Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выборы и избирательное право ,их основные принципы.






С момента возникновения представительных органов власти встали вопросы: кто будет в них представлен, как будет формироваться эти органы? Важнейшей чертой представительного органа является выборность. Выборы – это процедура, при которой определенная группа людей выделяет из своей среды одного или нескольких представителей для исполнения каких-либо общественных функций. Выборы являются важной частью политической системы государства, т.к. они влияют на формирование органов власти. Поэтому они являются важнейшей формой политической борьбы.

Подготовка и проведение выборов называется избирательной кампанией. Понятие «избирательная кампания» употребляется в 2 значениях: 1) определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их подготовку; и 2)совокупность пропагандистских и иных мероприятий, проводимых участниками выборов.

С выборами тесно связано избирательное право, регулирующее условия и порядок проведения выборов. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное – это право граждан участников в избирании членов выборных государственных органов, а также в референдумах (плебисцитах). Пассивное – это право избираться, т.е. быть зарегистрированным в качестве кандидата и избранным в представительную структуру.

Принципами избирательного права являются принципы всеобщего, равного избирательного права, тайного голосования, прямых или косвенных выборов. Эти принципы обычно провозглашаются в конституции.

1) Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что все граждане государства, независимо от пола, расы, национальности, положении в обществе, доходов, политических взглядов и религиозных убеждений, имеют право участвовать в выборах. Впервые этот принцип был установлен во Франции в период Якобинской диктатуры, и Конституция 1793 года узаконила всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года. После 1- мировой войны, к 1920 году, такое право (для женщин тоже) существовало в Великобритании и ее доминионах, США, скандинавских странах и России. Сейчас оно действует в большинстве стран мира, во всей Европе и Америке. Но оно ограничено рядом цензов. Избирательный ценз – это установленное законом требование, которому должен соответствовать гражданин для получения права участвовать в выборах. К ним относятся:

а) имущественный (необходимость иметь определенный уровень собственности). Сейчас почти не встречается, но раньше играл важную роль в Англии, США, Франции.

б) возрастной (право участия в выборах предоставляется с определенного возраста, у нас - с 18). Существует везде.

в) образовательный ценз (право голоса предоставляется только лицам, имеющим определенный уровень образованности). Сейчас, с распространением грамотности, почти исчез. В Индонезии и Папуа-Новой Гвинее неграмотные папуасы раскрашивают в определенные цвета свои передники или просто тела в цвета партий, а потом их считают.

г) ценза оседлости (избирательное право предоставляется гражданам, постоянно проживающим в данной местности в течение определенного времени). В США этот ценз для выборов в конгресс составляет 1 месяц, в Японии и Германии – месяца.

д) ценз гражданства (необходимость быть гражданином данной страны в течение определенного времени).

е) ценз пола (лишает права голоса женщин). В Европе последним его отменил Лихтенштейн в 1984 году. Сейчас этот ценз сохранился в основном в мусульманских странах, и то далеко не во всех.

С помощью ценза государство создает избирательный корпус или электорат (от лат. elector – избиратель) – совокупность граждан государства, по закону имеющих право голоса. Возможны и другие ограничения избирательных прав. Например, в некоторых странах не имеют права голоса военнослужащие и заключенные, в большинстве стран – психически нездоровые и недееспособные лица. По конституции РБ, в выборах не участвуют граждане, не достигшие 18 лет или признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы.

Осуществление активного избирательного права может быть прямым (прямые выборы) или косвенным (непрямые и многоступенчатые выборы). Прямое голосование является наиболее распространенным и демократичным, т.к. избиратели сами избирают своих представителей в выборные органы. Еще в 1990 году н50 из 360 депутатов Верховного Совета БСССР избирались не прямыми выборами – от ветеранов и инвалидов. Но уже в 1995-96 гг. всех депутатов по новой конституции РБ избирали прямыми выборами. Косвенное (непрямое) голосование означает, что избиратель голосует за своих представителей, а уже те будут голосовать от их имени. Самый яркий пример – выборы президента США. Такое голосование имеет свои плюсы и минусы, но на деле на выборщиков оказывается давление разных политических сил.

Чтобы получить право выставить свою кандидатуру на выборную должность (т.е. воспользоваться пассивным избирательным правом), нужно соответствовать более жестким требованиям. Как правило, это более высокий возрастной ценз. Так, в РБ депутатом можно стать с 21 года, президентом – с 35 лет. Ценз гражданства тоже более жесткий. Например, президентом СШа может стать только гражданин США по рождению, проживший в стране не менее 14 лет. В Беларуси будущему президенту необходимо прожить в стране не менее 10 лет. Особое место занимает служебный ценз, означающий3, что определенные категории госслужащих не могут избираться на выборные должности. То своеобразная защита представительных органов от подчинения их исполнительной власти.

Есть следующие способы выдвижения кандидатов:

а) принцип личного выдвижения (когда для регистрации в качестве кандидата требуется подать заявление в соответствующий орган);

б) выдвижение политическими партиями или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей;

в) выдвижение путем предварительных выборов (праймериз, как в США), чтобы найти самых популярных кандидатов в рамках самой партии.

2) Следующий принцип избирательного права – принцип равных выборов. Здесь должны соблюдаться следующие условия:

а) каждый избиратель имеет одинаковое число голосов (обычно один);

б) все избиратели голосуют на равных условиях. Иногда существует голосование по куриям (совокупность лиц, принадлежащих к какой-либо группе по некоему признаку – например, по национальности или религиозному). У нас были выборы от обществ ветеранов и инвалидов;

в) каждый депутат дожжен представлять равное число избирателей, т. е. избирательные округа должны быть равными по численности населения. Иногда здесь имели место махинации («джерримендеринг», «избирательная геометрия» и т.д.).

3) Еще один принцип – тайного голосования. Он означает, что контроль за голосование недопустим. Избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. Тайно е голосование действует почти везде сейчас.

Завершая рассмотрение избирательного права, рассмотрим такое явление, как абсентеизм – неявка избирателей на выборы (от лат. absens – отсутствующий). В большинстве стран право голоса рассматривается как право, а не обязанность, поэтому многие и выбирают неучастии. Но основная причина этого явления – разочарование в возможности влиять на результаты выборов. Встречается и т.н. позитивный абсентеизм, когда неучастие в выборах – это форма протеста, а не безразличие. Для уменьшения абсентеизма используется голосование по почте, досрочное голосование, даже голосование по доверенности. В ряде стран введено обязательное голосование (Австрия, Нидерланды, Италия, Австралия и др.), за нарушение которого предусмотрены санкции (в Австралии – штраф, в Австрии – даже 4-месяучное тюремное заключение или также штраф).

Таким образом, выборы являются важнейшей формой политической борьбы – борьбой за голоса избирателей.

 

58

59. Т ипы избирательных систем

Избирательная система -сов-сть правил, приемов и процессов, обеспечивающих легитимное становление госуд.органов власти при избрании должност.лиц, замещающих выборные госуд.посты. Избират системы делятся на: 1. мажоритарную. 2. пропорциональную. 3. Смешанную.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большенства.ибирательные округа явл-ся однокомандными, т.е. от каждого округа избирается один кандидат. разновидности мажоритарной системы: 1. Мажоритарная система относительно большенства, т.е. избранным считается тот кандидат, который получил голосов больше, чем другой из его соперников. 2. Мажоритарная система абсолютного большенства, здесь используется формула 50%+1 голос.Разновидностью этой системы явл-ся система двух туров, т.е. если ни один из кандадатов не набрал более 50%, то проводится 2 тур, в котором учавствуют 2 кандадата, добившихся лучших результатов.

Достоинства мажоритарной системы: 1. Непосредственная связь между избирателями и кандадатами. 2. Отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии.3.формирует парламентское большенство.4. способствует становлению двухпартийной системы. 5. Проводит к формированию однопартийного, но стабильного и эффективного правительства.

Недостатки: 1. Не отражает реальные обстановки полит сил в стране. 2. Устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов. 3. Приводит к удорожанию избир. Процесса при необходимости проведения 2 туров.

Разновидности пропорциональной системы: 1. система с общенациональным партийным списком, т.е. голосование проходит в масштабе всей страны в рамках единого общенац. Округа 2.с региональными партийными списками, формирование нескольких округов 3.с закрытым списком. Избиратель голосует за партию и не может выразить предпочтение отдельномукондидату. 4.с открытым списком. Позволяет голосовать за партию и за отдельногокондидата. Достоинства пропорциональной системы: 1. обеспечивает более адекватное предство полит. системы. 2. сокращает кол-во неучтенных голосов избирателей. 3. позволяет обеспечить представительство этническим и религиозным меньшинствам. 4. стимулирует создание партий и развитие полит. Плюрализма. Недостатки: 1.слабая связь кондидата с избирателями 2. зависимость депутата от партийной фракум. В парламете 3. способствует формированию коалиц. Пр-в, которые бывают менее эффективными и стабильными 4.поражает большое количество фракций в парламенте, что отриц. Влияет на их работу. Для преодоления недостатков мажорит. И пропорц системы суцествует смешенная система. И В смешенной системе частто депутатских мандатов распределяется в соответствии с прикупами мажоритарной системы, что способствует формированию более устойчивого правительства, а др часть а соответствии с принулнамипропорц. Системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину полит. Ситуации в стране.

 

 


 

60. Избирательная система в РБ.

Избирательная система – это совокупность правил приемов и процессов, обеспечивающее легитимное установление гос-ых органов власти при избрании на должность лиц занимающих гос-ые посты. Избирательная система делится на мажоритарную, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная. В ее основе лежит принцип большинства избираемые округа, явл. ознам., т.е. от каждого округа собирается 1 депутат:

1. Мажоритарная система, относительного большинства. Избраным считается тот кондидат, кот. получил голосов больше, чем любой из его соперников.

2. Мажеритарная разновидность абсолютного большинства 50%+1 голос. разновидностью этой системой явл. системой 2-х туров. Если же 1 из кондидатов не набрал больше 50%, то проводится -ой тур в кот. учавствуют 2 кондидата добившиехся лучших результатов. Достоинство мажоритарной системы:

1. непосредственная связь между избирателем и кондидатом. 2. Отстаивает из. оргонов власти меньшее по своему влиянию партии. 3. Формирует парааментское большинство. 4. Способствует сталковению 2-х партийной системы. 5. приводит к формированию однопартийного, но стабильного и эффективного правителя.

Недостатки мажоритарной системы:

1. Не отражает реальные мрастановкиполит. сил в стране.2. Устанавливает зависимость рез. голосования, от нарезки округов. 3. Приводит к удержанию изберательного процесса, при необходимости проведения 2-го тура.

 

Пропорциональная система. Предполагает голосовать по спискам партии избирателей. явл. многомондатным, каждая парти в парламенте число мест пропорциональное кол-ву подание за нее голосов, при этой системе могут действовать избирательные пороги. Избирательный порог - наименьшее кол-во голосов необходимое для избрания одного мандата (2%-5%) Разновидности:

1. Систма с общим партийным списками. Голование проходит в маштабе всей страны. В рамках ед. общенацион. округа.

2. Система с рацион. партийными списками. Она предполагает формирование нескольких округов.

3. Система с закрытым списком. Т.е. избиратель олосует за партию и не может выразить предпочтение отдельному кондидату.

4. Система с открытым списком, она позволяет голосовать за партию и за отдельного кондитата.

Достоиства:

1. Обеспечивает более адекватное представительное полит. сил.

2. Сокращает кол-во не учетных голосов изберателя.

3. Позволяет обеспечить представительство, этнических или религиозных меньшенств.

4. Стимулирует издание партий и развитие полит. партий.флюлоризма.

Недостатки пропорциональной системы:

1. Слабая связь кондидата с избирателями.

2. Зависимость депутата от партийской фракции в парламенте.

3. Правительсва, кот. бывают меньше эф. стабильными.

4. Пораждает большое кол-во фракций в парламенте, что отрицательно влияет на работу последней.

Для преодаление недостатков мажоритарной и попарциональной системы было сформулировано смешанная система. В смешанной системе чать депутатских мондатов распределяются в соответствии с принципом можоритарной системы, что способствует формир. более устойчивого правительсвт, а до часть соответствует более полному учету голосов избирателей, а точнее отражает реальную картину полит. ситуации в стране.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.