Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дуга Бурды — техническая энциклопедия






спад не все время с максимальной «оттяжкой» (б-в), а «припасает» некоторые ее ресурсы напоследок, резко усиливая «складку» прямо перед началом разгибания (а-в).

Внимательный читатель возразит: ведь тогда спад получается с недостаточной «оттяжкой»! Да, в этом гимнастка может чуть-чуть потерять, но потеря эта не играет, практически, никакой существен­ной роли, так как очень уж активный подъем во второй части маха здесь совсем не требуется (50). Между тем, дополнительная, рывко-вая складка перед освобождением стоп как бы дает старт решающему действию маха дугой — разгибанию, и существенно повышает его активность.

Бросок выше? ниже? Этот вопрос уже звучал по поводу соскока дугой с перекладины (50). Там ответ был: не слишком высоко. Инте­ресно, что здесь ответ тот же, но — по другим причинам! В данном случае соль не в том, каким будет контрвращение тела (его здесь нет вообще), и какой будет траектория полета (которая тоже, фактичес­ки, отсутствует), а — в условиях освобождения рук для поворота.

При высоком и очень высоком движении (рис. 187-а, б) добиться нужного освобождения кистей, а тем более ощутимого подлета, даю­щего возможность непринужденно сделать весь поворот, очень труд-

но (правда, если бы это удалось, ус­ловия возвращения на опору и, главное, последующего маха впе­ред в висе были бы превосходны­ми; это открывало бы дополни­тельные возможности для связок и т.д. Но —увы...).

В свою очередь, слишком низ­кое движение (в-г) не только мало эффектно, но чревато критичес­ким отходом вперед от опоры и, как следствие, недохватом.

Оптимально же — умеренно-высокое движение (б-в). Оно не трудно, дает достаточное время для выполнения безопорной час­ти движения и удовлетворитель­ные условия для возвращения на опору.

 

Как лучше поворачиваться: из упора ноги врозь или ноги вместе1}


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

Быстрый поворот в «бурде» достигается благодаря резкому ускоре­нию крутки, заданной при разгибании. Ускорение это сродни тому, что дает группирование, но только роль последнего здесь играет вып­рямление тела при разгибании, а также сведение ног, если они были разведены в упоре стоя. В принципе:

чем шире были разведены ноги в начале поворота от опоры и

чем быстрее они закручиваются «по винту»;

чем быстрее тело после этого выпрямляется и

быстрее соединяются ноги — тем быстрее весь поворот.

Этот перечень факторов, казалось бы, недвусмысленно говорит, что поворот из положения ноги врозь эффективнее. И как общее правило это совершенно верно. Но в нашем конкретном случае это не совсем так.

Дело в том, что при исполнении поворота на фоне быстрого вып­рямления тела из положения с его сильным начальным сгибанием доминирующую роль играет не столько сведение ног, сколько имен­но выпрямление тела. Так что почти безразлично — были ноги вместе или врозь.

Получив этот ответ, можно было бы на том и покончить, но есть некоторые оттенки. Один из них — задача удержания ног сомкнуты­ми. При действиях из упора стоя со сведенными ногами есть опас­ность их разбрасывания центробежной силой инерции, особенно при резком ускорении поворота. Та же сила, впрочем, мешает сводить ноги из положения ноги врозь, но в этом случае четкая направленность усилия на соединение ног обычно помогает гимнастке удерживать их вместе. Таким образом, окончательный ответ таков: поворот из уме­ренной «разножки» по ряду соображений все же предпочтительнее.

Каковалучшая осанка в повороте? Конечно, для любого поворота идеальна поза с абсолютно прямым и оттянутым от опоры телом. Но известно как трудно добиться этого при «дугах»: гимнастку всегда «ломает», так как при стремительном разгибании легче легкого «про­скочить» прямое положение и прогнуться, а это всегда потеря в ско­рости крутки, не говоря уж о стилистике движения. При этом, чем сильнее разгибание, тем одновременно больше и риск переразгиба, разбрасывания ноги проч.

Как предотвратить эти затруднения? Увы, никакого средства, кроме упорной тренировки с поиском наилучшего для себя режима движения в махе дугой — нет.

Каким должно быть направление «броска» в разгибании, чтобы можно было избежать столь вероятных здесь перекосов? Этот вопрос


188. Дуга Бурды — техни ч е с к а я энциклопедия

уже затрагивался (17). Что касается конкретно «бурды», то она вы­полняется с отпусканием обеих рук, и все движение должено выпол­няется без смещения тела в сторону. ОЦТ должен двигаться все время строго в одной плоскости, это норма. Минимальные смешения тела в сторону поворота терпимы, но умышленные движения ногами в бок — грубейшая ошибка, после которой не миновать косых махов в и болтанки висе.

Кто-то скажет: но ведь ясно видно, что ноги в таком упражнении уходят в сторону поворота! Верно, уходят. Здесь движение вообще асимметричное. Но при этом оно динамически уравновешенно и очень интересно своей геометрией: по мере выпрямления тела, стопы гимнастки, «ввинчиваясь в пространство», удаляются вперед от опо­ры по суживающейся спирали, как бы обматывающей продольную ось тела. При этом, если стопы, уходя от жерди, смещаются, напри­мер, налево, в сторону поворота, то таз гимнастки (тело разгибается, но еще согнуто) компенсаторно отходит вправо, а ОЦТ, как было сказано, продолжает удаляться от опоры строго в плоскости, перпен­дикулярной опорной жерди.

Как действовать руками! Очевидно, что в «дуге Бурды», по крайней мере к окончанию поворота, должна иметься возможность дохвата, а кистям гимнастки положено находиться в зоне опоры. Причем, чем прямее и ближе руки будут друг к другу, тем лучше для поворота.

Действительно, у лучших исполнителей руки мягко сведены над головой, ни в коем случае не разбросаны, а кисти «полощутся» у са­мой жерди, «пассируя» ее. Это технично, но это и лишает такую «дугу» впечатления полетности. Было бы эффектнее как-то убирать руки от опоры в полетной фазе, но... это ухудшает условия вращения «по винту»...

Интересна работа рук при дохвате. Обычно всегда рука, одно­именная повороту, фиксирует опору первой, это и понятно. А вторая ставится на жердь позже, приходя на нее уже с окончанием поворота. То есть кисти, вторя повороту, как бы перекатываются по жерди. Но такая техника небезупречна. Она приводит к тому, что быстрый по­ворот в «бурде» не гасится сразу, а приводит к перекосам на опоре, к «проваливанию» разноименного плеча. Однако этого можно избе­жать, если опускать разноименную руку на жердь пораньше, опере­жающим движением, и жестко упираться ею в жердь, стремясь быс­трее остановить инерционное движение в повороте и не допустить перекоса.

Как действовать головой. ? Все исполнители ищут опору взглядом и поэтому обычно поднимают голову, а это провоцирует прогиба-


 




БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________________

ние тела. Идеальна закрытая осанка в повороте, и надо, все таки, отвыкать от естественного желания пораньше увидеть жердь. Это простительно в обучении, но в дальнейшем нужно от этого избавляться.

Итак, «дуга Бурды» — целая шкатулка с маленькими техниче­скими секретами (или, если угодно — «ящик Пандоры» со скрыты­ми в нем неприятностями). Полезно на этом примере детально анализировать различные движения, не только махи и соскоки дугой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.