Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Асимметричные неожиданности






При осмыслении техники гимнастических упражнений очень по­лезным оказывается сравнение по аналогии. Очевидные примеры: бросковые обороты или сальто назад и вперед с перекладины испол­няются махами разных направлений и, соответственно, «обслужива­ются» разными суставными действиями. Там, где на махе вперед сги­бание тела, на махе назад — разгибание, и наоборот. Соответственно различаются и необходимые в этом случае навыки. Вместе с тем, био­механический смысл действий-движений в том и другом случаях — совершенно одинаковый. И если вы хорошо знаете как, скажем, сле­дует подготавливать бросок одного направления, то вам должно быть вполне понятно, что и как делать на махе в другую сторону. Точно так же соотносятся технические признаки у разноименных акробатичес­ких сальто, переворотов и т. п.

По этой логике должны, казалось бы, аналогичным образом стро­иться и другие «симметричные» движения, например — подъемы ма­хом вперед и назад на брусьях. Так, действительно, и рассуждают иногда отдельные тренеры и гимнасты. И заблуждаются.

Выше (69) мы уже видели, что подъем махом вперед построен до­вольно прихотливо и включает в себя «контртемп», без которого это движение не исполнимо. А между тем, в подъеме махом назад (рис. 67-а) никаких усложненных контровых действий нет: после подготовленного на спаде (к.к. 1—3) броскового движения с проги­банием тела (к.к. 3—7) следует спокойное притормаживание ног (практически непроизвольное, вследствие ограничения подвижнос­ти в позвоночнике при разгибании, к.к. 7— 8), и гимнаста «вытаски­вает» вверх вслед за ногами — при участии рук, «подхватывающих» это движение (к.к. 8—10).

Но откуда такая разница между подъемами двух разных направле­ний? И как в таком случае относиться к утверждению о сходстве в принципиальной технике «симметричных» движений? Надежен ли тогда, верен ли вообще такой способ анализа движений?

Однако оснований для сомнений в правильности сопоставления движений по принципу структурной аналогии у нас возникать не должно.

Все дело в так называемой функциональной асимметрии тела. На­помним, что тело человека морфологически и функционально сим­метрично относительно своей передне-задней плоскости; его левая и правая части тождественны друг другу. Но относительно своей фрон­тальной плоскости наше тело несимметрично: лицо отличается от за-


_______________ 73. Асимметричные неожиданности

тылка, грудь вовсе не подобна спине, а суставные движения явно не одинаковы при сгибаниях и разгибаниях. Последнее интересует нас больше всего, и мы знаем, что, например, максимальная амплитуда сгибания в тазобедренных суставах (от прямого положения) чуть ли не в десять раз больше, чем при разгибании! Соответственно легче даются и все движения на сгибание. Точно так же размах движений на сгибание плеча (из положения руки вниз) примерно вчетверо больше, чем при его разгибании.

Эта морфологическая особенность двигательного аппарата чело­века и называется функциональной асимметрией. Она определяет конкретную технику целого ряда упражнений, выполняемых дви­жением в сагиттальной плоскости.


 

Вернемся к подъемам на брусьях. Если при махе вперед из упора на руках подъем в упор естественным образом строится с использованием контрдвижения рук и туловища, то аналогичный подъем другого на­правления делается по принципу вполне обыкновенного броскового


БРУСЬЯ


74. Поворот махом назад: тьма нюансов


 


маха, то есть по схеме движений с моновращением, когда все звенья тела гимнаста вращаются в неизменном исходном направлении.

Приняв это как данность, можно было бы и успокоиться. Но вот занятная подробность: обращали ли внимание на то, как стремятся делать подъем махом назад почти все новички-негимнасты? Плохо владея махом, они испытывают затруднения с выходом в упор и, к тому же, вовсе не претендуют на стильный подъем прогнувшись. Их цель — просто добраться до упора. Как же они действуют?

Не имея никакого представления о технике, они, тем не менее, методом проб и ошибок быстро нащупывают наиболее доступный способ выхода в упор. Он показан на рис. 67-6: после более чем скромного маха назад (к.к. 1—3) исполнитель «дергает» тазом вверх (к.к. 3— 4), затем сразу же немедленно выпрямляется (к.к. 4—5)и... легко, хоть и без блеска, попадает в желанный упор (к.к. 5—6). Подъем готов!

Что же получается? Движение, выполненное технически ущерб­но, с явно караемыми при судействе ошибками, оказывается доступ­нее, чем традиционное?

Прежде, чем ответить «да» или «нет», разберемся в том, что мы видели на примерах. Почему «подъем тазом» оказался легче?

Дело в том, что он — как и подъем махом вперед! — был в этом случае построен по схеме с контрдействиями, которые, чисто биоме­ханически, а не судейски, здесь, действительно, более рациональны, так как содействуют утилитарному, но экономному выходу опорны­ми звеньями в упор. Еще раз посмотрим как это происходит. После маха назад, который здесь не так важен, как в «настоящем» подъеме (ср. с броском в подъеме махом вперед, 69), следует быстрое сгибание в тазобедренных суставах, приводящее к вращению ног в направле­нии, противоположном исходному, то есть дающее все тот же «контр­темп» (ср. с «подрывом» животом и грудью в подъеме махом вперед, рис. 65-6). Если сразу после этого вновь разогнуться (к.к. 4—6), то импульс, полученный ногами во время сгибания, передается смеж­ным звеньям — туловищу и рукам, которые также начинают вра­щаться назад, то есть — поднимаются в упор, что и требовалось!

Итак, «новичковский» подъем оказался (в рамках элементарной за­дачи «выбраться в упор») действительно рациональнее классического. Он, конечно, нарушает требования стиля, не пригоден для целей ус­ложнения движения и поэтому формально должен быть отвергнут.

Однако, как важно уметь анализировать даже подобные «при­митивные» движения! Иногда это помогает выйти на полезные обоб­щения.


74. ПОВОРОТ МАХОМ НАЗАД: ТЬМА НЮАНСОВ

«Бросковые» повороты кругом, выполняемые махом назад из упора или в подъеме, могут быть очень эффектными, если делаются умеючи. Гимнаст, способный блеснуть в таком, казалось бы, простом движении, всегда выглядит наособицу, так как традиционные «обе-ручные» давно приелись. Но движения эти не слишком популярны; это можно объяснить тем, что они довольно прихотливы и, чтобы украсить ими комбинацию, требуется виртуозное исполнение.

Обсудим такой поворот, выполняемый в упоре.

Он должен делаться на широком, свободном, «хлестком» махе, рассчитанном на динамичный подъем тела примерно до 45° над гори­зонталью. Акцент при этом должен ставиться не на движении стопа­ми вверх, к стойке (ее ведь не будет!), а пораньше, с «оттяжкой» на­зад-вверх. Ноги при этом и все тело, активно двигаясь в махе, оста­ются строго в срединной плоскости снаряда.

Однако главное здесь—действия руками в повороте. Прежде все­го это — очень быстрая попеременная работа руками, при которой одна кисть как бы подбивает другую, исключая этим, в идеале, безо­порное положение (хотя нередко оно и возникает даже у хороших исполнителей).

Важный нюанс: рука, разноименная повороту (снимающаяся с опоры первой), покидает жердь довольно рано, тогда, когда ноги только еще делают свой акцентированный бросок назад-вверх и — немедленно, по кратчайшему пути переносится в хват сверху на жердь, одноименную повороту. Только при этом условии у гимнаста будет в дальнейшем необходимый «темп» для исполнения основной части поворота при наличии надежной опоры.

Второй нюанс, еще более существенный: переводя руку на другую жердь, гимнаст поначалу не должен поворачиваться/Плечевой пояс в момент постановки руки расположен почти так же, как и до начала поворота. Поспешный поворот искажает структуру броскового маха назад, превращает его в мах «боком» и лишает движение необходи­мой энергетики (это еще один пример действия «закона локализации основных действий: не выполнивэнерообеспечиваюшихдействий, нельзя вводить усложняющие). Кроме того, он провоцирует еще бо­лее серьезные ошибки, о которых — ниже.

Третий нюанс, самый важный: оказавшись в положении мимо­летного упора обеими руками на одной жерди, гимнаст ни в коем слу­чае не должен сближаться с нею и передавать на нее тяжестъ\ Этим, в частности, и объясняется требование не поворачиваться преждевре-


БРУСЬЯ ______ ____________________________________________________

менно; гимнаст, позволивший себе это, как правило, оборачивается лицом (животом) к жерди и притягивается к ней, после чего движе­ние немедленно ломается.

Далее. Как только разноименная рука встает на опору, она тут же активно упирается в нее и как бы заводит жердь круговым движени­ем направо-назад (при левом повороте), «за спину». Другая рука, снявшись с опоры, некоторое время остается согнутой у груди (кисть у правого плеча), а затем быстро переводится назад, за спину, встре­чая опережающим движением новую опору. Эти действия, представ­ляющие собой, фактически, как бы круговое отталкивание опорной рукой, и обеспечивают собственно поворот кругом.

Характерны движений головой в этом повороте. С началом ак­тивного разворота (чаще — влево), в первой его половине, голова на­рочито отстает в движении (взгляд — на правую кисть), а как только левая рука уходит за спину, голова быстро поворачивается налево кругом. При этом — еще один нюанс! — нельзя смотреть вперед и, тем более, вниз; голова не должна явно опускаться на грудь; взгляд как бы скользит чуть повыше «горизонта». Если это требование не выполняется, окончание поворота происходит без оттяжки, с силь­ным и некрасивым сгибанием тела.

Есть и другие существенные нюансы этого движения. В частно­сти, мах назад, на основе которого поворот строится, делается до­вольно необычно: ноги должны «стаскивать» за собой все тело — включая плечевой пояс! — назад, смещая его вдоль жердей. Зачем это нужно? Дело в том, что если мах будет строиться по «школярской» схеме «мах назад — плечи вперед» (56), то после поворота это приво­дит почти к неизбежному падению назад на жерди (рис. 68-а). Если же по ходу броска ногами плечевой пояс тоже оттягивается назад, то после поворота тело приходит в отличное активное положение (б).


 

Отсюда еще один вывод: мах на по­ворот должен быть не столько вы­соким, сколько высоко-далеким.

И еще несколько соображений о фазе исполнения собственно по­ворота. Казалось бы, классичес­ким принципом является исполне­ние поворота в апогее маха, на взлете, когда руки освобождаются от давления на опору. Это так, и не так. Если бы гимнаст мог делать в этих условиях поворот очень ком­пактно, то упомянутый принцип был бы всем хорош. Но комменти­руемое движение не совсем обыч­но: промежуточная опора о жердь,

неудобная постановка кистей, «слом» линии тела при перехода из упора в упор сзади и другие причины препятствуют быстрому пово­роту и требуют дополнительного времени. Поэтому если действия поворота начинать в самом конце подъема, то их окончание будет слишком поздним и придется по времени на спад, как это часто и бы­вает на практике (рис. 69-а).

Идеально было бы начинать поворот пораньше, как мы и реко­мендуем, и завершать его в высшей точке подъема (б). Но это, к сожа­лению, не всем доступно. Для этого нужна, в частности, очень хоро­шая подвижность в плечах и умение пользоваться ею в сложной си­туации упора сзади.

Наконец, возможен компромисс, который и дает оптимальное ре­шение: начинать работать «по повороту» незадолго до, а заканчивать ее вскоре после окончания маха ногами назад-вверх (в).

Все сказанное относится и к подъему махом назад с поворотом, но с добавлением еще одного нюанса. Названный подъем выполняется, как правило, в связке с махом дугой в упор на руках, причем руки после этого обычно держатся на жердях со значительным сгибанием в локтях. В процессе собственно подъема тело гимнаста, как и в пре­дыдущем упражнении, «оттаскивается» назад от кистей, и руки зна­чительно выпрямляются в локтях (рис. 63-6). Для гимнаста, разучи­вающего данный подъем, это один из ключевых моментов: если он «не отпускает» плечи назад и поддается во время подъема естествен­ному соблазну удержать руки согнутыми, а еще хуже — поддернуть ими себя вперед, к кистям (так обычно делают при простом подъеме



БРУСЬЯ ___________________________________________________________

махом назад, особенно в стойку!), то сразу после поворота гимнаст неотвратимо падает назад в упор на руках — по той причине, которую мы уже рассматривали выше (рис. 68-а).

75. ОДИН ЭЛЕМЕНТ? ДВА?

Тряхнув гимнастической стариной, можно вспомнить, как с пол­века назад были популярны различные движения с перемахами нога­ми. Это и опорные прыжки типа «разножек», аналогичные соскоки с перекладины, подъемы и перемахи на брусьях. Эпоха, о которой идет речь, еще не знала бросковых движений, и поэтому названные уп­ражнения выглядели как простое механическое соединение двух последовательных элементов. Например: подъема махом назад в вы­сокий упор на перекладине («под стойку») и — соскока ноги врозь. Или: наскока в упор на руках на коне и — соскока оттуда ноги врозь и т. п. Так же трактовался и аналогичный подъем с перемахом на брусьях: выполнялся невысокий подъем махом назад (рис. 70-а, к.к. 1—6), и из положения нефиксированного упора с выпрямлен­ным телом, после мгновенной, но явной паузы (к. 6) — перемах ноги врозь (к.к. 6—8). Впрочем, был возможен и более высокий подъем, но после этого приход в упор углом с остановкой оказывался практичес­ки невозможным, ноги всегда опускались сразу под жерди, и прихо­дилось идти в упор на согнутых руках (к.к. 8— 9) с дальнейшим махом назад и разгибанием рук («клюка»).

Начиная с 50-х годов, в гимнастику пришла бросковая техника, которое многое изменила. Коснулось это и движений с перемахами. Мощный мах при бросках, сильно «возбуждающий» двигательный аппарат гимнаста, естественным образом привел к тому, что движе­ния типа перемаха органически слились с волной действий, подго­тавливающих и реализующих «броски» ногами. Благодаря этому, подъем с перемахом ноги врозь и аналогичные ему упражнения (на­пример, с поворотом и подлетом углом по типу «воронинского» на перекладине) превратились в своеобразные подлеты, вобравшие в себя перемах как усложняющее действие (рис. 70-6). Если в старых аналогах этого движения окончание подъема и перемах имели «пере­мычку» — паузу с движением тела в прямом положении (рис. 70-а, к. 6), то в бросковом варианте такая пауза стала не только неумест­ной, но и почти невозможной технически, ведь после хорошего брос­ка назад (рис. 70-6, к.к. 2—5) мышцы передней поверхности тела бы­стро, сильно натянуты и идеально подготовлены для выполнения пе­ремаха.


___________________________________ 75. Один элемент? Два?

Но это еще не все. Мощное, форсированное исполнение хорошо подготовленного перемаха превращает его в этих условиях в эффек­тивное «контрдействие», не только вызывающее перемену направле­ния вращения всего тела, ной содействующее дополнительному уве­личению высоты подлета! В результате гимнасты получили возмож­ность шире варьировать упражнение, в частности — делать его с более эффектным приходом в упор углом.

 

Подобные же изменения произошли и в других видах многобо­рья: примитивные «разножки» на перекладине, в опорных прыжках


БРУСЬЯ







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.