Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метаморфозы выкрута






Важнейшая проблема совершенствования в гимнастике, как мы не устаем отмечать, это — энергонасыщение движений. От того насколько мощно, амплитудно способен гимнаст отработать в махе, прыжке, зависит если не всё, то почти всё. Это не только высота

(

подъемов и подлетов, время, которым гимнаст может распоряжа­ться для оформления и усложнения движения, не только стилис­тика и различные биомеханические ресурсы упражнения, но и дос­тупная точность, надежность исполнения и иные важнейшие компо­ненты.

Говоря о модернизации махов на кольцах (также направленной, прежде всего, на повышение энергетики движения) можно было бы упомянуть о целой веренице важных биомеханических компо­нентов действий гимнаста. Но все же для колец самый яркий, пожа­луй, этап технической эволюции связан с так называемыми выкру­тами.

Что такое «выкруты» в хрестоматийном гимнастическом смысле?

Открывая словарь спортивныхтерминов15, читаем: «Гимнасти­ческий элемент. Переход из виса сзади в вис или из виса в вис сзади за счет вращения на 360° в плечевых суставах». Оставим на совести авто-

15 «Толковый словарь спортивных терминов». — М., ФиС, 1993, с. 56.


КОЛЬЦА ___________________________________________________________

ров неточность определения самого термина16 и отметим, что понятие «выкрута» здесь по старой традиции связывается с «вращением в пле­чевых суставах».

Действительно, выкруты новичка (или гимнаста полувековой давности) сопровождались характерными действиями в плечевых суставах, знакомыми каждому по манипуляциям, хотя бы, с гимнас­тической палкой, когда ее проводят обеими руками за голову и об­ратно.

Рассмотрим эволюцию этих элементов вначале на примере вык­рутов назад.

Простейший классический элемент такого рода, исполняемый на кольцах, показан нарис. 84-а: акцентированно «накрываясь» ногами в висе согнувшись (к. I), гимнасттутже разгибается и, оставляя пле­чи внизу (к. 2), проводит руки с кольцами вперед и с буквальным выкрутом в плечевых суставах переходит в более или менее высокий, а, скорее всего, низкий вис (к. 3).

Но, как было сказано, основная тенденция в развитии гимнасти­ки — наращивание мощности движений. Вместо «школярского» выкрута (а) гимнасты стали прибегать ктемповомудвижению, когда махом вперед из виса, не задерживаясь в висе согнувшись, исполни­тель сразу, высоким движением разгибался, посылая ноги высоко вдоль тросов, быстро включал руки, содействовавшие подъему, и уже из гораздо более высокого, активного положения упора, а не виса, шел вниз. Тем самым энергонасыщение последующего маха вперед в висе радикально увеличивалось.

Но дальше — больше. Зачем идти, пусть даже в высокий и прохо­дящий вис согнувшись, если можно сделать, фактически, переворот назад через нефиксированный упор? Такое движение не нужно было изобретать, оно выстроилось естественным образом по мере совер­шенствования «выкрута». Нечто подобное показано на фиг. б. Подго­товительное сгибание здесь (ср. с к. 1 на фиг. а) следует гораздо рань­ше, еще в середине подъема (к. I), после чего гимнаст мощно «выстре-

16 На самом деле действия типа «выкрута» могут быть связаны с весьма различ­ными по угловой величине действиями в плечевых суставах. Так, на жесткой продольной опоре выкрут из виса сзади хватом снизу в обратный хват или обрат­но морфологически равноценен повороту на 180°. Выкрут из виса сзади хватом сверху в одноименный простой вис подобен вращению в плечевых суставах на 360°, а выкруты на кольцах требуют большего или меньшего (как правило, менее 180°) вращения в плечах в зависимости от степени разведения рук в сторо­ны и подъема плечевого пояса над опорой. Более детальное представление о морфологии выкрутов можно получить, изучая матрицу на рис. 82 (16).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.