использование сразу нескольких композиционных приемов в этой фотографии не случайно. Явление синергизма, с которым вы еще не раз столкнетесь в этом курсе, проявляет себя в том, что кумулятивный эффект сильнее, чем простая сумма составляющих. Важно здесь еще то, что эффект, достигнутый применением чисто композиционных приемов, усиливается выражением лица модели, то есть элементом смысловым. Частным случаем ритмической структуры (то есть последовательности повторяющихся элементов) можно считать и включение в кадр двух или трех конгруэнтных фигур.
Количество сюжетно значимых объектов в кадре имеет существенное значение. Если это один или два объекта сюжет, как правило, простой и добиться эмоциональной выразительности весьма сложно. Если в композиции много элементов связанных отношениями, сознанию сложно воспринимать такой образ.

Удобнее всего при постороении композиции считать до трех. Число 3 обладает особыми семантическими свойствами, которыми мы пользуемся, сами того не сознавая, практически с самого рождения. Драматическая история о трех поросятах, беседа трех девиц под окном, приключения трех богатырей по нашу сторону границы и трех мушкетеров по противоположную навсегда застряли в мозговых извилинах любого мало-мальски грамотного человека. Даже те, кто не знает, кто такой Посейдон, прекрасно разбираются в количестве зубцов на символе владения подводным царством, а не читавшие Ремарка кучкуются по трое в подворотнях с целью совершенно определенной. Причиной психологической важности числа 3 является то, что оно резко снижает возможность случайности происходящего. Например, случайное столкновение двух знакомых на улице – явление достаточно частое, но непреднамеренная встреча трех как правило вызывает очень сильное удивление, а иногда и подозрение, в зависимости от результатов и последствий этого примечательного события. Та же простая логика применима и при построении фотографического изображения. Если в нем присутствуют всего два похожих предмета, зритель может и не подумать, что так было задумано, но когда повторений три, ему понадобятся дополнительные усилия, чтобы не заметить преднамеренности. Более подробно о неявных элементах изображения мы поговорим позже, в курсе «Фотография как средство художественного повествования».


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.