Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уметь руку приложить.






Технические правила, действующие при опоре ногами (172), в целом сохраняют свою силу и в применении к опоре руками. Хотя, конечно, есть особенности — позиции рук на опоре более разнооб­разны, более вариативны. Прокомментируем ряд моментов, харак­терных для опорных положений рук на бревне.

Нарис. 767некоторые позиции, используемые при опорах попе­рек. Симметричная постановка рук (а) используется при исполне­нии многих упражнений, как статических, так и динамических. Большие пальцы направлены вперед и составляют основную опору при завалах в эту сторону. Остальные пальцы чутко фиксируют ребро и боковую поверхность бревна, охватывая снаряд. Опорная площадь здесь невелика, но тесный контакт с опорой дает в этом по­ложении хорошее чувство снаряда. Возможна и асимметричная рас­становка кистей в этом «хвате», например, при последовательной по­становке на опору во время «перекидок» и тому подобных движений.


БРЕВНО


174. «Спичаговые» нюансы


 


Позиция на фиг. 6отличается отсутствием захвата боковой части бревна, что несколько компенсируется возможностью широкого раскрытия кисти и увеличения тем самым опорной площади.

В зависимости от индивидуальной техники, гимнастки применя­ют как прямую установку кисти (б), так и их разворот (в), чаще — с анатомически более удобной здесь пронацией. Характерна прониро-ванная позиция кистей с установкой пальцами внутрь опоры (г), применяемая, в частности, при быстрой «слепой» постановке кистей во время исполнения переворотов назад и в аналогичных ситуациях. Такая техника довольно надежна и позволяет увереннее находить опору кистями без контроля зрением, а в случае неточностей, кор­ректировать движение боковым смещением тела.

Во всех упомянутых случаях возможны многочисленные вариан­ты установки кистей в рабочих положениях поперек. Прямая поста­новка одной кисти (б) может сочетаться с разворотом другой (в), так­же как может меняться и расстановка рук по отношению друг к другу. Иногда можно даже наблюдать перекрытие одной кисти другой (д).

Выбор того или иного варианта техники зависит от многих при­чин: особенностей структуры и техники предшествующего и после­дующего элементов, реальной двигательной ситуации, а также от двигательных качеств гимнастки. Так, есть основания полагать, что индивидуальные способы постановки кистей на опору, удобные гимнасткам, зависят, помимо прочего, от степени подвижности в плечевых суставах.

Рабочие положения кистей в опорах продольно менее вариатив­ны. При исполнении упражнений типа стоек наиболее предпочти­тельна постановка кистей с опорой о горизонталь бревна основанием ладони и корневыми фалангами пальцев (е). Смещение кисти назад по опоре с выводом почти всей длины пальцев на поверхность бревна уменьшает плотность захвата опоры и дискомфортно по ощущени­ям. А опора только ладонью с пальцами, опущенными вдоль бокови­ны бревна, снижает возможности управления движением в передне-заднем направлении.

Наконец, при движениях типа переворота боком, рондата могут использоваться позиции типа показанной на фиг. ж— пальцами друг к другу (фактически — с пронацией одной из кистей), хотя и здесь степень разворота ладоней может быть различной и всегда определя­ется суммой индивидуальных технических «приспособлений» гим­настки к данному движению.

Сравнивая опорные положения рук и ног, можно видеть, что в обоих случаях важно соблюдение одних и тех же принципов, а имен-


но: для повышения надежности равновесия желательно увеличение площади опоры, использование возможностей ее захвата и доступ­ной степени сопротивления наиболее опасным, ожидаемым колеба­ниям тела; и, наконец — желательно увеличение осязательного кон­такта опорного звена с поверхностью снаряда.

Вместе с тем, очевидно, что существует множество подвижек в ра­бочих положениях рук и ног, и наиболее удобные для гимнастки по­зиции в конечном итоге вырабатываются ею индивидуально.

Бревно — дело тонкое! Следуя стратегии выработки наилучшей техники на этом снаряде, тренер должен, тем не менее, в нужный момент предоставлять гимнастке свободу выбора наиболее удобных для нее технических решений. Главный критерий здесь — качество исполнения и его надежность.

174. «СПИЧАГОВЫЕ» НЮАНСЫ

Выполнение на бревне стоек на руках дается гимнасткам несколь­ко труднее, чем гимнастам-мужчинам по вполне понятным причи­нам, главные из которых — особенности опоры и силовые возможно­сти. Поэтому технические детали выходов стойку в этом случае становятся особенно важными50. Покажем это на примере только одного модельного упражнения — силовой стойки согнувшись в упоре продольно. Ряд основных требований к исполнению такого движения мы уже излагали в главе, посвященной мужским брусьям (77). Действуют они и в данном случае, но реализация их в условиях бревна, конечно, более сложна и трудна.

Наиболее простой способ выхода в стойку согнувшись продоль­но — наскоком с последующим дожимом {рис. 168-а). Решающая фаза этого движения — темпо-силовой или чисто силовой подъем из упора стоя через упор (к. Г) в стойку согнувшись (к.к. 1—4). Здесь главное требование — всемерное сгибание тела по ходу движения кверху: как только становится возможной полная «складка» в тазо­бедренных суставах (к.к. 3—4), она должна быть использована, иначе резко повышаются и необходимые силовые затраты и риски, связан­ные с равновесием. Заметим, что плотная складка здесь предполагает не только полное сгибание в тазобедренных суставах, но и предель­ное выпрямление линии «туловище-руки», то есть анатомическое

50 Дополнительные детали равновесной техники интересующиеся могут найти в работах В.Б.Коренберга. См., например, «Гимнастическое многоборье. Женс­кие виды». М., ФиС, 1986, стр.198-207.


 




сгибание плеча в высшей точке подъема согнувшись (к. 4). Это воз­можно только при хорошей подвижности в плечах (при желательном дополнительном прогибании в поясничном отделе позвоночника). Впрочем, для гимнасток это обычно не составляет труда (тогда как у мужчин бывают с этим проблемы).

Если жим до стойки согнувшись (к. 4) выполнен, то дальнейший выход в стойку наиболее просто делается движением ноги врозь че­рез стороны (к. 5). Забегая вперед, отметим, что подъем ног к конеч­ному положению в стойке движением через стороны (то есть их при -ведением) практически избавляет гимнастку от всех проблем как си­лового, так и равновесного характера.

Иначе обстоит дело, если финальный выход в стойку делается с сомкнутыми ногами (б, к.к.4—8). В этом случае неизбежно сильное компенсаторное движение плечами сначала вперед (к. к. 4— 6), азатем обратно, назад (к.к. 6—8). Причем, чем хуже предварительная склад­ка в тазобедренных суставах, тем сильнее выражены все эти эффекты (дефекты!).


________________________________ 174. «Спичаговые» н ю а н с ы

Интересны и технически важны нюансы, связанные со скорос­тью разгибания при подъеме в стойку. Дело в том, что всякие, более или менее заметные, ускорения этого разгибания вызывают ощути­мую горизонтальную опорную реакцию, могущую влиять на состоя­ние равновесия. Так, если гимнастка нормально уравновешена отно­сительно опоры кистями, но по какой-то причине разгибается быст­ро, то ей грозит сваливание назад, и поэтому, предвидя такой ход событий, следует заранее несколько больше обычного «наваливать­ся» вперед на кисти. И наоборот: если почему-то возникает завал вперед, желательно выполнять финальный жим быстрее, «ударно» (иногда приходится даже прогибаться, отводя плечи назад, к.к. 8—9).

С описанными явлениями связан известный казус, когда испол­нитель стойки вдруг останавливается посередине «жима», будучи не в состоянии его продолжить как бы из-за недостатка силы. Но дело здесь вовсе не в силе, а в том, что, проходя ногами горизонталь (к.к. 5—6), гимнаст, гимнастка не сообщили плечам достаточный компенсирующий наклон вперед. В этой ситуации малейшее допол­нительное смещение ОЦТ тела назад грозит падением в том же на­правлении, и поэтому, как только ноги достигают во время подъема определенного критического положения, связанного с отходом ОЦТ назад (к.к. 5—6), все останавливается. Причем угроза такого «стопо­ра» возрастает, если движение было быстрым.

Рассматривая с описанных позиций технику жимов согнувшись на бревне, следует признать наиболее «классическим» способ вы­хода в стойку из упора углом, подробно описанный нами в главе о брусьях (77).


       
   
 
 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.