Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая ступень ракеты






В этом сюжете мы коснемся движения, которое, прямо сказать, не слишком актуально для современной высшей гимнастики. Однако его разбор, на наш взгляд, очень интересен, так как позволяет на­глядно показать некоторые особые возможности построения гимна­стических движений. Аэтоуже принципиально важно, поскольку позволяет иначе взглянуть и на другие движения.

Мы неоднократно упоминали, что энергообеспечивающие дей­ствия гимнаста складываются как бы из характерных циклов, каж­дый из которых подпитывает тело гимнаста вращательным движе-


нием. В наиболее простых случаях используется один такой цикл, сообщающий телу вращение одного постоянного направления («мо­ноцикл»). Таково большинство гимнастических упражнений; это различные махи, обороты, перевороты, сальто и т. п. движения. Бо­лее сложны и, как правило, трудны упражнения, в которых противо­поставляются разнонаправленные циклы действий, один из которых задает или поддерживает вращение тела в исходном направлении, а второй «ломает» начальную программу вращения, вводя тенденцию на преодоление начального вращения. В зависимости от мощности работы, действия этого второго цикла («контрцикла») могут либо ог­раничить начальное вращение, либо полностью его нейтрализовать, либо вообще форсированно поменять направление вращения тела. Упражнения этого типа мы уже неоднократно анализировали в этой книге на примерах соскоков и прыжков лётом, перелета Ткачева, со­скоков дугой и др.

Анализируя с описанных позиций структуру движений, можно естественно придти к вопросу: нет ли в гимнастике таких движений, в которых второй цикл действий будет не контровым, а как бы дуб­лирующим, усиливающим эффект «моноцикла»? Оказывается, та­кие упражнения тоже встречаются, хотя они и не столь типичны. И наиболее характерные образцы таких движений мы находим в репер­туаре колец.

Речь пойдет, например, о так называемой «высокой разножке». Формально, это просто соскок переворотом ноги врозь, но с подчер­кнуто увеличенным подлетом.

История этого упражнения довольно обыденна. В свое время, когда даже мастера не мечтали о многократных сальто и пируэтах, набор соскоков с колец был особенно ограничен, и существовала острая потребность в более разнообразных способах завершения комбинации. Тогда и появилась идея выполнять не обычное сальто прогнувшись или «сгиб-разгиб», или сальто ноги врозь, а подчерк­нуто высокую «разножку», которая могла бы выглядеть привлека­тельно.

Но как увеличить высоту подъема? Ведь современные мощност-ные способы наращивания подлета известны еще не были... И тог­да появилось упражнение, в котором обычное движение с перево­ротом вниз головой дополнялось долгой, нарочитой тягой вверх, вдоль тросов, связанной с определенными техническими тонкостя­ми {рис. 86па с. 236).

Хитрость движения заключалась в том, что такое перемещение вдоль тросов (к. к. 4—5), практически с поступательным движением


 




КОЛЬЦА ___________________________________________________________

вверх, означало не что иное, как полную потерю вращения тела! По­пробуй, отпусти в конце такого подъема руки и... окажешься головой на матах. Таким образом, гимнаст вставал перед необходимостью изыскивать каким-то образом еще одну дозу вращения назад, по­скольку первая, полученная от броска из виса, оказывается полнос­тью «израсходованной».

Задача решалась следующим образом. Завершая темповой, тяговый выход в положение, близкое к стойке на согнутых руках (к.к. 5—6), гимнаст делал нечто вроде курбета, то есть сгибания в та­зобедренных суставах, внешне имевшего форму перемаха ноги врозь сдвижением стопами снаружи от тросов (к.к. 6—7). Обязательным условием этого сгибания является сохранение опоры о кольца, кото­рые гимнаст с усилием как бы выталкивает вниз. И лишь после этого он имеет возможность покинуть снаряд, так как благодаря курбе­ту тело получает дополнительный импульс к вращению назад; пле­чи поднимаются, и он может благополучно приземлиться на ноги (к.к. 7—8).

Таким образом, «высокая разножка» является любопытным при­мером упражнения, в котором исполнитель по необходимости дваж­ды подпитывает тело энергией, дающей ему вращение в исходном направлении.


 

Интересно, что подобный «дублирующий цикл» действий имели и некоторые другие движения, в том числе на кольцах. Так, еще одна «разножка» — из упора, тоже долгое время исполнялась с дополни-


________________________________ 98. Опять о «контртемпах»

тельной энергоподпиткой: вначале гимнаст делал мах ногами вперед, «под опору», со сгибанием в тазобедренных суставах, а затем, чтобы не зависнуть вниз головой, он должен был из этого положения еще раз «загонять» ноги глубоко назад-вниз, и только тогда, разгибаясь и поднимая плечи, можно было нормально идти в доскок. Элементы такой техники с исходным и дублирующим циклами действий на опоре можно было в те времена заметить и в некоторых других дви­жениях. Например, гимнасты, исполнявшие соскок «срывом» на пе­рекладине (51), иногда прибегали к сгибанию тела, начинавшемуся еще на опоре и, фактически, игравшего рольтого же вспомогатель­ного курбета, то есть — «дубльцикла» действий. Таким образом, воз­можны движения, в которых, говоря образно, работает ракета-носи­тель с двумя ступенями двигателя: отработав одну из них, гимнаст «включает» вторую, чтобы добиться завершения программного вра­щения тела.

Но еще любопытнее окончание истории практически всех движе­ний с «дубльциклом». По мере развития гимнастической техники (а оно, еще и еще раз повторим, все время идет в направлении повы­шения мощности движений) потребность в применении дополни­тельных энергонасыщающих действий во всех упоминавшихся нами движениях исчезла! «Высокая разножка», выполняемая с современ­ного высокого выкрута назад или после большого оборота, не нужда­ется в дополнительной подпитке и делается как обычное высокое сальто ноги врозь. Соскок разножкой из упора также выполняться без дополнительного сгибания, так как гимнасты нашли способ фор­сажа этого движения за счет мощного спада в упоре по типу совре­менного соскока срывом (51, 185, 186).

98. ОПЯТЬ О «КОНТРТЕМПАХ»

Отсутствие полноценной опоры отразилось на репертуаре движе­ний, выполнимых на кольцах. Достаточно сказать, что общее число элементов, реально задействованных на этом виде многоборья, за­метно скромнее, чем на любом другом «маховом» гимнастическом виде. Особенно это отразилось на движениях с контртемпом (23, 40, 46, 50, 69, 73, 75, 137, 187), поскольку для исполнения контрдей­ствий всегда необходимо эффективное отталкивание от опоры, а на кольцах оно ограничено возможностями действия только в виде уси­лия, натягивающего тросы.

Однако и в этом случае формы движения, содержащие в себе яв­ное или скрытое контрвращение, все же встречаются.


КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________

Одно из таких довольно характерных упражнений на кольцах — подъем махом вперед (рис. 87). Аналог этого элемента на брусьях мы уже обсуждали (69). Там речь шла о «странностях» такого подъема, связанных именно с тем, что упражнение содержит в себе завуалиро­ванный компонент контрвращения.

Что касается одноименного подъема на кольцах, то здесь контр­действия более явственны. После броскового маха вперед из виса следует хорошо выраженный «подрыв» грудью с прогибанием тела и торможением ног (к.к. 2—4). Некоторые гимнасты одновременно с этим стремятся дополнительно отводить кольца назад, за голову, что усиливает эффект контрдействий, попутно увеличивая и тормозя­щий эффект силы тяжести, действующей в этом случае на большем «плече» относительно опоры о кольца.

Немедленно после контрдействий с разгибанием гимнаст пере­ключается на действия по сгибанию в тазобедренных суставах, бла­годаря чему плечевой пояс освобождается и получает возможность подниматься к упору. На/с. 5показан первый момент этого подъема, сопровождающийся начальным сгибанием рук. Впрочем, подъем может, как известно, выполняться и с прямыми руками. Это какраз тот технический вариант, при котором гимнаст вначале отводит кольца назад, а затем, разводя руки в стороны, «через крест», выходит в положение упора (к.к. 5—6).


Как и в случае с подъемом на брусьях, исполнитель сталкивается здесь со всеми проблемами, характерными для движений с контрвра­щением. Главная из них в том, что чем больше начальный мах, тем труднее и ответственнее действия во второй части упражнения и тем мощнее они должны производиться (41).

Могут использоваться контрдействия и на махе назад, хотя эта ситуация для колец еще менее типична, чем для брусьев. Кратко рас­смотрим ее на примере одного оригинального движения — соскока махом назад сальто назад (рис. 88).

Впервые это движение смоделировано и опубликовано автором этих строк еще в 60-х годах17. А в 70-х первым исполнителем этого движения стал известный тогда мастер из ГДР Клаус Кёсте. Впрочем, широкого распространения соскок так и не получил, и сейчас его интересно вспомнить как штрих к истории гимнастики, а главное, как л юбопытную иллюстрацию к закономерностям построения дви­жений.

Движение начинается обычным бросковым махом назад из виса (к.к. 1—3). Примерно на уровне горизонтали бросок «пресекается» контрдвижением со сгибанием в тазобедренных суставах и резким торможением ног (к.к. 3—4). Нажимая на кольца книзу и поднимая плечи, гимнаст продолжает курбетное движение, заставляя ноги не

17 См. нашу статью «Трактат о пяти способах изобретать ультра-си» в сборнике «Мастерство гимнаста (в помощь тренеру)». — М. ФиС, 1969.


КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________

только прекратить исходное движение, но и нарастить скорость нового направления. После того как гимнаст отработал на курбете (к.к. 4—5), он притормаживает и это движение и, выталкиваясь рука­ми, переходит в безопорное положение (к.к. 5—6).

Характер дальнейшего вращения зависит от общей мощности и эффективности действий гимнаста в целом. На рисунке показано сальто согнувшись (как было у К. Кёсте). Но в принципе, и особенно в нынешние времена, такой соскок можно выполнять и выпрямив­шись, и тогда открываются неплохие возможности развития движе­ния. Это могут быть сальто с поворотами, различные комбинирован­ные движения и даже двойное сальто назад в группировке. Заметим, что, несмотря на трудности, связанные с подвижной опорой, описан­ное контрдвижение на кольцах имеет явные преимущества перед по­добными же движениями на перекладине: здесь нет проблемы отхода назад от опоры и опасности попадания на нее. Это означает, что, в принципе, данное движение на кольцах более перспективно.

99. ОБОРОТ С ПОВОРОТОМ?

ф

Махи с поворотом на кольцах — движения аномальные и своен­равные. Насколько они удобны, просты и доступны на кольцах в каче, настолько же они проблематичны «в покое». Механизм «обез-вешивания» тела, позволяющий буквально играючи делать поворо­ты в конце кача, в обычных условиях реализовать гораздо труднее и сложнее.

Однако движения со скрещиванием тросов все же возможны и довольно интересны. Автор этих строк занимался их разработкой еще в 70-х годах, и были отдельные опыты внедрения таких элемен­тов в практику ведущих мастеров. Но в целом повороты в висах на кольцах так и остались элементами «на любителя» и обычно не выхо­дят за пределы движений средней трудности, придающих комбина­ции некоторую затейливость, но серьезного значения так и не полу­чивших.

Скепсис гимнастов и тренеров понятен: движения внешне не очень сложные (и поэтому судейски не слишком ценные), но кап­ризные. «Овчинка выделки не стоит!»

Естествен вопрос: а нельзя ли, все-таки, делать махи с поворота­ми, достойные внимания ведущих мастеров?

Можно с уверенностью сказать, что — есть, и что ими стоило бы заинтересоваться. Еще в 80-х годах автор в течение одного занятия (!) вчерне разучил со своим учеником (студентом института физкуль-


99. Оборот с поворотом?

туры) ни много, ни мало — большой оборот с поворотами «туда и обратно». При этом уровень подготовки исполнителя не мог идти ни в какое сравнение с классом современных мастеров. Совершенно очевидно, что если бы на месте рядового студента инфизкульта ока­зался гимнаст высококвалифицированный и притом заинтересован­ный, то эффект мог бы быть впечатляющим (уместно здесь еще раз напомнить один «закон» гимнастики: всякое упражнение, выполни­мое в принципе, можно делать хорошо).

Парис. ЯРпоказано одно из решений, позволяющих делать боль­шой оборот с поворотами. Будем условно называть этот элемент «оборотом вперед» — по направлению начального движения из стой-


КОЛЬЦА







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.