Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке






XVIII век в европейской и мировой истории. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

Россия в эпоху Петра I. Экономические и социально-политические предпосылки петровских преобразований. Основные реформы петровской эпохи: цели, содержание, характер взаимосвязи. Индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Новые отрасли и районы размещения промышленности. Особенности российской мануфактуры. Формы и методы государственного регулирования экономики. Протекционизм. Социальная политика. Оформление абсолютной монархии, ее характерные черты и отличие от западно-европейского абсолютизма. Институты абсолютной монархии: Сенат, Синод, Коллегии. Губернская реформа. Магистраты. «Табель о рангах». Формирование «карьерного» дворянства, бюрократии европейского типа.

Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России.

Европейское Просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. «Билль о правах», Конституция США и их влияние на европейскую мысль и радикализацию общественного сознания. Великая Французская революция.

Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Усиление крепостной зависимости, поземельно-передельная община как основная форма крестьянского землепользования. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Восстание Е. Пугачева.

Развитие отечественной промышленности и торговли. Роль промыслов. Дворянское предпринимательство. Привлечение частных капиталов. Административно-социальные реформы 1770-1790-х гг.

Изменение геополитического положения в Восточной Европе. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Борьба России за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая. Походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Российские владения на Тихом океане.

Российская империя как исторический феномен. Российская имперская модель государственности.

 

1. Какое из перечисленных государств НЕ ВХОДИЛО в состав Северного союза, созданного усилиями России для войны против Швеции?

а) Польша

б) Саксония

в) Дания

г) входили все указанные государства

 

2. Какие вопросы находились в ведении Статс-коллегии, созданной при Петре I?

а) контроль за доходами государства

б) контроль за внутриполитическим положением

в) контроль за деятельностью государственных чиновников г) осуществление государственных расходов

 

3. Свод правил хорошего поведения в обществе, изданный в петровские времена, назывался:

а) «Недоросль»

б) «Властителям и судьям»

в) «Юности честное зерцало»

г) «Поучение детям дворянским»

 

4. Какая из указанных территорий НЕ ВОШЛА в состав России по условиям Ништадского мира?

а) Ингрия

б) Эстляндия

в) Карелия

г)вошли все перечисленные земли

 

5. Выберите верное утверждение. В XVIII в. в России:

а) был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги и Каспийским морем

б) был сооружен Северо-Екатерининский канал, соединивший Каму и Северную Двину

в) появилось и стало развиваться пароходное сообщение

г) основной формой налогообложения был поземельный налог

 

6. Московский казенный Хамовный двор, созданный в конце XVII в. на р. Яузе, производил для нужд государства:

а) сукно для пошива армейских мундиров

б) парусное полотно

в) канаты

г) различные ткани для нужд царского двора

7. В 1722 г. в России был принят закон о порядке прохождения государственной службы – «Табель о рангах». Какой принцип был первоначально заложен в основу этого документа?

а) общественное положение определялось не происхождением, а чином

б) сыновья титулованных особ и знатнейшего дворянства получали чин по факту рождения

в) доступ в дворянское сословие через военную или гражданскую службу был открыт только для купеческого сословия

г) «Табель о рангах» позволял по достижении определенного ранга получить только личное дворянство

 

8. В 1685 г. в московском Заиконоспасском монастыре открылось учебное заведение, в котором преподавали как духовные, так и светские предметы. Какое название вскоре получило это учебное заведение?

а) Славяно-греко-латинская академия

б) Московский университет

в) Государева академия

г) нет верного варианта ответа

 

9. Политика протекционизма в период правления Петра I проявилась:

а) во введении новой системы прямого налогообложения

б) в создании нового таможенного тарифа 1724 г.

в) в создании новой категории населения - посессионных крестьян

г) верны все варианты

 

10. Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении:

а) абсолютизма;

б) сословно-представительной монархии;

в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.

 

11. Первоначально основной целью «Великого посольства» 1697-1698гг. было:

а) создание союза для войны со Швецией;

б) распространение православия в Западной Европе;

в) создание коалиции для продолжения войны с Османской Империей.

 

12. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе:

а) всеобщей воинской обязанности;

б) свободного найма;

в) рекрутской повинности.

 

13. Политика меркантилизма это:

а) накопление богатства страны путем превышения экспорта над импортом;

б) внешние займы;

в) ввоз новейшей техники.

 

14. Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода:

а) окончательную победу светской власти над церковью;

б) усиление роли местных священников;

в) укрепление роли монастырей.

 

15. Назовите высшее государственное законосовещательное учреждение России при Петре I:

а) Посольский приказ;

б) Ревизион – коллегия;

в) Сенат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.