Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропал голосок…что делать.






Утрату голоса хоть раз в жизни ис­пытал каждый из нас. К вынужден­ной немоте порой могут привести простуда, громкий крик или професси­ональные перегрузки. К счас­тью, в большинстве случаев голос к нам возвращается. Потеря голоса у ребенка — очень тревожный сигнал. Что приводит к этому? Как избе­жать столь неприятного явле­ния, а если оно возникло, как преодолеть его?

Жертва стресса

Занятые собственной карье­рой молодые женщины сей­час рано отдают детей на руки бабушек, нянь или гувернан­ток. Но ни один, даже супер­профессиональный, воспита­тель не может заменить ма­лышу маму. Особо чувстви­тельный человечек остро переживает отсутствие родного тепла ласковых маминых рук. а поэтому растет замкну­тым, ранимым, нервным. У такого ребенка может раз­виться психогенная афония или дисфония. Сильный ис­пуг или стресс приводит к возникновению в централь­ной нервной системе малыша очага запредельного тормо­жения. При этом нарушается подача нервных импульсов от речевых центров головного мозга к голосовым связкам, что и вызывает полную или частичную потерю голоса В первом случае (при афо­нии) ребенок не может издать ни единого звука и произво­дит на окружающих впечат­ление немого, хотя отлично слышит и понимает обращен­ную к нему речь. Восстанов­ление голоса при полной афо­нии возможно. Как правило, для этого бывает необходимо еще более сильное потрясе­ние, способное уничтожить очаг торможения и соединить разорванные в организме свя­зи. Сами понимаете, без по­следствий для психики такое не проходит...

С частичной потерей (при дисфонии), когда голос „про­падает" либо в определенной ситуации, либо при общении с каким-то конкретным чело­веком, можно справиться на фоне эмоционального благо­получия. Для этого достаточ­но, чтобы ребенок оказался в привычной и желательно комфортной обстановке, исключающей любые раздража­ющие факторы. При психогенной дисфонии обычно звонкий и громкий детский голосок становится вдруг тихим и сдавленным. Сам малыш объясняет это так: „Меня как будто кто-то схватил за горло, и стало трудно говорить". На самом деле этот „кто-то" — страх, от которого нормальный голос снизился до шепота. Такое довольно часто проис­ходит во время детских ут­ренников. Дома, готовясь к праздничному выступлению, ваш маленький артист в окру­жении родни свободно читает стихи. А стоило ему оказаться перед незнакомыми зрителя­ми в детском саду, он вдруг замолк, не в силах издать пи звука. При этом кроха очень переживает из-за своей „не­моты", но понять, а тем более объяснить ее причину не мо­жет. В данной ситуации ни в коем случае нельзя упрекать или наказывать малыша, за­острять внимание на его неудаче Неправильное поведе­ние взрослых может закре­пить страх речи, который бу­дет сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. Особенно ярко это может проявиться в школе. Ученик с подобной проблемой, даже превосходно зная материал, нередко стоит у доски „исту­каном" или еле слышно буб­нит что-то себе под нос. Встречаются случаи, когда кроха замолкает, едва пере­ступив порог яслей или дет­ского сада (а нередко и шко­лы). Для подобной реакции достаточно услышать обид­ное слово воспитательницы в свой адрес или оказаться не­заслуженно наказанным.

 

 

Кричите тише!

Афония и дисфония могут возникнуть также вследствие перенапряжения голоса. Не­правильная техника голосо- подачи или форсированный крик, громкое пение в сочета­нии с хроническими заболе­ваниями гортани и носоглот­ки — все это приводит к тому, что голос утрачивает нор­мальное звучание. Такую картину врачи наблюдают также и при острых и хрони­ческих ларингитах. Ребенок может утратить го­лос после удаления папил­лом или опухолей в области гортани и на голосовых связ­ках. В этом случае речь идет о послеоперационной афонии. Проявления органической афонии и дисфонии во мно­гом схожи: ребенок изо всех сил старается, выдавить" из себя слова или звуки, но у не­го ничего не получается. Лечение таких заболеваний потребует ото всех времени и терпения. В первую очередь врачам необходимо устра­нить патологические измене­ния в детской носоглотке и гортани; избавить малыша от ринита, тонзиллита, ларинги­та, папиллом, полипов и про­чего. Задача родителей — по­стараться создать дома такую обстановку, чтобы ребенку не приходилось говорить черес­чур громко, а тем более кри­чать. Малыша придется с осо­бой тщательностью оберегать от любых простудных и ин­фекционных заболеваний.

Поиграем с пользой

Что же можно посоветовать, если ваш малыш неожиданно потерял голос? Если причина этого — психогенная афония или дисфония, ребенка необ­ходимо показать психологу. Специалист, прежде всего, по­старается снять всевозмож­ные страхи у маленького па­циента, помочь ему вернуть уверенность в себе и в своей речи. Как вы понимаете, для этого нужна и поддержка се­мьи, оптимистичны!! настрой самых близких людей. Обычно после психотерапев­тической подготовки можно приступать к занятиям с ло­гопедом. Специальные уп­ражнения помогут малышу вернуть нормальный голос. Даже если ребенок полно­стью утратил способность к звучному высказыванию — такое встречается после пере­несенной психической трав­мы или в результате опера­ции, — у него сохраняется возможность кашлять, сме­яться и зевать. Выполняя эти простые действия, он непро­извольно издает звуки. На этом и строится дальнейшая логопедическая работа.

Вспомним гласные. Исполь­зуя зевательное движение, произнесите вместе с малы­шом сначала звук „а-а-а", за­тем — „о-о-о". Подобным образом поработайте над други­ми гласными: „у", „э", „и", „ы". Главное, чтобы они получа­лись звонкими и достаточно громкими.

Проговариваем звуки от­дельно. Для этого хорошо использовать разные игро­вые ситуации:

~ укачивая любимую куклу, напеваем: „А-а-а";

~ показывая ребенку забав­ную игрушку, вместе с ним восхищаемся: „О-о-о! ";

~ погрозив пальчиком „не­послушному" мишке, приго­вариваем: „Э-э-э! ";

~ пуская в тазу или ванной игрушечный кораблик, гу­дим, подражая настоящей па­роходной трубе: „У-у-у! ".

Произносим вместе слоги, покашливая: „Ка-ка-ка; ко-ко-ко; ку-ку-ку; ки-ки-ки; ке-ке-ке". Затем, поставив впере­ди гласную: „Ак-ак-ак; ок-ок-ок; ук-ук-ук; ик-ик-ик; эк-эк-эк". Можете при этом показы­вать ребенку различные зани­мательные картинки и в соот­ветствии с изображением оз­вучивать их: „Вот так кашля­ет курочка..., а это —кукуш­ка..., мишка кашляет гром­ко..., а гномик еле слышно...".

Устроим веселую минутку! Как хохочет великан? Пра­вильно: „Ха-ха-ха! " А забав­ный толстяк-медвежонок? Вот так: „Хо-хо-хо! " Кукла Катя хихикает тоненьким го­лоском: „Хи-хи-хи! ", а хитрая лиса Патрикеевна, завидев колобка, довольно усмехает­ся: „Хе-хе-хе! "

Теперь поиграем в жуков. Они летят и жужжат: „Ж-ж-ж! " Что, если дать им имена? Одного скарабея мы окрес­тим ЖА, а другого - ЖУ. Их товарищей можно назвать ЖИ, ЖЕ, и так далее. Пусть они исполнят нам свои песен­ки: „Ж-ж-ж-а; ж-ж-ж-у; ж-ж-ж-и; ж-ж-ж-е".

Все эти упражнения — лишь незначительная часть того, что можете придумать вы са­ми. Пофантазируйте и вы, удивите малыша своими ак­терскими способностями. Кроха наверняка втянется в игру, предложенную мамой или папой, и станет активно помогать. В результате он по­степенно выберется из своей вынужденной «немоты» и вновь обретет голос.

Учимся дышать!

Для того чтобы устранить ор­ганическую афонию и дисфонию, потребуется не менее кропотливая работа. Все на­чинается с общеукрепляю­щих мероприятий в кабинете лечебной физкультуры, где малышу помогут освоить не только всевозможные гимна­стические упражнения, но и научат правильно дышать. Затем ваш путь — к логопеду, который поставит ребенку речевое дыхание. После предварительной кон­сультации инструктора физ­культуры и логопеда вы мо­жете делать дыхательные уп­ражнения с малышом и в до­машних условиях.

· Быстрый, не очень глу­бокий вдох через нос и про­должительный выдох (то­же через нос).

· Быстрый и неглубокий вдох через нос и длитель­ный выдох через рот.

· Попеременно: вдох и вы­дох через одну ноздрю (дру­гая прижимается пальцем к носовой перегородке), а затем — то же действие через другую ноздрю.

· Вдох через одну ноздрю (другая прижата пальцем к носовой перегородке), вы­дох — через вторую.

· Вдох через нос и толчко­образное выдыхание возду­ха через нос.

· Вдох через нос, выдох сквозь чуть сжатые губы.

Очень эффективны и следую­щие приемы:

· надувание воздушных шариков,

· выдувание мыльных пузырей,

· игра на губной гармошке, свирели или детской дудочке.

Нагрузка при выполнении дыхательных упражнений (их делают сидя) должна на­чинаться с 20 сек, и увеличи­ваться до 2 мин. Число трени­ровок в день от 5 до 10. А са­мое главное — следите, чтобы ребенок не уставал. Занятия лечебной физкуль­турой и постановкой дыхания продолжаются не менее двух недель. Затем можно перехо­дить к голосовым упражнени­ям. Они очень напоминают распевку вокалистов.

Медленно произносим звук,, м " длительно, с со­мкнутыми губами, ощу­щая, как звук отчетливо резонирует в нёбо.

Нараспев проговариваем слоги: „ма", „мо", „му", „мэ", „мы".

На одном выдохе, также нараспев, произносим ис­ключительно сочетания гласных:

„Лу, ао, аэ, аи, аоу, ауо, ауи, аоуи, аэуо ".

Произносим гласные в сочетании со звуком „и", гласный при этом звучит коротко, а звук „й " — как можно более продолжи­тельно: „аи..., ой..., уй..., эй... ит.д."

После того как голос у ребен­ка восстановится, продол­жайте работать, используя уже слова и предложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.