Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По дисциплине Современный стратегический анализ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Стратегический анализ деятельности организации
(на примере ОАО «ТГК-2»)»

 

 

Выполнил:

студент 1 курса группы 53м

_____________________

Дроздов Андрей Андреевич

(подпись, ФИО)

«____»_____________ 2016 г.

 

Научный руководитель:

______________________

Вылгина Юлия Вадимовна

(подпись, ФИО)

Оценка ___________________

«____»_____________ 2016 г.

 

 

Иваново 2016

Календарный план выполнения курсовой работы

 

Тема курсовой работы: «Стратегический анализ деятельности организации (на примере ОАО «ТГК-2»)»

 

Сфера деятельности организации: производство электрической и тепловой энергии

№ п/п Наименование разделов и этапов Сроки выполнения этапов работы Примечание
  Описание объекта проектирования, факторов среды - вопросы 3.1-3.5 25.02.2016  
  Проектирование организации - вопросы 3.6-3.10 10.03.2016  
  Подготовка, оформление и сдача научному руководителю окончательного варианта курсовой работы 18.03.2016  

 

 

Студент ___________________ (подпись) «___» _____________ 2016г.   Научный руководитель___________ (подпись) «___» _____________ 2016г.  
   

 

   
   

 


 

Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Характеристика ОАО «ТГК-2» и факторов среды данной организации 6

1.1. Краткое описание объекта исследования. 6

1.2. Анализ результатов хозяйственной деятельности за 2012-2014гг. 9

1.3. Анализ миссии, видения, целей ОАО «ТГК-2». 11

1.4. Анализ макроокружения ОАО «ТГК-2». 13

1.5. SWOT анализ. 16

1.6. Анализ конкурентов ОАО «ТГК-2». 19

Глава 2. Стратегический анализ по факторам внутренней среды ОАО «ТГК-2» 21

2.1. Анализ конкурентной устойчивости ОАО «ТГК-2». 21

2.2. Оценка конъюнктуры рынка. 23

2.3. Ключевые направления работ по модели 5 сил Портера. 25

2.4. Стратегический анализ внутренней среды.. 26

2.5. SPACE анализ ОАО «ТГК-2». 28

2.6. Стратегическое направление развития. 31

2.7. Реализация стратегии. 33

Библиографический список. 37

 


 

Введение

Российским предприятиям, в последние несколько лет, напряженную ситуацию создают трудно прогнозируемая динамика рынка, выход новых директивных решений и законодательных актов, исчерпанные внутренние ресурсы и рост агрессивной внешней среды, особенно в финансовой сфере. В этих условиях большое значение отводится стратегическому анализу.

Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели многочисленны, выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль. Цель настоящей работы заключается в практическом применении аспектов стратегического анализа и разработке предложений по выбору и реализации стратегии предприятия ОАО «ТГК-2».

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

· Изучение финансовой, хозяйственной, рыночной деятельности компании ОАО «ТГК-2».

· Анализ внешней и внутренней среды организации.

· Стратегический анализ по факторам среды ОАО «ТГК-2».

· Разработка стратегических направлений развития.

· Обоснование выбора действий по реализации стратегии компании.

Объектом исследования работы является компания ОАО «ТГК-2», и занимается производством электрической и тепловой энергии и реализацией тепла (пара и горячей воды) потребителям. Предприятия компании расположены в Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской и Ярославской областях РФ, и в г Скопье (Македония).

Предметом исследования курсовой работы является стратегический анализ деятельности предприятия.


Глава 1. Характеристика ОАО «ТГК-2» и факторов среды данной организации

1.1. Краткое описание объекта исследования

Таблица 1.1.

Описание ОАО «ТГК-2»

 

Критерий Описание
Общие сведения об организации: название, адрес фирмы, страна регистрации, форма организации ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» (ТГК-2). ТГК-2 является одной из крупнейших теплоэнергетических компаний Северо-Западного и Центрального федеральных округов России. Фактический адрес: Россия, 150049, г. Ярославль, ул. Рыбинская, 20
Краткое описание истории развития, укажите продукты и услуги, реализуемые организацией на разных этапах развития В середине 2000-х годов происходило реформирование энергетики страны. Из единого РАО «ЕЭС России», в которое входили практически все крупные генерирующие мощности страны, были выделены оптовые генерирующие компании (ОГК), территориальные генерирующие компании (ТГК), предприятия электросетей, сбытовые компании. 25 февраля 2005 года Совет директоров РАО «ЕЭС России» принял решение о создании ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2». В неё вошли крупнейшие генерирующие предприятия шести регионов: Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской и Ярославской области. Спустя два месяца – 19 апреля 2005 года компания была зарегистрирована, а с 1 июля 2006 года начала свою операционную деятельность. Первым проектом новой компании стал ввод в промышленную эксплуатацию в 2006 году Промышленной мини-ТЭЦ «Белый ручей» в Вытегорском районе Вологодской области. Это предприятие стало одним из самых современных и экологически чистых. В качестве топлива используются отходы лесопиления, которые раньше вывозились на свалку, загрязняя атмосферу, и торф. Кроме этого, станция частично покрывала энергодефицит Вологодской области. В январе 2011 года завершён глобальный инвестиционный проект по переводу на сжигание природного газа крупнейшего источника ТГК-2 – Архангельской ТЭЦ.  

Продолжение таблицы 1.1.

Описание ОАО «ТГК-2»

  С апреля того же года станция полностью перешла на сжигание «голубого топлива», что не только значительно улучшило экономические показатели работы, но и сократило выбросы в окружающую среду. В декабре 2011 года на природном газе начала свою работу Северодвинская ТЭЦ-2. К приходу «голубого топлива» на ТЭЦ были подготовлены три энергетических котла из четырёх, проложено более 500 метров газопровода по территории ТЭЦ, построен газорегуляторный пункт. В следующем году ТГК-2 полностью газифицировала Северодвинскую ТЭЦ-2, завершив переоборудование всех энергетических котлов для сжигания природного газа. Одновременно с этим ТГК-2 вела работу по модернизации электростанций, увеличению их мощности. В рамках договоров предоставления мощности (ДПМ) в 2012 году завершён инвестиционный проект по строительству ПГУ-210 МВт на Новгородской ТЭЦ. Ввод нового энергоблока позволил полностью покрыть потребности в электроэнергии Великого Новгорода и на 70% - всей Новгородской области. В марте 2014 года пущена в эксплуатацию новая парогазовая установка на Вологодской ТЭЦ – ПГУ-110 МВт. Ввод нового энергетического объекта позволил более чем в три раза увеличить установленную электрическую мощность электростанции и снизить энергетический дефицит в Вологодской области. В 2014 году компания установила контроль над электростанцией комбинированного цикла ТЭЦ «ПГУ Скопье» мощностью 220 МВт в г. Скопье (Македония). Это позволило выйти на перспективный балканский энергетический рынок и снизить для ТГК-2 страновые риски деятельности.
Вид (виды) хозяйственной деятельности (по ОКВЭД) Основной вид деятельности 40.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)   Дополнительные виды деятельности 40.10.11 Производство электроэнергии тепловыми электростанциями 40.10.41 Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых электростанций

Продолжение таблицы 1.1.

Описание ОАО «ТГК-2»

  40.30.5 Деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей 45.21.6 Производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группировки 51.56.4 Оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения) 63.12.21 Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки 63.40 Организация перевозок грузов 64.20.11 Деятельность в области телефонной связи 73.10 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук 74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления 74.20.4 Деятельность в области стандартизации и метрологии 80.2 Основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование 80.30 Высшее профессиональное образование 90.00.2 Удаление и обработка твердых отходов
Номенклатура производимой продукции, оказываемых услуг: основные товары или группы товаров, услуги специализация. Производство: - электрической энергии - тепловой энергии Реализация тепла (пара и горячей воды) потребителям.
Описание целевого потребителя и мотивов потребления Ограничения отсутствуют  
Численность работников, в т.ч. управленческий персонал. Краткое описание механизмов управления около 5000 сотрудников

 

1.2. Анализ результатов хозяйственной деятельности
за 2012-2014гг.

По данным формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчёт о финансовых результатах» был составлен агрегированный баланс, с помощью которого был проведён горизонтальный анализ баланса и отчёта и финансовых результатах ОАО «ТГК-2» за 2012 - 2014 годы:

Таблица 1.2.

Агрегированный баланс

Агрегированный баланс Абсолютные величины Удельные веса, % к валюте баланса Изменения
АКТИВ На начало года На конец года На начало года На конец года В абс.велич. темп роста к началу года, % к изменению валюты баланса, %
               
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения     0, 311222 15, 0202   4547, 32 -381, 82
Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы     38, 34832 17, 1999 -10757195 -56, 81 587, 781
Запасы и затраты     4, 505778 3, 87408 -382812 -17, 20 20, 917
Всего текущих активов (оборотных средств)     43, 16532 36, 0942 -4152081 -19, 48 226, 872
Иммобилизованные средства (внеоборотные активы)     56, 83468 63, 9058   8, 274 -126, 872
Итого активов         -1830136 -3, 70  
ПАССИВ              
Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы     26, 58548 26, 5688 -494483 -3, 76 27, 018
Краткосрочные кредиты и займы     25, 43665 10, 7401 -7453243 -59, 34 407, 25
Всего краткосрочный заемный капитал (краткосрочные обязательства)     52, 02213 37, 3089 -7947726 -30, 94 434, 269
Долгосрочный заемный капитал (долгосрочные обязательства)     15, 79221 33, 2006   102, 44 -436, 47
Собственный капитал     32, 18566 29, 4905 -1870493 -11, 769 102, 20
Итого пассивов         -1830136 -3, 706  

 

Горизонтальный анализ полезен тем, что можно проверить, выше ли темпы роста различных групп баланса (столбец 7) темпов роста выручки от продаж, которая в нашем случае составляет 0, 02. Если они ниже - нужно обратить особое внимание на улучшение этих показателей.

Важным показателем являются столбцы 5 и 8 Агрегированного баланса. Из столбца 5 можно узнать на сколько значителен «вес» данной группы в валюте баланса. Столбец 8 характеризует группу, изменение которой больше всего влияет на изменение валюты баланса. Именно группы с максимальными показателями по столбцам 5 и 8 являются наиболее значимыми в деятельности предприятия.

По данному анализу можно выделить следующее:

1) валюта баланса в конце отчетного периода уменьшается по сравнению с началом периода;

2) темпы роста валюты ниже уровня инфляции;

3) темпы роста выручки не ниже темпов роста валюты баланса;

4) темпы роста оборотных активов выше, чем темпы роста внеоборотных активов;

5) размеры долгосрочных источников финансирования (собственного и долгосрочного заемного капитала) не превышают размеры внеоборотных активов;

6) доля собственного капитала в валюте баланса ниже 50%;

7) темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности менее 30%;

8) в балансе присутствует непокрытые убытки;


 

1.3. Анализ миссии, видения, целей ОАО «ТГК-2»

Сформируем миссию компании ОАО «ТГК-2», ответив на ключевые вопросы о целях деятельности организации:

· Что делает наша компания, что мы продаем?

· Для кого существует наша компания?

· Ключевые потребности потребителя, которые мы стремимся решить?

· Что определяет наш успех или что сделает нас успешными в будущем?

· Каким образом мы достигаем этого успеха?

Таблица 1.3.

Анализ миссии организации

Ключевой вопрос Развернутый ответ Краткий ответ
Описание рынка бизнеса Компания занимается производством электрической и тепловой энергии, осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности ТЭЦ и тепловых сетей; производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений; оптовая торговля электрической энергией (без передачи и распределения); хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; организация перевозок грузов. Мы производим и реализовываем электрическую и тепловую энергии потребителям
Описание аудитории бизнеса Основными потребителями тепловой и электрической энергии являются жилищно-коммунальное хозяйство и население (51%), а также промышленные потребители (49%) (в структуре потребления компании) Для всех категорий лиц
Основная цель покупки товара компании Высокое качество предоставляемых услуг, бесперебойное и надежное электро и теплоснабжение, соблюдение законодательства в сфере тарифного регулирования Стремимся сохранять высокое качество предоставляемых услуг для всех потребителей
Ключевые отличительные свойства компании, которые лучше конкурентов Высокая социальная значимость предприятий компании, которая определяется существенной долей в обеспечении областного центра тепловой и энергией — компания снабжает теплом и горячей водой более 60 процентов жилищно-коммунальной сферы города, что позволяет в целом содействовать социально-экономическому развитию в регионе Наша компания имеет долю рынка более 60 процентов, что в свою очередь позволяет гарантировать бесперебойное теплоснабжение.

 

Продолжение таблицы 1.3.

Анализ миссии организации

Описание действий, которые проводит компания для формирования отличительных свойств ОАО «ТГК-2» является одной из крупнейших теплоэнергетических компаний Севера и Северо-Запада России, что позволяет обеспечивать устойчивость деятельности Общества, проводить модернизацию оборудования станций Компании, что в конечном итоге позаоляет оптимизировать расходы иобеспечить безаварийное и надежное энергоснабжение потребителей. Наша компания является одной из крупнейшей в стране, что позволяет обеспечивать устойчивую инвестиционную деятельность в активах Общества.

 

Таким образом, миссию организации можно сформулировать следующим образом: «Наша компания содействует социально-экономическому развитию регионов работы через надежное и бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией».

Получившаяся формулировка отвечает необходимым требованиям:

· Отвечает на вопрос: Каким образом мы делаем жизнь покупателя лучше?

· Содержит все сильные стороны нашего товара.

· После прочтения основная мысль настолько однозначна и полностью понятна, что ее можно легко передать своими словами.

· Хорошо запоминается.

· Реалистична, соответствует тому, что в действительности делает наш товар, не вводит покупателя в заблуждение.

· Строится на выгодах, которые важны для нашей аудитории.


 

1.4. Анализ макроокружения ОАО «ТГК-2»

Компания ОАО «ТГК-2» существует и тесном единстве с внешним окружением, которое играет важную роль в ее производственной деятельности, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности.

Макроокружение (внешняя среда косвенного воздействия) – совокупность всех влияющих на данную организацию объектов и факторов, которые находятся вне границ организации и на которые организация не имеет возможности воздействовать.

В структуре макроокружения выделяются следующие составляющие (группы факторов):

· экономическая,

· политическая,

· правовая,

· социокультурная,

· научно-техническая,

· природно-географическая,

· международная.

Проведем анализ макроокружения ОАО «ТГК-2» с помощью STEP анализа.

Таблица 1.4.

Анализ макроокружения ОАО «ТГК-2»

Политические факторы Изменение в отрасли Изменение в компании Действия
Политические факторы      
Ужесточение налоговой политики (тарифы и льготы) Давление налогового бремени Снижение прибыли Поиск путей снижения налоговой базы и оптимизации налогов
Ужесточение будущего и текущего законодательства, регулирующее правила работы в отрасли Вид деятельности компании является регулируемым, возможен риск ужесточения законодательства Отсутствие свободы ведения бизнеса Соблюдение законодательства

Продолжение таблицы 1.4.

Анализ макроокружения ОАО «ТГК-2»

Тенденции к регулированию или дерегулированию отрасли Сохраняется тенденция к регулированию Отсутствие свободы ведения бизнеса Проведение эффективной работы в тарифной политике, соблюдение законодательства
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в отрасли На данный момент работа в отрасли регулируется соответсвующими органами Отсутствие свободы ведения бизнеса Проведение эффективной работы в тарифной политике, соблюдение законодательства
Экономические факторы      
Роста экономики Отсутсвие роста экономики и в целом отрасли Снижение прибыли Оптимизация на всех уровнях деятельности компании
Уровень инфляции и процентные ставки Рост инфляции Снижение реального дохода работников компании Индексация заработных плат
Снижение курса национальной валюты Увеличение стоимости импортных материалов Рост издержек на технологическое обеспечение работы организации Поиск поставщиков, занимающихся импортозамещением
Увеличение уровня безработицы, размер оплаты труда Увеличение уровня безработицы, снижение реального дохода населения Сокращение штата персонала Более активная работа профсоюзов
Социально-культурные факторы      
Отношение к работе Ухудшается отношение к работе Снижается качество работы Создание условий, программ для эффективного развития и использования человеческих ресурсов.
Увеличение требования к качеству продукции и уровню сервиса Тенденция на увеличение качества поставляемых услуг, надежности, а также бесперебойность поставок Снижение количества остановок оборудования и снижение количества аварий Активная работа в подготовительный период, своевременное обслуживание оборудования в отопительный период
Уровень образования Проявляется необходимость в подготовке квалифицированных специалистов Нехватака квалифицированных специалистов Программы обучения и соц программы для персонала

 

Продолжение таблицы 1.4.

Анализ макроокружения ОАО «ТГК-2»

Технологические факторы      
Снижение введения инноваций, ведет к увеличению морально и технически устаревшего оборудования Отсутствие нововведений, редко обновляется дорогостоящее оборудование Поиск альтернатив Снижение введения инноваций, ведет к увеличению морально и технически устаревшего оборудования
Снижение расходов на новые исследования, разработки нововведений Не ведутся работы по НИР Поиск альтернатив Снижение расходов на новые исследования, разработки нововведений
Повсеместное использование электронного способа обслуживания Отставание от инноваций Внедрение компьютеров в производственный процесс Повсеместное использование электронного способа обслуживания

Наибольшее влияние на рынок, по мнению экспертов, оказывают политические факторы, а именно ужесточение налоговой политики и тенденция к регулированию отрасли, ужесточению налоговой политики. Следующей по значимости выделяется экономическая среда. В этой среде наибольшее влияние имеет уровень инфляции и процентных ставок, рост экономики в целом, а также снижение курса национальной валюты, увеличение уровня безработицы, размер и условия оплаты труда. Далее по значимости, по мнению экспертов, идет технологическая среда. Компьютеризация обслуживание, а именно развитие и активное внедрение ПК, промышленной автоматики, является самым значимым фактором в этой среде. Важными факторами отмечаются также расходы на расходы на исследования и разработки инновации, технологическое развитие отрасли. Наименее важными стали социокультурные факторы. Здесь стоит отметить отношение к работе, тенденции к увеличению требований к качеству продукции, а также уровень образования. Анализируемые факторы были выделены из множества возможных факторов путем экспертных оценок, а значит, вне зависимости от рейтинга значимости имеют влияние на рынок тепловой и электрической энергии

1.5. SWOT анализ

SWOT-анализ - это комплекс регулярно собираемых данных о деятельности предприятия, на основании которых строится бизнес-стратегия предприятия.

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

Таблица 1.5.

SWOT анализ

Сильные стороны Слабые стороны
Рейтинг Параметр Рейтинг Параметр
  Большая доля рынка   Потери в тепловых сетях
  Удовлетворенность клиентов в услугах   Трудно учитывать потребление
  Цена ниже, чем у конкурентов    
  Товар первой необходимости    
Возможности Угрозы
Рейтинг Параметр Рейтинг Параметр
  Укрепление платежной дисциплины   Ухудшение экономического положения в стране
  Привлекать инвестиции в модернизацию производственных мощностей   Снижение промышленного проиводства
  Оптимизация численности персонала   Снижение доходов населения
  Приобритение газа на бирже   Рост затрат и стоимости сырья, опережающий рост доходов
  Улучшение экономической ситуации в стране   Недостатки регуляторной базы
  Льготы, субсидии от государства    

 

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Компании следует укреплять следующие конкурентные преимущества:

· Удовлетворенность потребителей услуг

· Поддерживать цену ниже конкурентов

2. Для покупателей не так очевидно и нуждается в более эффективной коммуникации тарифов и тарифообразование организации.

3. Компании необходимо сделать, чтобы в максимально короткий срок реализовать возможности:

· Укрепление платежной дисциплины

· Привлечение инвестиций в модернизацию производственных мощностей

· Оптимизация численности персонала

· Освоить новые рынки сбыта через географическое расширение.

4. В развитии возможностей использовать сильные стороны продукта за счет:

· За счет большой доли рынка использовать влияние для получения, льгот, субсидий.

5. С целью минимизировать влияние слабых сторон на продукт необходимо использовать современные технологии и совершенствовать метрологическую базу.

6. План действий по устранению слабых сторон или превращению слабых сторон в сильные: современное проведение ремонтов, а также привлекать инвестиции в отрасль.

7. С целью скрыть те слабые стороны, которые невозможно изменить, необходимо в снижении себестоимости потери при передаче включить в себестоимость.

8. Нейтрализовать угрозы можно с помощью работы в области тарифных решений и снизить налоговую нагрузку.

9. Преобразовать угрозы в возможности бизнеса и в источники роста продаж на данный момент не представляется возможным.

10. Чтобы защититься от угроз в максимально короткий срок, необходимо сдерживать рост себестоимости.

1.6. Анализ конкурентов ОАО «ТГК-2»

При реализации своей деятельности ОАО " ТГК-2" имеет конкуренцию на рынке сбыта. Основные конкуренты компании представлены в Таблице 1.6.

Таблица 1.6.

Конкуренты ОАО " ТГК-2" на тепловом и электрическом рынках

Город Тепловая энергия Электроэнегрия
Архангельск ОАО «АрхоблЭнерго», ОАО «Соломбальский ЦБК», ЗАО «Архангельский завод технических спиртов», другие ведомственные котельные Архангельская энергосистема - неценовая зона 1 - (Солом- бальский целлюлозно- бумажный комбинат (ЦБК), Архангельский ЦБК, Котлас- ский ЦБК)
Северодвинск ООО «Северодвинский агрокомбинат»
Вологда МУП «Вологдагортеплосеть», ООО «Западная ко- тельная», ОАО «Вологодский оптико-механический завод», ОАО «Агростройконструкция», другие ве- домственные котельные Зона свободного перетока - Вологодская энергосистема - Череповецкая ГРЭС, Блок-станции ТЭЦ ПВС-1 и ТЭЦ ЭВС-2 ОАО «Север- сталь», ТЭЦ «Аммофос», Шекснинская ГЭС
Великий Новгород МУП «Теплоэнерго», другие ведомственные ко- тельные Зона свободного перетока - ОЭС Северо-Запада - Киришская ГРЭС, Псковская ГРЭС, ГТ ТЭЦ Лужская ОАО «ГТ- ТЭЦ Энерго» (группа пред- приятий Энергомаш)
Кострома ООО «Костромская теплоэнергетическая компа- ния», ОАО «Костромской завод «Мотордеталь», другие ведомственные котельные Зона свободного перетока - ОЭС Центра - Костромская ГРЭС, Конаковская ГРЭС, Калининская АЭС, Каскад ВВГЭС, ОАО «Ярославская генериру- ющая компания»
Ярославль ОАО «Яргортеплоэнерго», ОАО «Тепловая Энер- гетическая Социальная Система» (ОАО «ТЭСС»), ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», ООО «Ассоциация делового сотрудничества» (ООО «АДС»), другие ведомственные котельные

 

В таблице 1.7 представлены необходимые стратегии для противодействия конкурентам ОАО «ТГК-2» на рынке тепловой и электрической энергии

Таблица 1.7.

Конкуренты ОАО " ТГК-2" и необходимые стратегии

  Прямые конкуренты Косвенные конкуренты
Сильные
Слабые Исходя из специфики бизнеса, конкуренция фактически отсутствует, ввиду того, что деятельность компаний регулируется соответствующими органами исполнительной власти. Работа фирм-конкурентов выражается в необходимости обеспечить надежное теплоснабжения отдельных объектов   Стратегия – нет необходимости в стратегии защиты

 

Стоит уточнить, что у Компании нет конкурентов в классическом их понимании. Конкуренция носит условный характер: тепловые источники Компании и источники условных конкурентов работают на разные системы теплоснабжения, то есть технически разобщены (ОАО «ТГК-2» не целесообразно подключать потребителей к общей системе теплоснабжения). Далее под конкурентами на тепловом рынке понимаются участники рынка, которые потенциально могут быть замещены энергоисточниками Компании при реализации проектов строительства теплотрасс и переключения тепловых нагрузок. Главной возможной угрозой является строительство предприятиями собственных котельных, а в квартирах и частных домах переход на индивидуальное (автономное) ГВС. Таким образом, ОАО " ТГК-2" является монополистом.


 

Глава 2. Стратегический анализ по факторам внутренней среды ОАО «ТГК-2»

2.1. Анализ конкурентной устойчивости ОАО «ТГК-2»

Под конкурентной устойчивостью предприятия (КУП) понимать его способность к сбалансированному экономическому развитию и укреплению конкурентных позиций в условиях развития отраслевого рынка.

Проведем оценку конкурентной устойчивости ОАО «ТГК-2» с помощью ее стратегического позиционирования по ряду ключевых факторов устойчивости. При анализе используется метод качественных и количественных экспертных оценок. Количество экспертов – 10 (Таблица 2.1).

Компания в целом развито сбалансированно, способно обеспечивать экономический рост и эффективность использования накопленного экономического потенциала, что говорит об устойчивости экономического развития. Кроме того, компания способна адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры и обеспечивает конкурентные преимущества на отраслевых рынках. Это свидетельствует о её рыночной устойчивости. Совокупность приведенных характеристик дает оценку конкурентной устойчивости предприятия.

По мнению экспертов, компания ОАО «ТГК-2» обладает высокой конкурентной устойчивостью, так как обладает значительным экономическим потенциалом и способностью развиваться темпами не ниже развития отрасли тепло и электроэнергетики.

Таблица 2.1.

Оценка конкурентной устойчивости ОАО «ТГК-2»

Фактор устойчивости Качественная характеристика Оценка развития, цифровое значение Вывод об уровне развития
Доля рынка Компания имеет очевидное преимущество на рынке – доля на рынке составляет более 60% 3.0 высокий

Продолжение таблицы 2.1.

Оценка конкурентной устойчивости ОАО «ТГК-2»

Конкурентоспособность предлагаемых услуг Политика эффективного ценообразования выявляет способность к сбалансированному экономическому развитию и укреплению конкурентных позиций 2.9 высокий
Используемые технологии Компьютерное оснащение торговых павильонов. Разработка возможностей для автоматизации технологического процесса 2.7 средний
Производственные возможности Компания имеет большой запас производственной мощности; имеет сложный технологический процесс 2.8 высокий
Финансовое положение Финансовые результаты компании за анализируемый период говорят о ее финансовой зависимости в виде заемных средств, в целом есть тенденция к улучшению экономической ситуации 2.0 средний
Эффективность управления Компания имеет достаточно развитую структуру управления 2.2 средний
Обслуживание клиентов Компания пользуется лояльностью клиентов благодаря грамотным и компетентным специалистам 3.0 высокий

2.2. Оценка конъюнктуры рынка

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Представим анализ конъюнктуры рынка Компании ОАО «ТГК-2» в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Анализ конъюнктуры рынка

Направления анализа Результаты анализа
Сформулируйте УТП анализируемой организации     Поставка тепловой энергии на другие предприятия в виде пара с высокими параметрами
1. Укажите особенности анализируемого рынка Низкий темп роста, низкий уровень угрозы входа новых игроков, низкий уровень внутриотраслевой конкуренции
2. Анализ конъюнктуры рынка и доли рынка:  
оценка емкости рынка 1 000 млн.руб.
перспективность, привлекательность рынка  
оценка спроса и предложения на рынке  
исследование товарной структуры рынка  
сегментация и выделение ниш на рынке  
Общая оценка модели развития рынка  
Доля рынка 60%
3. Анализ конкурентов:  
определение лидеров рынка ОАО «ТГК-2»
Наиболее «яркие» преимущества и недостатков конкурентов  

 

Продолжение таблицы 2.2.

Анализ конъюнктуры рынка

4. Анализ потребителей:  
демографическая и другие характеристики 2 500 000 человек
выявление потребительских предпочтений Без ограничений


2.3. Ключевые направления работ по модели 5 сил Портера

Теория конкуренции Майкла Портера говорит о том, что на рынке существует пять движущих сил, которые определяют возможный уровень прибыли на рынке. Каждая сила в модели Майкла Портера представляет собой отдельный уровень конкурентоспособности товара: рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, угроза вторжения новых участников, опасность появления товаров — заменителей, уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция.

Таблица 2.3.

Анализ 5 сил Портера

Параметр Значение Описание
Угроза со стороны товаров-заменителей Низкий   Компания обладает уникальным предложением на рынке, аналогов которому не существует
Угрозы внутриотраслевой конкуренции Средний Рынок компании является низко конкурентным. Есть ограничения в повышении цен.
Угроза со стороны новых игроков Низкий Возможность выхода на рынок новых игроков отсутствует
Угроза потери текущих клиентов Средний Портфель клиентов обладает некоторыми рисками (при уходе ключевых клиентов - значимое падение продаж). Существование менее качественных, но экономичных предложений.
Угроза нестабильности поставщиков Средний Стабильность со стороны поставщиков

Анализ параметров позволяет разработать ключевые направления работ:

1. Рекомендуется придерживаться стратегии к повышению капитализации и инвестиционной привлекательности компании

2. Привлечение инвестиций в энергетическую отрасль

3. Работа с задолженностью

4. Модернизация производственный мощностей

5. Работа по повышению эффективности кредитной политики

6. Работа в области тарифных решений

2.4. Стратегический анализ внутренней среды

Согласно стратегическому анализу внутренней среды организации, ОАО «ТГК-2» должна в первую очередь обратить внимание на факторы, которые значимы для компании, но, тем не менее, развиты слабо. Анализ показал, что это: технологии, снижающие себестоимость. Кроме того, постоянная необходимость в сдерживании роста себестоимости требует определенных технологий, которые в компании развиты слабо. Сюда относится экономия за счет эффекта масштаба, сокращение издержек, поиск альтернативной закупки газа, проводить мероприятия по повышению эффективности.

  Таблица 2.4.

Стратегический анализ внутренней среды

Факторы среды Развитость факторов Значимость фактора для развития компании Вывод
Сильно развит Средне развит Слабо развит Высокая Средняя Низкая
Социальная значимость продукта             высоко развит и значим
Тарифная политика             высоко развит и значим
Высокий уровень лояльности к бренду             высоко развит и значим
Эффективное удовлетворение потребности в услугах             высоко развит и значим
Рост себестоимости продукта             высоко развит и значим
Технологии, снижающие себестоимость             Слабо развит, значим

 

  Продолжение таблицы 2.4.

Стратегический анализ внутренней среды

Чувствительность к росту инфляции             высоко развит и значим
Инвестиции в развитие             высоко развит и значим
Высокая доля рынка             высоко развит и значим

 


 

2.5. SPACE анализ ОАО «ТГК-2»

Стратег должен уметь оценивать наиболее выгодное стратегическое положение компании, привлекательность сферы ее бизнеса, способность конкурировать на рынках. Бизнес организации является ключевым механизмом обеспечения интересов субъектов этой организации. Поэтому оценка бизнеса как непривлекательного может повлечь за собой изменение интересов. Выбирая механизмы обеспечения интересов и парирования угроз необходимо также соотнести их с положением организации.

Основным методом подобных оценок является матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE).

Метод SPACE заключается в том, что для предприятия оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно в шкале от 0 до 5.

Проведем оценку стратегического состояния предприятия методом SPACE.

  Таблица 2.5.

SPACE анализ ОАО «ТГК-2»

Критерий Оценка
Финансовая сила предприятия (FS)
Финансовая зависимость  
Ликвидность  
Платежеспособность предприятия  
Поток денежных средств  
средневзвешенная оценка 3, 56
Конкурентоспособность предпрития (CA)
Доля рынка  
Конкурентоспособность продукции  
Качество продукции  
Лояльность покупателей  
средневзвешенная оценка 1, 32
Привлекательность отрасли (IS)
Потенциал роста и прибыли  
Зависимость развития отрасли от коньюктуры  
Уровень технологии  
Степень использования ресурсов  
средневзвешенная оценка 3, 66
  Продолжение таблицы 2.5.

SPACE анализ ОАО «ТГК-2»

Стабильность отрасли (ES)
Темпы инфляции  
Препядствие доступа на рынок  
Технологические изменения  
Изменение спроса  
средневзвешенная оценка 2, 51

Среднее значение для каждой из четырех групп факторов отражается в координатах SPACE матрицы и соединяется линиями. Максимально удаленная от центра сторона показывает вектор развития стратегической зоны хозяйствования.

Рис. 1. SPACE матрица

Следствием SPACE-анализа стало нахождение компании в Агрессивном стратегическом положении. Компания получает очевидные конкурентные преимущества, которая она может с помощью финансового потенциала. Стоит отметить, что отрасль зависима от экономической ситуации в стране, что может повлиять на финансовый результат компании. В целом угрозы незначительны, необходимо сконцентрироваться на обеспечении интересов.

Механизмы направлены на:

· Привлечение инвестиций, направленных на модернизацию обордуования

· Поиск новых рынков, новых секторов рынка (выход на рынок ОРЭМ по конкурентой цене)

· Эффективную работу над тарифными решениями

· Снижение себестоимости при повышении качества поставляемых услуг

· Работа по улучшению платежной дисциплины клиентов

· Работа над кредитной политикой


 

2.6. Стратегическое направление развития

Аккумулируя данные, полученные в ходе проведенных анализов внешней и внутренней среды организации ОАО «ТГК-2», можно определить главную цель компании на данном этапе жизненного цикла – снижение переменных затрат и выход на рынок ОРЭМ (оптовый рынок электрической энергии и мощности).

Достижение поставленной цели возможно через осуществление одной и стратегий концентрированного роста и соответствующих им инструментов (таблица 2.6, 2.7, 2.8).

В условиях ограниченных ресурсов организации требуется придерживаться одной из предложенных стратегий, которые для лица, принимающего решение, являются альтернативами. Для дальнейшего отбора проводится попарное сравнение альтернатив. Приоритетность одной из стратегий развития определяется как максимум критерия относительной важности. По данному критерию для ОАО «ТГК-2» была выбрана стратегия диверсификации товаров.

  Таблица 2.6

Стратегические направления для ОАО «ТГК-2»

Стратегии Стратегия диверсификации товаров Стратегия глубокого проникновения на рынок Стратегия горизонтальной интеграции
Инструменты Выход на рынок ОРЭМ (новая группа товаров) Расширение географических границ рынка Поглощение котельных-конкурентов
Мероприятия по контролю качества Новые каналы сбыта  
Снижение издержек    

 


 

  Таблица 2.7.

Матрица парных сравнений инструментов реализации стратегий
ОАО «ТГК-2»

  Стратегия диверсификации товаров Стратегия глубокого проникновения на рынок Стратегия горизонтальной интеграции ai wi
Стратегия диверсификации товаров       11, 67 0, 97519
Стратегия глубокого проникновения на рынок 1/5   1/6 0, 01 0, 00093
Стратегия горизонтальной интеграции 1/7     0, 29 0, 02388
Сумма   11, 9635  
Вывод Приоритетная стратегия - стратегия диверсификации товаров

 

  Таблица 2.8 Таблица 14

Матрица парных сравнений инструментов реализации альтернативных стратегий

  Расширение географических границ рынка Новые каналы сбыта Мероприятия по контролю качества Поглощение котельных-конкурентов Выход на рынок ОРЭМ Снижение издержек ai wi
Расширение географических границ рынка       1/3 1/6 1/2 0, 0926 0, 01191
Новые каналы сбыта 1/4   1/5   1/4 1/5 0, 0013 0, 00016
Мероприятия по контролю качества 1/5     1/2     1, 0000 0, 12858
Поглощение котельных-конкурентов   1/3     1/5 1/4 0, 0167 0, 00214
Выход на рынок ОРЭМ (новая группа товаров)     1/3     1/2 3, 3333 0, 42860
Снижение издержек     1/4       3, 3333 0, 42860
Сумма             7, 7772  
Вывод В приоритете Выход на новую группу товаров и снижение издержек

 

2.7. Реализация стратегии

С помощью попарного сравнения предложенных стратегий роста для ОАО «ТГК-2» была отобрана стратегия диверсификации товаров. Важнейшими стратегическими целями в рамках выбранной стратегии являются: снижение переменных затрат, модернизация производственных мощностей, выход на рынок ОРЭМ.

Стратегия диверсификации товаров предусматривает модернизацию основного оборудования ТЭЦ - паровые машины на парогазовые установки (ПГУ), которые имеют более высокий КПД (в 1, 5-2 раза выше), что позволит сократить затраты на топливо и в конечном счете снизить тариф на электроэнергию. Снижение стоимости электроэнергии позволит выйти на ОРЭМ и увеличить выработку электроэнергии в 5 раз. Проект предусматривает строительство ПГУ в Ярославле, Великом Новгороде, Архангельске.

1. Предполагаемый эффект от реализации инвестиционного проекта:

· Стоимость проекта составляет –15 млрд. руб.

· Срок окупаемости – 15 лет.

2. График реализации проекта:

· Начало реализации проекта – июль 2016г.

· Запуск проекта в производство: январь 2020г.

3. Источники финансирования:

· Привлечение инвестиций зарубежных партнеров и собственные средства

Планируется, что с выходом на ОРЭМ и снижением переменных затрат выработка электроэнергии увеличится в 2 раза, соответственно выручка увеличится 15 млрд. до 30 млрд. руб. в год.

Предполагаем, что за время проекта будет расти как доход, вызванный увеличением цен, так и расходы, что вызвано инфляцией. Но в основном расчёте будем предполагать, что общая доходность не изменится.

 

Таблица 2.9

Эффективность инвестиций

Показатель Значение
Длительность проекта 300 месяцев
Ставка дисконтирования 13%
Период окупаемости 180 месяцев
Чистый приведённый доход NPV 3 454 429, 17
Внутренняя норма рентабельности IRR 17, 50%

Заключение

Выработка и реализация стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. В этой связи возросла роль стратегического анализа, как инструмента дающего базу для принятия стратегических решений.

Цель настоящей работы заключается в практическом применении аспектов стратегического анализа и разработке предложений по выбору и реализации стратегии предприятия ОАО «ТГК-2».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.

Была исследована финансовая, хозяйственная, рыночная деятельность компании ОАО «ТГК-2»; проведен анализ ее внешней и внутренней среды, стратегический анализ по факторам среды. Кроме того были разработаны стратегические направления развития компании и выбрана стратегия диверсификации товаров в качестве ведущей.

Предложена программа модернизации основного оборудования компании - паровые машины на парогазовые установки (ПГУ), которые имеют более высокий КПД (в 1, 5-2 раза выше), что позволит сократить затраты на топливо и в конечном счете снизить тариф на электроэнергию. Снижение стоимости электроэнергии позволит выйти на ОРЭМ и увеличить выработку электроэнергии в 2 раза. Проект предусматривает строительство ПГУ в Ярославле, Великом Новгороде, Архангельске.

Планируется, что с выходом на ОРЭМ и снижением переменных затрат выработка электроэнергии увеличится в 2 раза, соответственно выручка увеличится 15 до 30 млрд руб. в год.

Таким образом, стратегия диверсификации товаров дает возможность компании не только получить долгосрочные финансовые выгоды с выходом на ОРЭМ, но и повысить надежность электро и теплоснабжения в регионах работы компании, что в свою очередь приведет к увеличению энергопотребления и ликвидации дефицита электроэнергии и придаст импульс развития промышленности, повышению энергетической безопасности в областях деятельности компании.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сухие лекарственные формы для парентерального применения | г. Челябинск, ул. Воровского, д. 64




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.