Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. I I э т а п. Принятие решения.






I I э т а п. Принятие решения.

На этом этапе все предложенные идеи подвергаются серьез-

ному анализу. Для начала участники могут выработать некие

критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй

вариант — критерии сами вырабатываются в процессе обсужде-

ния. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких

подходящих решений.

«Мозговой штурм» можно сделать более динамичным и даже

азартным, введя роли генераторов идей и критиков. Тогда схема

дискуссии будет такой.

I э т а п. Генерация идей.

Группы генераторов идей и критиков сидят друг напротив

друга. Генераторы, как и положено, набрасывают максимальное

количество идей. Критики должны записать (запомнить) эти

идеи.

I I э т а п. Критика идей.

Суть этапа понятна: группа критиков пытается найти слабые

стороны предложенных генераторами идей, те отстаивают свои

идеи.

I I I э т а п. Принятие решения.

В результате принимаются те идеи, которые выдержали кри-

тику.

Еще один вариант «мозгового штурма» — письменный. В этом

случае ученики пишут свои ответы и предложения на отдельных

небольших листках бумаги. Новое предложение — новый листок.

Учитель собирает карточки с ответами, а на втором этапе делит

класс на несколько групп и выдает каждой группе стопку случай-

но выбранных карточек. Задание — прочитать предложения,

распределить их по смысловым группам, выделить наиболее

перспективные и подготовить устный отчет для других групп.

Примеры «мозгового штурма»

Методом «мозгового штурма» удобнее всего решать сложные

проблемы, связанные с отнесением произведения к определен-

ному жанру (Почему «Вишневый сад» — комедия?) или лите-

ратурному направлению («Горе от ума» — это классицизм,

романтизм, реализм или нечто иное?). Также идеально подходят

для «мозгового штурма» произведения провокационного ха-

рактера, типа «Я люблю смотреть, как умирают дети» Маяков-

ского.

Технология организации учебных дискуссий 61

«Ток-шоу»

Дискуссия, организуемая по принципу «ток-шоу», или «сим-

позиум», проводится следующим образом. Несколько человек

заранее берут на себя роли экспертов и готовят выступления по

теме дискуссии, в которых отражаются разные точки зрения на

проблему. Зрители, выслушав их, задают экспертам вопросы и

спорят друг с другом. По желанию учителя эта часть может быть

более или менее структурированной. Можно четко определить

количество вопросов к каждому эксперту, задать время для от-

ветов, выделить отдельные тезисы и дискутировать по ним, а

можно предоставить дискуссии развиваться более свободно.

Пример «ток-шоу»

Помимо серьезной дискуссии, отличающейся от обычного

диспута только несколькими внешними атрибутами («микро-

фонами», особым расположением участников), «ток-шоу», мож-

но провести и как увлекательный спектакль. Например, при

изучении романа «Дубровский» можно провести «ток-шоу», на

котором экспертами по Дубровскому будут Анна Савишна Гло-

бова и Антон Пафнутьич Спицын. Два ученика заранее готовят-

ся рассказывать о Дубровском от лица этих персонажей. Осталь-

ные дети задают им вопросы, высказываются с мест.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Чем различаются похожие методики «аквариум», «диспут»

и «бинарная дискуссия»?

2. Сформулируйте преимущества и недостатки «иерархиче-

ской дискуссии».

3. Какие организационные трудности могут возникнуть при

проведении «мозгового штурма»?

4. В 90-е годы очень популярной была методика «дебаты».

Если вы что-то знаете о ней, попытайтесь сравнить ее с методи-

ками, предложенными в лекции. Как вы думаете, почему мы не

включили «дебаты» в перечень дискуссий, подходящих для использования на уроках литературы?

Литература

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

2. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994.

3. Преподавание прав человека в 5 — 9 классах средней школы: Сборник. М., 1997.

4. Tibbitts F. Tips for the Classroom. Cambridge, MA, Amsterdam, 1996.

Содержание

Лекция 1. Характеристика активных методов обучения...................................................................... 5

Лекция 2. Игры-разминки и возможности их применения на уроке......................................................18

Лекция 3. Типы учебных дискуссий................................34

Лекция 4. Технология организации учебных дискуссий................................................................46__






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.