Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классически речевые погрешности






они подразделяются на лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, коммуникативные; в соответствии с языковым уровне на котором они возникают.

Наиболее часто встречающуюся лексические погрешности:
- игнорировании значения слова; нежелание пишущего анализировать свою речь и заглядывать в словарь
- употребление иностранных модных слов без учета их значения; не имея эквивалента, контекста, приводит к неясности, ошибкам и даже курьезам
- неправильное употребление метафоры; чаще всего обусловлено тем что, обыгрывая слово автор игнорирует связи с реальностью свойственный прямому назначению этого слова
- нежелательная двусмысленность
- неоправданное метонимическое стяжание
- неправильное употребление фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, цитат

морфологические погрешности
- неправильно образование форм числа существительных
- неправильное употребление форм рода существительных
- неправильно определяется род существительных с суффиксами объективной оценки
- определения одушевлённости и неодушевлённости существительных связано с контекстуальным значением слова

синтаксические погрешности

из синтаксических ошибок отметим наиболее распространённые и прежде всего многочисленные нарушения норм образование словосочетаний.
- Контаминация словосочетаний- слиянии двух сочетаний в одном стяжении - пропуск малозначимых элементов и образование новых связей, влияние просторечного или профессионального управления.
- потеря дополнения, при сильно управляющим слове
- омонимия падежных значений часто является причиной двусмысленности.
- соединение в однородном ряду неодноплановых по смыслу понятий и ошибки в употреблении союзов между однородными членами предложения
- неправильное употребление союзов сложном предложении и само предложение может быть перегруженным


Стилистические погрешности
обусловлены с одной стороны языковой модой, а с другой слабым владением ресурсами языка, неумением выбрать такой способ формулировки мысли, который соответствовал бы общепринятому в данный момент стилевому стандарту.
- смешивание стилей - проявляется на уровне лексики - в выборе нехарактерных для данного стиля слов; и на уровне синтаксиса- в выборе иностилевых конструкций.
- нарушения границ сочетаемости слов, активный процесс в семантики

 

Литературное редактирование – во-первых: профессиональный анализ рукописи, установление степени ее содержания и формы назначению; прогноз воздействия текста в целом и в деталях на аудиторию, и сравнение с тем, каким бы по мнению редактора это воздействие могло быть в идеале, в третьих: выработку представления о результате работы – выправленном, улучшенном тексте; в-четвертых: соответствующее этому представлению исправление недостатков и усиление достоинств произведения при подготовке к публикации.

Схема массовой коммуникации: автор – текст – читатель. Редактор решает несколько задач: 1)оценка текста с точки зрения соответствия цели его написания: насколько он интересен, содержателен, способен ли привлечь внимание читателя и удовлетворить его информационные запросы 2) детально выявить содержательные достоинства и недостатки текста, проверить точность и достоверность фактов, внести необходимые уточнения и исправления 3)оценить собственно литературные качества текста, насколько форма соответствует содержанию, цели и характеру коммуникации, внести правку.

Текст.
В семиотике: любое законченное сообщение, переданное в любой знаковой системе (танец, художественное полотно, дорожный знак).
В лингвистике: объединенная по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которых является связность и целостность.
В теории и практике редактирования: законченное речевое произведение, основными свойствами которого являются целостность, информативность, связность, литературная обработанность, закрепленность на каком-либо материальном носителе информации.

Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию. Информативность как важнейшее свойство текста характеризует количество содержащейся в нем информации и ее новизну.

2 аспекта информативности: 1)отношение информации текста к знаниям ее аудитории и ее информационным интересам 2)семантические и синтаксические свойства ее изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию.
Виды информации:

Фактуальная – свойственна любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Составляет предметно-логическую основу текста.

Концептуальная – отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Может быть выражена вербально, то есть в высказывании или подразумеваться в контексте.
Подтекстовая – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной, благодаря способности текста порождать ассоциативные значения.

Косвенная – сведения, передача которых не составляет цель сообщения, но они извлекаются попутно с основными из его содержания.

Ключевая – важнейшие уникальные сведения по теме, которые не могут быть подсказаны контекстом.
Дополнительная, уточняющая – та, что развивает, конкретизирует ключевую и обуславливается ею.
Повторная – любое второе и последующие упоминания ранее названных реалий.

Смысловая целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность.

Главная мысль текста – тема; мысли, раскрывающие содержание темы – подтемы; мысли, конкретизирующие подтемы – субтемы.

Контекст – система знаний читателя и информация, связанная с ситуацией общения в целом.

Связность – это синтаксическое свойство текста, с помощью которого обеспечивается смысловая целостность.

Тематические повторы – слова и словосочетания, используемые для многократного называния основных предметов и их отношений в тексте.

Ознакомительное чтение – просмотр и чтение текста.

Углубленное или аналитическое чтение – членение на смысловые части, сопоставление между собой

Закон достаточного основания – четвертый закон логики, контролирует убедительность доказательность текста и утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснованна другими мыслями, истинность которых доказана.

Зевгма - соединение сочинительной связью понятий с разным объемом, разноплановых.

Встраивание в однородный ряд – понятие объединенное в каком либо общепринятом логическом основании, присоединяется другое, присутствие которого в данном ряду сомнительно.

Каламбур – реализация в тексте сразу двух значений многозначного слова.

Факт – 1) новость, реальное событие, положенное в основу сообщения.

2) любой элемент вне текстовой действительности, нашедший отражение в тексте.

Правила работы с фактами:

1- Не знаешь - не пиши: можешь оказаться в глупом положении.

2- То, что целесообразно опустить, - опусти, остальное проверяй досконально.

Три основных метода проверки в редактировании:

1- Внутритекстовая проверка – сличение повторяющихся и связанных по смыслу фактов в тексте.

2- Проверка по авторитетным источникам

3- Официальное подтверждение, сделанное специалистами нужной области знаний

Основные требования к цифровым данным:

1- Нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение

2- Цифра должна быть говорящей, поскольку в тексте, рассчитанном на массовую аудиторию, важна не цифра как таковая, а то явление которое она иллюстрирует

3- Редактор должен позаботиться о том, чтобы цифры легко воспринимались в нужной грамматической форме

4- Связанные по смыслу цифры в тексте должны быть сопоставимы, те представлены в одних единицах измерения, причем в соответствии с издательскими правилами

Нумерационный заголовок – необходим в том случае, если текст содержит несколько таблиц и их нужно соотнести с текстом.

Тематический заголовок – формулирует основную тему таблицы и размещается над ней.

Таблица включает в себя:

Головка – верхняя строка таблицы, в которой расположены рубрики

Хвостовая часть – находится под головкой и содержит сведения которые характеризуют логические подлежащие.

Граф – вертикальные столбцы, совокупность которых называется прографкой. В них также содержаться логические сказуемые.

Боковик – первая графа, в которой указаны рубрики – заголовки строк.

Подводка – предваряющий таблицу текст

 

Рабочие таблицы – дает сводку данных, по какой либо теме.

Аналитические таблицы – иллюстрируют какую-либо тему, изложенную в тексте.

Цитата – включение чужой речи, письменной или устной в авторский текст.

Прямая цитата – дословное воспроизведение чужой речи.

Косвенная цитата – передача своими словами основного смысла чужой речи.

Аллюзийная цитата – переиначенный хорошо известный текст, в котором легко просматривается первоисточник.

Риторические цитаты – создают образ человека, автора цитируемых высказываний, или с помощью цитат, принадлежащих уважаемым известным людям, охарактеризовать какой-либо объект явление.

Композиция текста – строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст.

Рамочные элементы – элементы самого текста. И газетной или журнальной полосы в целом. К ним относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы.

Слоган – основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение.

Эхо фраза – ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган.

Сюжетный принцип композиции – предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется прежде всего в литературе и художественно- публицистических и сатирических жанрах СМИ.

Логический принцип композиции – следование общим закономерностям правильного логического мышления, отражающимся в плане текста.

Композиционный прием - 1) основа композиции. 2) мотивированные темой или авторской задачей отступления от основного композиционного принципа.

План – проспект – составляется перед написание работы, его цель в общей форме показать структуру и содержание будущей рукописи.

План рукописи – составляется редактором на этапе углубленного чтения и обнажает смысловую основу, делает очевидным недостатки содержания и построения текста.

План редакторских изменений – составляется на основе плана рукописи, в котором отмечаются недостатки текста.

Вступление – рамочный элемент композиции, его задача четкая формулировка темы, яркость, запоминаемость, привлечение внимания, формирование отношения к поставленной проблеме.

Концовка - рамочный элемент композиции, ее задача подвести итог, убедить читателя в своей правоте.

Информационное рекламное объявление – прямо называют предмет рекламы и координаты рекламодателя.

Развитое рекламное сообщение – помимо названия рекламируемого товара и реквизитов фирмы – рекламодателя появляется детализирующая информация о предмете рекламы.

Способ изложения (функционально – смысловой тип речи) – определенная последовательность смысловых элементов, обусловленная содержанием материала и задачей автора.

Вид текста – разновидность речевых произведений с характерным для соответствующего способа изложения набором признаков.

Повествование - это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих.

Сообщение - информационный схематизированный вариант повествования.

Редактирование повествования и сообщения - передача хронологической последовательности событий.

Прямая хронология - это когда изложение соответствует реальному ходу события от начала к концу.

Обратная хронология - это когда событие излагается от конца к началу.

Смешанная хронология - хронологические отступления от прямой последовательности, которые также должны быть оправданны и не должны препятствовать пониманию текста.

Описание - способ изложения, цель которого создать целостную картину с помощью последовательного перечисления характерных черт описываемого объекта, свойственных ему в определенный промежуток времени.

Элементы описания - перечисление наблюдаемых, видимых деталей названных предметов - их составные части или признаки.

Ракурс описания - расположение элементов описания.

Статические описания - если предмет описания и наблюдатель находятся в покое.

Динамические описания - если предмет описания находится в движении.

Информационное описание - схематизированная разновидность описания (заданная логическая схема).

Принцип описания - от общего впечатления к частностям.

Рассуждение - наиболее сложный по предмету, целеустановке и разнообразный по языковому оформлению способ изложения.

Рациональный метод - логическая аргументация, имеющая целью воздействие на интеллект, изменение точки зрения на предмет речи, основанное на доводах разума.

Иррациональная аргументация - цель воздействия на эмоционально-волевую сферу сознания.

Предельная форма иррациональной аргументации - скрытое внушение положительного или отрицательного отношения к предмету речи.

Умозаключение - это силлогизм, доказательство, опровержение, гипотеза и аналогия. Это когда из большей, общей, и меньшей, частной, посылок, из которых должен следовать истинный вывод при условии, что обе

посылки истинны.

Энтимема - умозаключение с опущенной посылкой или выводом.

Тезис - положение, которое должно быть доказано.

Аргументы - положения, с помощю которых доказывается истинность тезиса.

Демонстрация - логическая форма связи аргумента и тезиса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.