Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие как существование






Бытие - общая идея

Самое краткое определение онтологии - это теория бытия, учение о бытии. Начнем с самого понятия " бытие". Семантика его неоднозначна. В ней выделяются по меньшей мере три слоя.

Бытие как сущее

Первый - повседневный или обыденный: бытие как все, что есть, имеется, все, что существует; быть - значит, существовать в предметно-чувственном смысле этого слова. Существование отождествляется здесь с сущим, т. е. с совокупностью всех окружающих нас вещей, процессов, свойств, связей, отношений. Доказательство такого существования является опытным и часто сводится к непосредственному восприятию. В данном плане работает берклианский принцип esse est percipi - существовать, значит быть воспринимаемым. Вот, скажем, письменный стол, за которым я работаю. Он существует, потому что я вижу и тактильно ощущаю его, могу, для пущей убедительности, специально потрогать. Ну а если я выйду из комнаты, стол что - исчезнет?

 

Нет, он все равно будет существовать, так как:

я смогу его воспринять, вернувшись назад (он, следовательно, существует как возможность быть воспринятым); может быть другое сознание, которое воспринимает его в мое отсутствие; он " существует в разуме какого-либо Вечного Духа" (Беркли, как известно, был убежденным защитником религии).

Существует запах, потому что его обоняют; существует звук, потому что кто-то его слушает и слышит; существуют цвет и форма, потому что их видят и осязают.

В более сложных ситуациях доказательство существования сводится к представлению найденного конкретного предмета, т. е. к отождествлению его свойств и отношений с теми, которыми должен обладать объект, существование которого доказывается.

Бытие как субстанция

Второй смысловой слой понятия " бытие", который уже можно назвать философским, имеет своим референтом то, что находится (скрывается) за вещами как они чувственно явлены, даны нам. Это - существенное (сущностное) существование. Его еще можно назвать фундаментальным или субстанциальным. В рассматриваемом плане бытие отождествляется с чем-то достаточно самостоятельным, устойчивым и постоянным, - с основой сущего, которое может быть изменчивым и преходящим. Иначе говоря, на этом пути мы углубляемся в проблему, пытаемся выяснить природу бытия и реальности, сущность сущего.

Бытие как существование

Философский поиск предельно общего свойства в бесконечно разнообразных, качественно разнородных явлениях действительности неизбежно ведет нас к признаку существования. Здравый человеческий рассудок, неискушенный в теоретических тонкостях ум подсказывает тот же путь рассуждения, тот же конечный результат. В самом деле, если отвлечься от всех свойств и отношений, окружающих нас предметов, то останется лишь то, что они " суть, существуют". Существование представляет собой самый общий знаменатель всех явлений, областей и фрагментов действительности, включая и само это рассуждение о них. Оно - та определенность, в которой гаснут все качественные и иные дифференциации мира. Существованию причастно все, но само оно ничему не причастно.

Впрочем, в некоторых случаях, как свидетельствует опыт научного познания, предикат существования успешно служит делу различения действительных и мнимых объектов. С его помощью исследователи маркируют свои теоретические конструкции как в принципе имеющие или не имеющие эмпирические прообразы (подтверждения, свидетельства). Скажем, в выражении " вечного двигателя не существует" предикат существования несет достаточно понятную всем нагрузку - он отсеивает анти - или паранаучные высказывания от научных. Без предикации существования трудно представить себе ретроспективную и прогностическую способности человека как познающего субъекта. Правда, здесь можно было бы сослаться на примеры и попытки создания неэкзистенциальных (без предиката существования) логик. Но вряд ли они смогут отменить справедливость сказанного выше. Во-первых, такие логики все еще создаются; во-вторых, подобно любой логике, они сильно идеализируют познавательный процесс; в-третьих, логикой логиков еще никогда не исчерпывалась реальная, практическая логика отношения человека к действительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.