Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дуга - сальто. Прерванная песня.






Соскокдугой и сальто вперед делал еще корифей мировой гимна­стики Виктор Иванович Чукарин. Соскок мог бы развиваться и дальше, но...наступила эра «больших махов», сальтовых движений с больших оборотов и подлетов-перелетов. «Дуги» из рук мужчин пе­решли на время в распоряжение гимнасток (187, 188), а потом и у них вышли из моды.

Однако, сами движения — как обороты в висах сзади, как соскоки лётом и др. упражнения — остаются и вполне могут представлять ин-


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

терес для хороших исполнителей, ибо, как уже не раз говорилось, нет неинтересных движений, а есть только их плохие исполнения!

Чукарин делал наиболее простой вариант дуги-сальто — в груп­пировке. Но двигательный потенциал современного мастера позво­ляет достичь много большего. Достаточно сказать, что еще в конце 70-х годов даже гимнастки успели выйти на уровень соскока дугой и сальто вперед прогнувшись или (что энергетически сопоставимо) со­скок дугой —двойное сальто вперед.

Наиболее эффективен, как известно, вариант дуги, выполняемой из упора-виса стоя (рис. 44).Это и понятно: действия спада (к.к. 1—2) координационно наиболее просты и, вместе с тем, мышцы-разгиба­тели, выполняющие основные действия упражнения (к.к. 2—5) ока­зываются достаточно хорошо подготовленными благодаря предвари­тельной растяжке.


_____________ 50. Дуга - сальто. Прерванная песня...

Отметим несколько деталей, характерных для этого движения.

Первая из них связана со спадом. Сгибание тела в положении упо­ра стоя (к.к. 1—2) здесь близко к пределу, но если в ходе спада поза совершенно не меняется, предварительное натяжение мышц задней поверхности тела будет носить статический, фиксированный харак­тер и не даст максимальной мощности в фазе последующего разгиба­ния. Поэтому, стремясь увеличить активность действий при разги­бании, гимнаст может использовать дополнительный прием, позво­ляющий сделать подготовительную стадию более конструктивной. Он заключается в усилении «складки» на спаде посредством опреде­ленного приема, о котором более подробно мы говорим в главе, по­священной брусьям разной высоты (188).

Другая деталь имеет отношение к высоте движения ног при разги­бании. Формальная логика вроде бы подсказывает, что чем выше бу­дет движение, тем лучше. На самом деле нетрудно догадаться, что здесь нужен не максимум, а оптимум. Ведь чрезмерно высокое дви­жение, даже если бы гимнаст с ним справился физически, дает слиш­ком крутую траекторию вылета с неприятно коротким отходом впе­ред от опоры (рис. 45-а). Но дело не только в траектории.

Чрезмерно позднее и, следовательно, высокое движение невы­годно для вращения в полете, об этом мы уже не раз говорили в связи с другими контрвращениями: чем выше гимнаст при соскоке дугой поднимается на опоре (именно на опоре, а не в полете!), тем больший угловой путь ему придется проходить при контрвращении вперед в полете. Может показаться, что эта трудность компенсируется хоро­шей высотой подъема, но и здесь нас ждет разочарование: тело гимна-

ста, высоко «забравшееся» вверх на опоре, из-за дей­ствия сил тяжести и трения резко теряет в скорости и после перехода в полет прак­тически не имеет свободного вылета вверх; это означает резкое уменьшение реаль­ного времени в полете.

Но и ранний, отлогий отход также неудовлетвори­телен (рис. 45-в). Условия контрвращения здесь благо­приятны, но полученную быструю «крутку» вперед не


 




                       
 
   
     
 
   
         
     
 
 
 


ПЕРЕКЛАДИНА ______________________________________

удастся реализовать из-за угрожающе низкого и кратковременного полета.

Итак, наилучшие результаты должно дать только умеренно-вы­сокое движение. Ориентиром здесь может быть направление началь­ного «срывного» движения стопами при разгибании. Как видно из рис. 45-6, этот угол не более, чем 15—20° к горизонту.

Третья, важнейшая деталь — конечная поза разгибания на опоре. Сама фаза разгибания обычно протекает как последовательное дви­жение, начинающееся ногами и завершающееся сильным отталкива­нием руками за голову (ср. с действиями отхода на «ткачевский», рис. 28). Показательна финальная поза на/я/с. 44, к. 5с предельным прогибанием тела. Впрочем, важно помнить, что выход в такое поло­жение оправдывает себя только в том случае, если гимнаст способен до самого перехода в полет активно наращивать скорость разгибания; если же она начинает к финалу разгибания затухать, то лучше перехо­дить в полет пораньше, не дожидаясь предельного прогибания тела! Поза на к.5 показательна тем, что все суставные движения в этом время работают на усиление контртемпа; даже сгибание ног назад в коленях (к. 5-а) помогает решению этой задачи. И напротив, ранняя (еще на опоре!) группировка как на рис. 5-6 — ошибочна, так как вызывает вращение периферических звеньев тела назад, то есть в на­правлении, противоположном сальто. Группироваться, если это не­обходимо, нужно, но — только после полного перехода в безопорное положение (еще раз вспомним о «люфтпаузе», 32).

И последнее. При верных действиях на опоре последующее вра­щение по сальто выглядит как активное продвижение плечами вперед-вниз, особенно при сгибании (к.к.5—7). Если же движение такое как на к. 7-а и выглядит как подтягивание ног к плечам, это означает, что мощность контртемпа была явно недостаточной (43).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.