Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборот наизнанку






В предыдущем сюжете мы говорили, в основном, о наращивании скорости в обороте, но ведь порой нужно решать и обратную задачу, так как не всегда большая амплитуда маха и высокая скорость — бла­го. Вспомним отдельные примеры. Легко ли делать соединение: большой оборот назад — подъем разгибом? Или: большой оборот на­зад в стойку на руках — оборот назад не касаясь? Или наиболее совре­менный пример: обороты — перелет Ткачева, по ходу которых, после исполнения оборота, предшествующего перелету, не случайно мно­гие исполнители делают нарочитую паузу и ряд других действий, имеющих своей целью, фактически, сдерживание скорости движе­ния (42, 180).

Итак, каким же должен быть нарочито замедленный оборот назад?

Фактически, ответ на этот нетрудный вопрос ясен из всего, что было уже сказано раньше и говорится ниже (5, 7, 8, 42, 175, 185). Он заключается в том, что оборот (не обязательно «большой») делается в этом случае по «перевернутой» схеме, то есть: в спаде гимнаст не оття­гивается от опоры, а каким-то подходящим здесь приемом прибли­жается к ней больше обычного, тогда как во время подъема — оттяги­вается или отходит от нее (рис. 2). Степень соразмерности тех и дру-гихдействий зависит от двух решающих условий: оттого, насколько велика была начальная скорость и насколько ее нужно погасить.

На рис. 7па, с. 34 показана принципиальная картина действий в обороте назад «наизнанку». Чем сильнее будет выражено сгибание-разгибание тела на спаде (к.к. 2—5), и чем полнее его выпрямление на подъеме (к.к. 7—10), тем сильнее будет гашение скорости.

Особо — о движении с переразгибанием тела на подъеме (пунктир на к. 10). Резкое движение такого типа может форсированно затор-


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

мозить или даже прервать подъем к стойке, но хорошего в этом мало: обязательно будут рывковые дви­жения на опоре, искажения осан­ки и др. Что касается относитель­но плавного прогибания тела в тех же условиях, то оно может, до известной степени, играть роль обычного маха (только не ногами, а... животом и грудью), так как тоже приближает массы тела к оси вращения, хотя и не столь эффек­тивно, как движение ногами по ходу оборота в целом. В давно про­шедшие годы были даже умельцы, использовавшие на перекладине большой оборот назад прогибани­ем без какого бы то ни было броска и вообще сгибания! А много по­зднее элементами этой техники пользовались первые исполнитель­ницы оборотов на брусьях разной высоты (175). Более того, возмо­жен полный большой оборот прогибанием тела на... нижней жерди брусьев разной высоты.

10. БРОСОК НАЗАД: АРИСТОКРАТ ИЛИ РАБОТЯГА?

Мы много говорили о бросковых оборотах назад, но, как извест­но, есть аналогичное движение другого направления; его все знают, но мало когда применяют практически. Оно и понятно, ведь оборот «накатом» (рис. 8-6) координационно удобнее, послушнее и мощнее. Однако, забывать о броске назад было бы не только неразумно, но и просто недопустимо, ведь это — базовое движение для всех вообще бросков назад, и не только на перекладине!

Рассмотрим несколько небезынтересных моментов, связанных с

этим движением.

Первое это то, что бросковые движения обоих направлений, каза­лось бы, отчетливо «симметричны». Оба они могут начинаться так называемой проводкой, то есть фазой движения без изменения на­чальной позы (рис. 3-а и 9-а, к.к. 1—2). Там, где в обороте назад «кипа» (рис. 3-а, к.к. 2—3), на обороте вперед иногда бывает «про­гон» с прогибанием тела (рис. 9-а, к. 2, пунктир). Замаху в первом


(рис. 3-а, к.к. 3—5) соответствует «кипа» во втором (рис. 9-а, к.к.24). Далее там и там следует бросок, соответственно на сгиба­нии (рис. 3-а, к.к. 5— 7) и разгибании (рис. 9-а, к.к. 4—8) и т. д. Каза­лось бы, всё ясно: сравнивая то и другое движения, можно все понять и отследить... Но, так, да не так.


 

Бросковый оборот назад, как мы уже обсуждали, естественным образом строится как процесс «бегущей волны», при которой движе­ние от дальних звеньев последовательно передается к звеньям приопорным (рис. 3-а, к.к. 6—10). Между тем, наиболее грамотный бросковый оборот вперед делается по другой, синхронной схеме (рис. 9-а), при которой ускоренный мах ногами назад сочетается с


П ЕРЕКЛДДИ НА


11. Оборот накатом: учат одному, а получается...


 


одновременным, императивно организуемым «проваливанием» в плечах (к.к. 7—8), после чего, при движении к стойке, тело должно также одновременно выпрямляться (к.к. 80—1). Такая координация движений (сравните ее с оборотом назад, описанным нами в сюжете «Мощнее мощного», 8) дает наиболее благоприятную почву для вы­полнения собственно броска, который в движениях типа соскока лё­том, аналогичных перелетов, а также на сальто вперед и в других дви­жениях играет решающую роль. И поскольку хорошо освоенный бросковый оборот вперед, как уже было отмечено, — базовое упраж­нение, то и учить его нужно на наиболее перспективной технической

основе.

Но вот что интересно. Если мы выстроим полное «симметричное» подобие между классическим бросковым оборотом назад и аналогич­ным оборотом вперед, то получим своеобразный микст — движение на основе смешения двух схем, технически промежуточное между оборотом вперед накатом и оборотом броском. И такое движение не­редко используют гимнастки на брусьях разной высоты (рис. 9-6), о чем мы подробнее говорим в другой главе (177).

Вернемся к рекомендуемому обороту вперед броском (рис. 9-а\ Насколько он нужен сам по себе? Здесь следует сказать, что это дви­жение не только практически приемлемо, но, пожалуй, незаслужен­но забыто. Хорошо сделанный бросковый большой оборот вперед — очень стильное, академичное движение, прекрасно сочетающееся, например, с поворотами на 180 и 360°, «продевами», а главное — неотъемлемая часть технического арсенала гимнаста, нужная ему не только на перекладине, но и — по модели перекладины — на брусьях и кольцах. Так что бросковый оборот вперед это не худосочное «ари­стократическое» движение, а важный рабочий инструмент гимнаста, которым следует хорошенько овладеть.

11. ОБОРОТ НАКАТОМ: УЧАТ ОДНОМУ, А ПОЛУЧАЕТСЯ...

Традиционный большой оборот вперед выполняется, как извест­но, «накатом». То есть активной основой движения здесь является не бросок ногами, как в большинстве маховых движений, а своеобраз­ное рывковое движение плечами к опоре, после чего тело, действи­тельно как бы накатывается на вертикальную плоскость, поднима­ясь к стойке на руках.

Движение это существует испокон веков, но многое в его струк­туре и технике для большинства исполнителей остается втуне. По­пробуйте предложить гимнасту или даже иному тренеру описать и


нарисовать это движение и, сравнив полученный результат с истин­ной картиной (по кинограмме или нашему рисунку), вы сможете убедиться, что это «две большие разницы».

Странно, не правда ли? Как это может быть, чтобы учить и учить­ся определенному движению, делать и видеть его каждый день и — неверно описывать, а часто и объяснять?

Но не будем обвинять спортсменов и тренеров в невнимательнос­ти или неведении. Суть в другом. Дело в том, что обучение таким движениям и их реальное практическое исполнение, независимо от воли гимнаста и тренера, протекают по разным техническим моделям.

Вспомним, как обучают большому обороту «накатом». В основе лежит модель, схематически показанная на рис. 8-а. Она означает примерно следующее: выполнить переворот вперед из стойки с пол­ной оттяжкой (к.к. 1—5), а во второй половине оборота — «хороший» рывок плечами и тазом к опоре (к.к. 5—8). Методически работа по этой схеме может осуществляться по-разному, и мы этот момент опускаем. Важно лишь то, что добившись достаточно строгого спада и активного движения туловищем к опоре, гимнаст, действительно, постепенно научается делать оборот «накатом».

Но теперь посмотрим на то движение, которое на самом деле полу­чается у гимнаста, если он хорошо выучил, отработал оборот и довел свой навыкдо способности свободно управлять скоростью движения и всеми его необходимыми оттенками. На рис. #-6показан такой обо­рот (не первый в серии) с несколько утрированными, для полной яс­ности, техническими деталями.

Спад может начинаться из оттянутой стойки, но если оборотбыс-трый, то обычно оснащен «прогоном» через стойку с выпрямлением тела уже на спаде (к.к. 10—3). Далее следует проводка, то есть спад в достаточно прямом положении, вплоть до подхода к нижней верти­кали (к.к. 3—4). Эта первая часть упражнения, почти равная его по­ловине, мало и непринципиально отличается от модели, показанной на. рис. 8-а.

Наиболее интересные «аномалии» движения начинаются на рубе­же спада и подъема: проходя вис, гимнаст делает обгонное движение ногами назад и несколько прогибается (к.к. 4—5). Это движение лю­бопытно по целому ряду позиций. Во-первых, ему никто и никогда не учит, а многие даже не подозревают о нем! Между тем, оно присут­ствует абсолютно всегда и у всех исполнителей и особенно заметно при ускоренных и быстрых оборотах (или в оборотах, выполняю­щихся по схеме быстрых, например — в обратном хвате). Во-вторых,


12. Висы сзади: утраченная культура

П ЕРЕКЛАДИ НА


значение этого «неизвестного» технического действия довольно су­щественно. С одной стороны, прогибание тела гимнаста (с физичес­кой точки зрения это приближение масс тела к опоре) на фоне макси­мально быстрого вращения в обороте дополнительно ускоряет дви­жение подобно тому, как ускоряется «крутка» при группировке. С другой стороны, это прогибание запускает цепочку активных дей­ствий подъема, а именно: возникающее в этой фазе быстрое натяже­ние мышц передней поверхности тела готовит их к последующей ра­боте в основной стадии оборота, при подъеме. Наконец, добавим, что прогибание у нижней вертикали явно не соответствует обыденным представлениям о том, что в это время нужно максимально выпрям­ляться...

Что же происходит дальше? Кажется, что теперь-то уж самое вре­мя и для рывка плечами к опоре. Но нет! Сразу после «бросочка» но­гами назад (к.к. 4—5) гимнаст, пользуясь натяжением мышц живота тут же (без паузы!), действительно, делает рывок, но — тазом, а не плечами (к.к. 5—6), тогда как плечи не только остаются в прежнем состоянии, но даже несколько «проваливаются» (к. 6). Это объясня­ется реактивным взаимодействием звеньев тела. При этом первич­ный рывок тазом не только работает на подъем тела (ведь это тоже движение масс в направлении опоры), но и становится необходимым подготовительным действием для основного рывкового движения: быстро «провалившись» в плечах и натянув мышцы-разгибатели, гимнаст немедленно начинает работать руками, посылая себя к пере­кладине (анатомически это именно разгибание), чему способствует несколько приподнятая голова.

Переход инициативы от тазового пояса к плечам отзывается реак­тивным «эхом» на работе в тазобедренных суставах: как только начи­нается уменьшение угла в плечах, возникает как бы ответное увели­чение тазобедренного угла; тело начинает выпрямляться (реактив­ность этого движения даже провоцирует у новичков «проваливание живота», то есть прогибание туловища, см. пунктир на (к. 9). В пол­ную меру отработав на рывках тазом и плечами к опоре (к.к. 5—9), гимнаст в финале оборота выпрямляется; в спокойных оборотах это происходит раньше, в активных — позже, за стойкой (к.к. 9— 1).

Итак, реальная техника оборота вперед «накатом» сильно отлича­ется от учебной, модельной. Отчего же это происходит?

Дело в том, что многие действия и движения гимнаста, в силу це­лого ряда биомеханических закономерностей самоорганизуются и мало зависят от воли гимнаста. Далеко не всякое движение удается построить так, как хочется, даже если в принципе это возможно. Но


как к этому относиться в работе? Может быть, нужно, все-таки, точ­нее, детальнее обучать? К счастью — нет! В данном случае при обуче­нии, действительно, вполне достаточно простой модели движения (как нарис. 8-а), тогда как остальное должно, в свое время, получить­ся как бы само собой!

Но тогда зачем же, скажет читатель, знать всё то, что мы сейчас изложили? Зачем «смущать умы»?

Ответ простой: тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика и, тонко понимая внутренний механизм движения, уметь его анализировать по ситуации; без этого трудно работать над движе­нием, вникать в причину ошибок. И еще одно: описывая движение, тренер должен уметь, до поры, упрощать картину, оставляя «в скоб­ках» то, что ученику еще трудно осмыслить умом и мышцами.

12. ВИСЫ СЗАДИ: УТРАЧЕННАЯ КУЛЬТУРА

В давно прошедшие годы, когда атлетические, полетные движе­ния, основанные на современной технической и физической подго­товке гимнаста, были еще недоступны, комбинации мастеров осна­щались элементами, трудность которых обеспечивалась другими средствами, в частности — использованием аномальных висов и хва­тов. Поэтому лучшие мастера 40—60-х годов прекрасно умели рабо­тать в висах сзади, владели сложными перехватами, вкручиваниями и т. д. Специальная подготовка, направленная на воспитание под­вижности в суставах, выворотности кисти, была в те времена столь же актуальной, насколько сейчас обязательна батутная «обкрутка».

Но со временем еложновисовые движения стали забываться, не­смотря даже на то, что от мастера всегда требовалось включение в произвольную комбинацию элементов такого типа. Вместо виртуоз­но исполняемых висов сзади, оборотов в них, гимнасты стали «отбы­вать повинность», выбирая для комбинации наиболее из них необре­менительные, чаще всего — большие обороты вперед с полувкручи­ванием. При этом собственно висы сзади (без вкручивания) практи­чески исчезли из репертуара.

Против истории и стихии возражать бессмысленно. Сейчас уже трудно и, быть может, вовсе не нужно пытаться возвращать гимнас­тов в старые времена и тратить время на столь же тщательное освое­ние висов сзади, как это делалось когда-то. Но нельзя не заметить, что, во-первых, целый пласт виртуозных и вполне достойных совре­менного мастера движений практически утрачен (а значит, и шанс на выигрыш благодаря этим движениям). Во-вторых, в тех случаях,



ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

когда подобные упражнения все же оказывается необходимым учить и делать, сразу сказывается плохая, в этом отношении, подготовка даже хороших турнистов.

Есть и третье. Существует мнение, что висы сзади, будучи движе­ниями противоестественными (а что в гимнастике естественно?), вредны и опасны, и лучше без них обойтись. Это по-своему логично и напоминает времена, когда простейшее сальто в группировке назы­вали «сальто мортале», то есть «смертельным прыжком», или времена более поздние, но тоже уже прошедшие, когда «сальто Корбут» на бревне также было объявлено варварским по степени риска и обрека­ющим гимнасток на поголовную гибель...

Действительно, висы сзади опасны для тех, кто к ним не подго­товлен (автор этих строк в свое время порвал грудную мышцу, делая «итальянские обороты»), но именно поэтому любой гимнаст, ориен­тированный на высокое мастерство, просто обязан, хотя бы в целях безопасности пройти достаточную подготовку плечевого пояса, включающую вдумчивую проработку движений с разнообразными висами сзади, вкручиваниями и выкрутами, сложными хватами и перехватами. Тренеру следует знать и помнить, что своевременная, постепенная и тщательная подготовка мышечно-связочного аппара­та гимнаста не только открывает для него возможности освоения це­лого ряда эффектных, классических упражнений на перекладине, но и предохраняет спортсмена от травм, заболеваний плечевых суставов, что не менее важно, чем освоение новых упражнений в аномальных висах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.