Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический период развития науки

До XVII в. существование научной деятельности и научного знания принято относить к доклассическому периоду. Конец XVI в. – время формирования классического периода в развитии евронауки, это связано с именами Коперника, Галилея, Ньютона, Кепплера, Брагеля. Этот период в отечественной гуманитаристике оценивают как первую научную революцию, результатом которой формируются классические науки, и классического типа научной рациональности. Основаниями классической науки стали механические представления о мире как о совокупности элемента, взаимосвязью между которыми описываются закономерности движения. 1687 г. – Ньютон публикует математические начала натуральной философии. Существенные черты: механистические представления о мире в целом, о природе и отдельных явлениях. I научная революция с 1547 года – работа Коперника о движении небесных тел. Два момента:

Атомизм – все вещи и явления, включая человека, представляются совокупностью частиц вещества, которые перемещаются в пространстве и времени.

Функционирование как частиц (корпускул) происходит в классической механике. В природе действует необходимость, следовательно, судьба каждой частицы предопределена (гомогенность пространства). Объект как малая система. Объект исследования рассматривается как механизм с жестко детерминированными связями, свойства целого полностью определены свойствами частей.

Необходимо помнить, что ученые писали с учетом религиозных представлений. Гармонично устроенный мир можно бесконечно познавать. Важно найти верный метод получения истинного знания, адекватной действительности. Считалось, что существует жесткая детерминация процессов и явлений (Лапласовский детерминизм-уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость) Объяснение явлений истолковывались как поиск механических причин субстанции, которые определяют наблюдаемые явления. В понимании обоснования включена идея редукции, знания о природных объектах, фундаментальным принципом классической механики. На основании идей механицизма объяснение явлений объяснялось, как поиск механический причин, которые детерминируют наблюдаемые явления. Обоснование сводилось к редукции знания об отдельных явлениях к фундаментальным принципам механики. Изучаемые объекты рассматривались как «малые системы», характеризующиеся небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Свойства целого понимаются в этом случае как определяемые состоянием и свойствами его частей. Формируются идеалы классической рациональности.

Рациональность - совокупность познавательно ценностных критериев и идеалов стандартов обоснованности и доказательности, характерная для определенного стиля мышления, или научная рациональность включает в себя понимание того, какие знания и какие методы могут считаться научными (нужно убрать субъективность, чтобы получить истинное знание). Типы научной рациональности не сменяют полностью друг друга. Новые концептуальные ориентиры не отменяют действия старых, а лишь уводят их из области господствующих.

В философии нового времени обосновывается идея о существовании единственно верного научного метода, применение к Если в античности и средневековье мир мыслился как замкнутая совокупность качественно различных «естественных мест и сфер» (Аристотель), то в данный период мир представляется как бесконечное пространство, все точки которого одинаковы и равноценны.

Античная культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука заявила о себе как об относительно самостоятельном явлении культуры. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследования, а в более широком смысле — методологические основы.

Работы Ф. Бэкона «Новый органон» и Р. Декарта «Рассуждение о методе» выразили потребность науки в осмыслении собственных методологических средств. Согласно Декарту, задача науки - вывести объяснение всех явлений природы из полученных начал, в которых нельзя усомниться, но устанавливаются эти начала философией. Поэтому его часто упрекают в априорном характере научных положений. Складывается новое представление о допустимых методах исследований, обосновывается эксперимент как ведущий способ опытного знания. Меняется представление об объекте исследования, его понимают, как механическое устройство с жестко детерминирующими связями. Свойство целого объекта определяется свойствами его частей и познание такого объекта может быть абсолютно объективным, т.е. из описания и объяснения исключается все, что относится к познающему субъекту и процедурам познавательной деятельности. Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявления исходных интеллектуально очевидных положений. Инструментом исследования становилась математика. Онтологическое обоснование значимости математики дал Галилей: «Книга природы написана языком математики». Эта методологическая установка была воспринята всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описания явлений природы, характерного для натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношения и закономерности. Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном (1643-1727). Главным в его творчестве было создание основ механики, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел. Классическая механика, разработанная Ньютоном, оказала воздействие на развитие всех наук того времени. Она стала идеалом научности и программой для всех последующих научных исследований.

Ф. Бэкон обосновывает научный эксперимент и методы научной индукции, познающий разум трактуется как автономный способный исследовать вещи, не вмешиваясь в их существование и не обусловленный ничем кроме свойств изучаемых объектом. Идеалом науки данного периода было построение абсолютно истинной картины природы. Итогом первой научной революции стало формирование идеалов и норм классической науки, а также принципов и норм классической научной рациональности. Научная рациональность фиксирует критерии, идеалы и нормы, а также научно-исследовательские стандарты, в зависимости от конкретных условий. Для классической научной рациональности характерно:

· Непосредственное отнесение к реальности и как следствие – монотеоризм, т.е. убеждение о существовании единственной истинной теории адекватно описывающей реальность.

· Объективизм – признание того, что условием получения истинного знания является элиминация (исключение, удаление) всего, что относится к субъекту познания средством познания.

· Абсолютизация ценности и этическая нейтральность науки.

2 стороны процесса

· Неосмысление цели и ценности научной деятельности

· Наука мыслится отдельно от других сфер культуры и вопрос о применении научного знания не входит в круг интересов ученых.

В период существования классической науки к XVIII – 1 пол. XIX естествознание начинает становиться дисциплинарно-организованным на основе развития биологии, геологии, химии и некоторых других областях формируются картины мира, не совпадающие с механической. Таким образом, возникает потребность в смене научной картины мира и принципов научной рациональности, что является предпосылками для третей научной революции. Радикальные перемены происходят в целостной системе оснований естествознания в первой половине 19 века. Эти изменения характеризуют как II научная революция, содержанием которой стал переход к дисциплинарно организованной науке.

Прежде всего в биологическом и геологическом знании возникают идеалы эволюционного объяснения и совершаются исследования, позволяющие утверждать о единстве органической и неорганической природы. Соответственно особенностям дисциплинарной науки меняются ее философские основания (гетерогенность). Расширяется спектр категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты. Вводятся состояния и процессы, предполагающие состояние объекта. Возникает проблема классификации наук. Механистическая картина мира перестает быть общенаучной. Появляется химическая картина, биологическая и т.д.

Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVIII в. - первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. На таком основании складывается классическая научная реальность, господствующая в сфере научной деятельности до конца 19 в.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи и полномочия юрисконсультов. | Лабораторная работа №1. Знакомство с текстовым редактором Word




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.