Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа в парах






«Рабочий гул»

Каждый участник поворачивается к своему соседу и за не-

сколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей

этого упражнения может быть «интервьюирование» своего на-

парника и представление его мнения остальным ребятам.

Пример «рабочего гула»

Эта форма дискуссии лучше всего подходит для обсуждения

проблемы, по которой есть полярные мнения. Например, кто

50 Лекция 4

такой Дон Кихот — сумасшедший старик или рыцарь, борющий-

ся со злом и несправедливостью? В результате можно подойти к

пониманию очень интересного факта: Сервантес писал пародию

на рыцарские романы — а в общественном сознании образ рыца-

ря печального образа уже несколько веков ассоциируется с благо-

родством и человеческим достоинством. На этом примере дети,

возможно, впервые увидят, что авторский замысел может рас-

ходиться с восприятием произведения читателями.

«Колесо»

Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два

круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга пово-

рачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образо-

вались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно

обсудить за 30 — 60 секунд. По сигналу пары начинают говорить

друг с другом, второй сигнал — «колесо поворачивается» — чле-

ны обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы ока-

заться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хоро-

шо использовать для того, чтобы ребята познакомились с

мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу.

Информация, собранная с помощью этих приемов, может по-

служить для дальнейшего свободного обсуждения.

Пример «колеса»

Эта форма подходит для обсуждения небольшого произведе-

ния, лучше всего — стихотворения, достаточно сложного, чтобы

дети поняли его сразу. Например, «Лицо коня» или какое-нибудь

другое раннее стихотворение Заболоцкого. Вряд ли дети смогут

сходу в нем разобраться, и учитель предлагает им обсудить сти-

хотворение по описанным выше правилам.

«Социологи»

Эту форму дискуссии можно использовать для работы с темой,

по которой можно придумать много вопросов.

Учитель составляет вопросы по числу учеников (или в два

раза меньше, чем число учеников). Каждый вопрос выписывает-

ся на отдельный лист бумаги. Вопросы раздаются учащимся в

произвольном порядке (учитель может соотноситься с интереса-

ми учеников). Если вопросов было в два раза меньше, два учени-

ка получают листы с одинаковыми вопросами.

Технология организации учебных дискуссий 51

Каждый ученик должен опросить не менее 2/3 класса (или

половины класса, в случае с повторяющимися вопросами). Для

этого он должен подойти к товарищу, задать вопрос, записанный

на листе, внимательно выслушать ответ и своей рукой записать

его на том же листе. Записывать имя отвечающего не обязатель-

но (или по желанию — можно выбрать и обговорить любой вари-

ант).

После завершения опроса каждому «социологу» необходимо

проанализировать собранные ответы: выделить основные типы

ответов, оценить, каких ответов больше, каких — меньше. Если

два человека задавали один вопрос, их можно объединить в пары,

и они подготовят обзор сразу двух листов.

Если вопросы были разбиты по подтемам, то учитель начина-

ет их свободное обсуждение и просит вначале каждой подтемы

выступить тех, у кого были соответствующие вопросы.

Пример «социологов»

Если учитель проводит уроки внеклассного чтения, то «со-

циологи» дают ему возможность выяснить, что именно прочита-

ли дети и как восприняли прочитанное. Например, на уроке

внеклассного чтения по книгам о пиратах (Ж. Верн, Р. Стивенсон,

Конан Дойл, Р. Сабатини) можно предложить детям такие вопро-

сы:

• Какая книга понравилась больше других?

• Кто вызывает сочувствие: пираты или их противники?

• Чем _______привлекательны образы пиратов?

• Что в поведении, образе жизни пиратов вызывает сочув-

ствие?

• Что в поведении, образе жизни пиратов вызывает возмуще-

ние?

• Чем можно объяснить интерес многих писателей к «пират-

ской» тематике?

• Почему противниками пиратов, одерживающими над ними

верх, в большинстве книг являются не представители официаль-

ных властей, а одиночки — искатели приключений?

Если планировать использование этой методики на обычных

уроках, то лучше всего проводить ее при изучении больших про-

изведений типа «Преступление и наказание». Например, по теме

«Двойники Раскольникова» можно предложить ученикам объе-

диниться в малые группы (3–5 человек) и дать каждой группе по

52 Лекция 4

одному персонажу (Свидригайлов, Лужин, Разумихин, Марме-

ладов, Порфирий Петрович). Дети должны придумать несколько

вопросов об этом персонаже (Нравится ли тебе Свидригайлов? —

ответы «Да, потому что…» или «Нет, потому что…»), опросить

людей из других групп и затем, собравшись вместе, проанализи-

ровать полученные ответы и рассказать о них всему классу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.