Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не только руками






Комментируя эволюцию «лётов» (137), мы видели, что совершен­ствование отталкивания руками там протекало за счет вовлечения в работу — кроме рук и звеньев плечевого пояса — еще и других отде­лов двигательного аппарата. Достаточно вспомнить столь характер­ную для модернизированного лёта «кипу» — акцентированное сгиба­ние в тазобедренных суставах.

А что же перевороты? Как там исполнялось и исполняется оттал­кивание руками?

Строго говоря, никакое (никакое вообще!) отталкивание, с какой опорой оно бы ни исполнялось (ногами, руками, тазом т. п.), выпол-


няется не только и не столько действиями в приопорных звеньях, сколько всем двигательным аппаратом. Думать (и, что самое глав­ное — пытаться делать) по-другому значит совершенно не понимать сути этого важнейшего двигательного действия. С этой точки зре­ния, отталкивание в опорных прыжках всегда было и остается генера­лизованным действием, знаем мы об этом или не знаем.

Другое дело, насколько эти тотальные действия всем телом выра­жены и как они технически выстроены!

Поколения гимнастов и гимнасток, не знавших прыжков класса «переворот — сальто», во всех фазах прыжка, включая разбег, дей­ствовали, с современной точки зрения, довольно вяло, маломощно, так, что и отталкивание руками чаще выглядело как изолированная работа рук и плечевого пояса (рис. 121-а). Не слишком активно раз­бегаясь, гимнаст наскакивал на руки с высоким замахом (136), с пря­мым телом, и далее, стремясь сохранить это «правильное» положе­ние, «переваливал» вперед, за вертикаль с финальным доталкивани-ем кистями и с посильными действиями в плечах. Такая техника была удовлетворительной для 50-х, начала 60-х годов, но ныне каза­лась бы очень тяжеловесной и примитивной, а главное — совершенно бесперспективной в отношении возможного усложнения движения. Но даже эта техника содержала в себе (не могла не содержать) зача­точные элементы генерализованного отталкивания, правда, плохо выраженные из-за низкой мощности действий в целом, начиная с разбега.

Но с годами произошло то, что и должно было произойти: гимна­сты-мужчины и гимнастки стали действовать мощнее, напористее, и двигательный аппарат стал работать при переворотах иначе. На фиг. б— типичная картина отталкивания при современном переворо­те вперед. Исполнитель наскакивает на руки с нарочито низким за­махом (гимнастки напрыгивают на коня, ставя руки на его ближний скат — во избежание соскальзывания кистей); тело при этом практи­чески прямое или едва прогнутое32 (к. 1). Затем следует хорошо выра­женная фаза амортизации (к.к. 1—2), когда тело прыгуна жестко, но

32 Начальное прогибание биомеханически необходимо как технический эле­мент, заранее задающий направление будущего изменения формы тела и смяг­чающий компрессию, возникающую при наскоке на руки. Низкий наскок на большой скорости с совершенно прямым и жестким телом вызывал бы опасный, направленный вдоль позвоночника удар. Любопытная аналогия: фехтовальщи­ки в ходе схватки все время подгибают лезвие оружия, чтобы при лобовом стол­кновении оно сразу более мягко амортизировало, не провоцируя опасных про­калывающих ударов.


 




ПРЫЖОК ____________________________________________________________

упруго «подседает», подчиняясь инерционному напору. При пока­занной на рисунке технике это происходит за счет движения плечами вперед (но без «сваливания» ими!) с одновременным прогибанием тела в грудной и поясничной частях туловища и одновременным рессорным «проваливанием» плечевого пояса. Окончание этой фазы обычно со­провождается максимальным давлением руками на опору (к. 2).

Немедленно после упругого «подседания» на опоре начинается выталкивание тела вверх от нее (к.к. 2—5). В описываемом случае эта выталкивание связано с мощным выпрямлением тела, по возможно­сти синхронным во всех суставах. Обратим внимание и запомним, что физически, и анатомически это однонаправленные действия, они дают удаление масс тела от поверхности коня при одновременном сгибании в плечевых, межпозвонковых и тазобедренных суставах. Поэтому здесь вполне уместен столь же быстрый, как само отталки -вание, перевод головы на грудь, который не только удобен для ори­ентировки в пространстве, но и рационален как средство стимуляции мышц-сгибателей.

Иногда, в ответ на рассказ о технике такого (казалось бы, для всех очевидного) отталкивания, можно слышать: неужели для хорошего толчка нужно вот так специально подседать, прогибаться, а потом выпрямляться?

Нет, конечно, специально делать этого ни в коем случае не следует хотя бы потому, что все это происходит непроизвольно и очень быстро (все отталкивание, особенно мощное, вообще длится чуть больше од­ной десятой секунды; за это время можно только моргнуть). Главная задача прыгуна при исполнении подобных действий — все время удерживать высокий мышечный тонус, действовать достаточно «же­стко», и тогда все остальное получится «само собой» (сравните с жес­тко-упругим приходом на опору при отталкивании ногами). Поэто­му тренеру следует, хорошенько разобравшись в описанной картине, подумать — о чем следует гимнасту сказать, а о чем лучше до времени умолчать (см. также 154)...

Итак, описанное мощное отталкивание выпрямлением, казалось бы, весьма рационально и естественно. Однако и тут есть свои ого­ворки, о которых также следует знать.

140. СКРЫТЫЙ ПОРОК ИЛИ ДОСТОИНСТВО?

Вернемся к технике переворотов. Мощное выпрямление (удлине­ние!) тела, предшествующее переходу в полет, — общее свойство всех отталкиваний, их обязательная принадлежность, без которой


___________ 140. Скрытый порок или достоинство?

отталкивание вообще не возможно. Но обратили ли вы внимание на то, что описанный выше традиционный переворот (не только про­стейший, но и с добавочным сальто) базируется на выпрямлении сги­банием"?

Давайте вдумаемся. Ведь это означает — ни больше, ни меньше — как наличие в этом отталкивании контрдействий по отношению к необходимому здесь вращению вперед.

В самом деле, посмотрим на.рис. 123. Переходя из положения, со­ответствующего окончанию амортизации (к. 2), в прямое положение при отрыве от опоры (к. 3), исполнитель не только удлиняет тело, отталкиваясь от поверхности коня, но и заставляет периферические звенья (ноги, нижние отделы туловища) столь же активно вращаться назад (на рисунке — по часовой стрелке), то есть...против вращения в перевороте вперед\ А мы знаем, что всякое такое действие должно влиять на вращение тела в полете, снижать его интенсивность.

И действительно, чем активнее выполняется описанное отталки­вание, тем больший процент вращения тела теряется для переворота вперед. Иначе говоря, описанная техника не вполне идеальна, осо-


ПРЫЖОК


141. Накат + курбет + группировка


 


бенно если учесть высокий запрос на вращение в современных прыжках типа «переворот — сальто».

Что же делать? Можно ли как-нибудь избавиться от этой непри­ятной особенности такого отталкивания?

К сожалению, идеального решения этого вопроса не существует, хотя поводы для обсуждения более выгодных технических способов получения вращения тела при переворотах есть, и достаточно инте­ресные (143).

А сейчас попробуем найти в описанной технике не только недоче­ты, но и достоинства.

Дело в том, что сочетание в одном движении технических средств, как способствующих основному вращению, так и противодействую­щих ему, создает интересные условия для гибкого управления дви­жением.

Вспомним такие специфические движения, как сальто или пере­вороты сгибаясь-разгибаясь, к анализу которых мы уже обращались (23). Задача, с которой обычно сталкивается исполнитель таких уп­ражнений, заключается в сохранении, ажелательно и наращивании, общей мощности движения (высоты полета и др.) при одновремен­ном ограничении вращения тела.

Не являются исключением и опорные прыжки. В перевороте впе­ред сгибаясь-разгибаясь возникают те же проблемы. Если делать прыжок на полной мощности, но отталкиваться руками как в обыч­ном перевороте, то «перекрут» неизбежен. Если же снижать мощ­ность движения до уровня, при котором и плотное сгибание-разги­бание, и приемлемый приход на ноги станут возможными, то упраж­нение будет выглядеть параметрически убогим (23).

Но правильное решение задачи есть, и достигается оно путем при­менения активного сгибания тела при отталкивании (б). В этом слу­чае исполнитель не ограничивается сгибанием до выпрямления (как на фиг. а), а еще на опоре (к.к. 2—4) быстро сгибается до положения, естественно переходящего в полетную «щучку» (к.к. 4—6). Подчерк­нем, что было бы грубой ошибкой или наивностью полагать, будто раннее сгибание на опоре — всего лишь своевременная («ранним тем­пом») подготовка сгибания-разгибания в полете. В действительнос­ти это принципиально необходимое здесь управляющее действие, позволяющее выполнить упражнение; так, и только так возможно построить данное движение.

Добавим также, что в переворотах вперед отталкивание со сгиба­нием вообще может служить регулятором вращения. Например, очень мощный переворот вперед (без сальто, но, допустим, с особен-


но сложным поворотом в полете) также потребовал бы, во избежание излишней «крутки» и падения вперед, хорошо взвешенных контр­действий при отталкивании (28).

В заключение посмотрите на изображение одного давно (и на­прасно) забытого прыжка, который обычно называют «затяжным лётом». Действительно, это движение начинается действиями, похо­жими на традиционный «лёт» (137). Но отличия в том, что здесь замах выше (к. Г), а контрдействия на опоре (к.к. 1—2) не столь активны. В результате гимнаст вылетает вперед-вверх в положении вниз голо­вой с выпрямленным телом и с сильно замедленным вращением впе­ред (к.к. 3—5), так, что может показаться, будто его вообще нет, но оно — есть! Нарочито поднятая голова и некоторое прогибание тела могут создавать дополнительное впечатление движения «лётом» и «зависания». Однако во второй части полета (к.к. 5— 7) гимнаст все же быстро «складывается» и, форсируя тем самым вращение вперед, заканчивает движение как переворот вперед. Таким образом, это, на самом деле, вовсе не вариант «лёта», а разновидность переворота впе­ред сгибаясь-разгибаясь.

Итак, что такое «контртемп», содержащийся в рассмотренной нами технической форме переворота вперед — скрытый порок или достоинство? Ни то, ни другое или, если угодно, и то и другое. Ска­жем так: это — структурная особенность данных движений, которую следует учитывать и, если нужно, умело использовать в работе.

141. НАКАТ + КУРБЕТ + ГРУППИРОВКА

В большинстве гимнастических и подобных им упражнений одной из первейших проблем всегда была и остается «крутка», то есть—задан­ное программой вращение тела на опоре и, в особенности, в полете.

Опорные прыжки, как одна из ярких полетных форм движений, связаны с этой проблемой теснейшим образом. В особенности это относится ко всем суперсложным элементам, где самая главная зада­ча — «выкрутить». Впрочем, корректнее было бы сказать как—то так: вращаться ровно столько, сколько нужно, ни меньше, ни больше, то есть — уметь не только получать вращение, но и управлять им.

В свое время мы уже не раз касались этого кардинального вопро­са, но обратимся к нему еще раз на конкретном примере опорных прыжков.

Анализируя особенности вращения тела в этих упражнениях, нужно учитывать три решающих фактора, определяющих особенно­сти «крутки».


 




ПРЫЖОК _________________________________________________________

Первым из этих факторов мы назовем известный нам накат. Мы использовали его для характеристики вращений в соскоках с пере­кладины (20, 21) и в других сюжетах. Повторение это не случайно, так как физический смысл наката на перекладине, брусьях разной высоты и других видах точно такой же, что и в опорных прыжках. Только технически это действие осуществляется по-разному. Так, если на перекладине это исполнение разгонных оборотов или нара­щивание амплитуды махов, то в опорных прыжках (см. также акро­батику) это разбег, реализуемый в дальнейшем не только в перелете через снаряд, но и для получения вращения в опорных и далее в безо­порных фазах движения.

На рис. 124 схематически показано действие наката (I) в виде соче­тания разбега (а) с так называемым «перевернутым маятником» (б, в). Эффект «перевернутого маятника» заключается в том, что после по­ступательного перемещения, возникшего благодаря разбегу, то есть движения без вращения тела в целом, на тело гимнаста в опорных фазах накладывается связь с осью вращения. В результате, стремясь после разбега двигаться по инерции, тело гимнаста получает угловую скорость, направленную вперед.

Как нетрудно видеть, «перевернутый маятник» в опорных прыж­ках возникает и действует дважды: сначала тело гимнаста вращается вокруг мгновенной оси, проходящей через точку контакта ног с мос-


________________ 141. Накат + курбет + группировк а

тиком (б), а затем, после первой полетной фазы — вокруг оси, возни­кающей в зоне опоры руками о коня (в).

Очевидно, что сам по себе этот механизм существовать не спосо­бен, нужно исходное движение, благодаря которому эффект маятни­ка может сработать. Проще говоря, скорость вращения тела гимнаста, возникающая благодаря опоре ногами, а затем и руками о снаряд, прямо зависит от скорости разбега в его финальной части, при наско­ке (128—130). Чем выше результирующая скорость, с которой гим­наст наскакивал на мостик, тем быстрее и последующая скорость вращения тела в полете. Это и есть накат, взятый в целом.

Другой механизм «крутки» в опорных прыжках, который мы уже прежде описывали и неоднократно комментировали, связан с груп-пированием тела (II). Действие этого механизма в полетных фазах опор­ных прыжков очевидно, и мы не будем его дополнительно освешать (г).

Однако есть и третий существенный механизм, влияющий на вра­щение, тоже нам известный. Это активные действия гимнаста на опоре, еще во время отталкивания руками (III). Возможности этого механизма мы рассматриваем на наиболее ярких примерах маховых и толчковых движений (20). Однако и в опорных прыжках он прояв­ляет себя очень весомо. Достаточно указать на прыжок лётом (154), в котором при отталкивании руками «контровые» действия на опоре (типа курбета) позволяют изменить начальное вращение тела на про­тивоположное. Эти действия издавна широко использовались в опорных прыжках, начиная с элементарных упражнений типа «раз­ножек» и «схилок» (рис. 125-а).


 




ПРЫЖОК __________________________________________________________

Однако, возможны и действия, форсирующие ранее полученное вращение (б). Наиболее интересно такие действия выражены в прыжках типа «цукахара» (144) и «ямасита» (143), которые мы рас-смотриваем особо.

Можно спросить: какой же из трех приведенных факторов наибо­лее весом?

В современных условиях, когда гимнасты научились более мощ­но, смело и технично разбегаться и наскакивать на мостик, а враще­ние во второй полетной фазе все чаще выполняется с выпрямленным телом, роль наката определенно становится главенствующей, тогда как задача группирования в прыжках «прогнувшись» снимается по определению (если не считать, разумеется, вращений типа «роче» и т. п.).

Что касается действий при отталкивании руками, то следует по­мнить о тонких технических эффектах, которые также определяют успех прыжка, о чем уже говорилось выше (139) и еще будет сказано позже. И, разумеется, без соответствующих действий на опоре в принципе не возможно выполнить никакие «прямые» прыжки и им подобные.

Главное же — успеть максимально использовать все названные эффекты в каждом определенном прыжке, а не уповать, например, только на грубый «накат», как это часто бывает сейчас даже у самых лучших мастеров (если не у большинства!).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.