Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руки стопорят






Закончим обсуждение сальто над жердями кратким разбором его завершающей стадии — прихода на руки с фиксацией стойки на руках.

Вот наивный вопрос: в какое положение нужно придти, чтобы точно зафиксировать стойку? Наивный ответ: точно в стойку на ру­ках. Но, увы, этот ответ был бы удовлетворителен, если гимнаст па­дал в стойку на жердях точно по вертикали и без всякого вращения тела. На самом деле, как мы знаем, это происходит вовсе не так. Даже если подлет (по траектории ОЦТ) был строго вертикальным, то все равно к моменту восстановления опоры (рис. 73, к. 10) тело имеет остаточное вращение назад, и его еще нужно погасить. Если бы гим­наст пришел сразу точно в вертикальную стойку (к. 10, пунктир) это вращение стало бы причиной «завала» назад с уходом из стойки в упор. Чтобы избежать этого, гимнаст ставит руки опережающим движением в тот момент, когда туловище, а особенно ноги, еще от­стают в движении (к. 10). В этом случае тело начинает вновь испыты­вать на себе влияние внешних моментов сил, останавливающих вра­щение назад.

Этих сил две: сила тяжести, действуя на звенья, отставшие в дви­жении, тянет их в направлении, обратном вращению по сальто, а опорная реакция «толкает» туда же тем сильнее, чем жестче был при­ход кистями на жерди. Действующий при этом «стопор» может даже пойти во вред фиксации стойки, так как явно ударный приход на опору не только разом гасит начальное вращение, но и приводит к нежелательной здесь упругой отдаче12.

Описанные эффекты, помогающие погасить остаточное враще­ние, действуют тем сильнее, чем больше был наклон тела в момент

12 Показательная аналогия: вспомните как действует прыгун, приземляясь после акробатического сальто назад в остановку, и как он отталкивается в «конт-ровом» соединении «сальто назад — сальто вперед», когда «в одно касание» меня­ет направление вращательного движения тела.


постановки кистей на жерди. Если степень наклона в момент дохвата (к. 10) точно соответствовала активности остаточной «крутки», то последняя к моменту прихода всего тела к вертикали полностью ис­сякает. Причем звенья тела останавливаются последовательно: кис­ти — плечи—таз — стопы; тело как бы перекатывается по вертикаль­ной плоскости от кистей к ногам и замирает в прямом положении (к.к. 10-12).

В целом же процесс прихода в стойку на руках «с лёта», когда нуж­но одномоментно погасить как перемещение, так и вращение тела, абсолютно идентичен закономерностям приземления на ноги при со­скоках и прыжках в остановку.

83. ДВА «ТЕМПА» НА «ОБЕРУЧНЫЙ»: ПО ТЕОРИИ И «ПРОТИВ»

Техника традиционного «оберучного» поворота {рис. 76-а на с. 202) давно сложилась. Она отвечает всем основным положениям теории построения динамического движения: есть «подготовитель­ная стадия» движения (к.к. 1—3). Есть бросковое движение ногами по ходу маха (к.к. 3—5), поддерживающее и организующее по пара­метрам «основную стадию» упражнения. Есть «стадия реализации» (к.к. 5— 6), когда гимнаст, продолжая по инерции подниматься, дела­ет поворот кругом, и, наконец, — «завершающаястадия» (к.к. 6—7), которая заканчивается фиксацией стойки на руках.

Поворот, входящий в «оберучный» и решенный с помощью такой техники, с одной стороны, вполне традиционен (исполняется на фоне разгибания в тазобедренных суставах «винтообразным» движе­нием от стоп к плечам), с другой примечателен тем, что является ил­люстрацией к классической технике универсального «хула-хупного» поворота, широко используемого в полетных движениях, но способ­ного давать эффект и в движениях на опоре. На той же технической основе базируются и другие разновидности поворотов этого профи­ля, в том числе — «диомидовский».

Традиционный «оберучный» всем, казалось бы, хорош, но, со­вершенствуя движение, гимнасты всегда стремились к повороту с возможно более прямым телом.

Но каким образом делать в этом случае сам поворот? Сохранение тела в прямом положении означает исключение того самого «хула-хупного» механизма и переход на какой-то другой способ исполне­ния поворота. И такой способ есть, более того, он всегда «под рукой». Если вы имеете достаточно мощный мах, которым вас выносит вверх,


 




БРУСЬЯ ___________________________________________________________


 

к стойке на руках, то даже при сохранении прямого тела (рис. 76-6) в одноопорной части движения (к.к. 5—6) гимнаста автоматически разворачивает в направлении опорной руки, так как в этом случае возникает момент силы инерции относительно продольной оси тела. Этому содействует и морфология плечевых суставов: тело гимнаста, находящееся в упоре или висе сзади (как, например, нарис. 73, к. 6, пунктир), как бы скручено относительно продольных осей каждой руки, и как только тело высвобождается из двухопорного положе­ния, начинается его непроизвольный поворот со стремлением вер­нуться в нормальное анатомическое положение (ср. это движение с поворотом, естественно получающимся в любом висе сзади, если гимнаст отпускает одну руку).


____________________ 84. Смелый мах — враг перекосов

Итак, существует способ исполнения поворота махом вперед с вып­рямленным телом. Тут педант, придирчиво читающий наши тексты, скажет: позвольте, а как же ваша же теория структурности движения? Гимнаст уходит из стойки с прямым телом, не делает никаких подгото­вительных действий; пройдя вертикаль, он не использует никаких «бросков» и даже поворачивается без всяких «винтообразующих» дей­ствий и — оказывается в стойке! И при этом может добиться более эффектного результата, чем в движении, выстроенном «по науке»?

Но наш воображаемый оппонент ничего не опроверг.

Во-первых, подготовительные действия в «прямом оберучном» были, да еще какие! Достаточно вспомнить то, что мы говорили о форсированном спаде: вся организация и дальнейшее осуществление этого движения {рис. 76-6, к.к. 1—3) в дальнейшем с лихвой обеспе­чивающего весь энергозапрос на упражнение, есть не что иное как форма подготовительных действий — во многом более тонких и трудных, чем обычные.

Во-вторых, в этом упражнении есть и основная стадия, связанная с разгонным движением тела под действием силы тяжести {б, к.к. 3—5). Ее особенность лишь в том, что здесь энергонасыщение движения осуществляется в большей, чем обычно, степени за счет внешних сил, хотя и активная работа гимнаста тут имеет место (гимнаст совершает мощное тяговое движение руками «к себе» и «за спину», то есть на разгибание в плечах).

Что касается «стадии реализации», то она и здесь представлена вполне классически, так как начинается лишь после того, какв пол­ной мере обеспечено достаточное движение вперед-вверх до высоко­го упора сзади (к.к. 5—6).

Приведенный пример с «оберучным», однако, скорее — исключе­ние из общего правила, так как в подавляющем большинстве случаев действия внешних сил недостаточно, чтобы обеспечить всё про­граммное движение, и поэтому решающую роль играют хорошо организованные собственные действия гимнаста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.