Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О правилах ходьбы






В последние годы представления об опорных зонах коня стали более широкими и свободными. Если прежде они сводились к понятиям «тело» — «тело-ручки» — «ручки» (с приматом последних), то теперь границы между этими опорами стали более стертыми; порой гимнаст как бы и «не замечает», что на коне вообще есть ручки: между ними делаются круги и продольно, и поперек, а некоторые «проходы» осуще­ствляются «мимо» ручек, что в старой гимнастике было немыслимо.

Для всех перемещений по продольной оси коня нужно владеть техникой переходов, которая, казалось бы, давно освоена, но со вре­менем все же шлифуется, уточняется, совершенствуется. Проком­ментируем в связи с этим некоторые детали, которые полезно учиты­вать специалисту.

Начнем с упоминания о вещах наиболее очевидных.

Так, ясно, что для переходов и продольно, и поперек через ручки и тело требуется техника кругов, при которой гимнаст может, до изве­стных пределов, выравнивать действиями в плечах (113) «длину рук», если они находятся на разновысоких опорах, и даже применять постановку кисти «рюмочкой».

Но вот моменты менее известные и очевидные.

Обращали ли вы внимание, на какие именно фазы круговых ма­хов приходятся, в основном, наиболее трудные части переходов, на­пример — с подъемом на ручку?

Вникнув, можно заметить, что здесь действуют совершенно опреде­ленные закономерности, которые нельзя не учитывать. Так, по услови­ям равновесия, и в соответствии с динамикой движения, позволяющей гимнасту управлять телом при переходах, решающая фаза движения выполняется только тогда, когда пояс верхних конечностей, а значит и наиболее массивная часть тела, туловище, смещаются в перемахе туда, куда должно перейти затем и все тело. Так, при обычном переходе кру­гами влево такой фазой является мах влево-назад из упора сзади на теле и ручке, когда плечи смещаются вправок появляется возможность под­няться в упор на левую ручку и «загрузить» ее. В «противоходе», вы-


полняемом на кругах того же направления, такой фазой, наиболее благоприятной для смещения, является, соответственно, перемах впе­ред из упора, так как именно в этом махе плечевой пояс наклоняется влево, то есть туда, куда должно перейти и все тело гимнаста.

Что касается второго маха, также входящего в состав кругов с пе­реходами, то он, по тем же самым физическим причинам, менее удо­бен (а чаще совсем не пригоден) для выполнения ответственных фаз перехода.

Таким образом, в применении к переходам, должны различаться два вида махов, один из которых — основной, а второй — вспомога­тельный.

Точно такая же картина наблюдается при проходах поперек. В этом случае, при необходимости подняться вперед на ручку, основ­ным махом является мах назад из упора сзади, а при проходах назад— мах вперед из упора.

Встречающиеся на практике исключения из этого общего прави­ла применения основных и вспомогательных махов крайне редки. Они случаются, если гимнаст имеет особенно благоприятную кон­ституцию (длинные руки) и, к тому же, особенно тщательно готовит наиболее ответственную фазу перехода. Например — предваритель­но вплотную приближается к ручке, на которую нужно подняться. Но заметим, что и это все напрасно; лучше действовать так, как под­сказывает сама физическая природа движения!

Тут наш недремлющий скептик спросит: не хотите ли вы внушить нам, что «основные» перемахи важны, а остальные, «вспомогатель­ные», имеют для технической подготовки второстепенное значение?

Нет, мы вовсе не собираемся это утверждать! Понимать, что такое «основной» мах (перемах), это примерно то же самое, что знать свою толчковую ногу; ведь знать это не означает, что вторая нога не нужна...

Основной мах и мах вспомогательный — элементы единой струк­туры, равно необходимые для исполнения переходов и проходов вдоль коня. Если первый незаменим в фазах со смещениями по вер­тикали, то второй наиболее эффективен как средство активного сме­щения тела по горизонтали. В особенности это действие-движение важно для исполнения быстрых проходов по коню, исполняемых «мимо ручек», когда гимнаст должен очень активно смещать тело по продольной оси снаряда.

По упомянутым причинам в подготовке на коне следует, конечно, Уделять достаточное внимание всем компонентам техники перехо­дов, противоходов, проходов вперед и назад, сосредоточивая внима-


 




Конь


126. И, все т а к и, сальто!


 


ние гимнаста как на тонкой равновесной работе во время исполнения «основных» фаз движения (с перемещениями вверх-вниз), так и на «вспомогательных» фазах, в которых возможно более активное смещение тела влево-вправо или вперед-назад, но усложняются ус­ловия для постановки опорной руки, с которыми тоже нужно хорошо освоиться.

126. И, ВСЕ ТАКИ, САЛЬТО!

Одно из самых узких мест коня, как вида многоборья, — соскоки. Строго говоря, соскоков, как отдельной и, тем более, эффектной разновидности движений, здесь просто нет. Фактически, гимнасты, завершающие комбинацию на этом снаряде, просто «прерывают» ее исполнением очередного маха, сделанного чуть выше и с уходом от опоры...Правда, мастера все последние годы делают соскоки через стойку, но сути дела это не меняет.

Поэтому понятно, что на протяжении всей долгой истории коня гимнасты мечтали об оригинальном соскоке. И понятно, что, прежде всего, появилась мысль о каком-нибудь сальто.

Но как можно на коне технически корректно, красиво сделать сальто? Эта проблема похожа на задачу о квадратуре круга: основной вид движений на коне — круги в горизонтальной плоскости, а саль­то-мортале это, обычно, вращение в вертикальной плоскости...

Совершавшиеся с давних времен попытки исполнения с махов на коне сальто (обычно — назад) всегда выглядели неубедительно: при­ходилось специально коверкать круги поперек на теле, чтобы в ре­зультате получить, грубо говоря, ублюдочные сальто мортале на вы­соте ручек коня и с приземлением едва ли не на корточки. И что при­мечательно: чем лучше, шире гимнаст делает в этом случае круги, тем проблематичнее достичь на их основе исполнения сносного сальто!

Но неужели ничего нельзя сделать?

Почему же нельзя? Можно. Нужно только не пытаться навязывать коню нечто ему не свойственное. Если сальто—движение в вертикаль­ной плоскости, то и на коне нужно брать за основу такое же движение. И оно есть. Это — классические плоские махи типа скрещений.

Вполне возможно, например, достойное исполнение на коне саль­то боком. Кратко опишем его особенности:

1. Делать лучше со скрещений (лучше прямых) или с любого од-ноножного маха, которым гимнаст может подготовить мощный, «ударный» отход на сальто. Обязательно владение техникой форсажа маха (114-116);


 

2. Главная задача любого сальто — обеспечение необходимого и достаточного вращения в полете, которое обусловливается, как все­гда, скоростью начального вращения, полученного от опоры, и об­щей длительностью безопорного движения, то есть — доступной вы­сотой вылета. Наилучшее сочетание этих признаков в описываемом случае достигается только при взвешенном использовании опреде­ленных технических приемов;

3. Опорное плечо перед переходом в полет должно быть довольно сильно наклонено; допустимо даже его некоторое «сваливание» в сторону вращения по сальто;

4. Высокое сальто, при прочих равных условиях, разумеется, луч­ше низкого, но следует помнить, что затяжной выход вверх на опор­ной руке чреват потерей скорости вращения; приобретая — за счет долгой опоры—лишнюю высоту, вы потеряете крутку. Отсюда обя­зательное требование:

5. На сальто следует уходить не в высшей точке маха (когда тело уже останавливается), а несколько раньше, как бы срываясь с опоры в момент, когда тело в целом еще сохраняет достаточно активное вра­щение;

6. Мах на сальто делается с некоторым наклоном плеч вперед, в расчете на уход со снаряда. Но слишком сильное сваливание тоже нежелательно, это будет снижать высоту движения;

7. По мере совершенствования соскока сваливание опорного пле­ча вбок и вперед будет уменьшаться, высота движения будет увели­чиваться, а возможная группировка — уменьшаться; при особо бла­гоприятных условиях и хорошей технике возможно исполнение сальто боком согнувшись ноги врозь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.