Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы для упорядочивания свободной дискуссии






Когда дискуссия проводится в свободной форме, т.е. говорят

все, кто хочет высказаться, один за другим, могут помочь следую-

щие приемы.

«Голоса»

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень

активных ребят, которые обычно подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-

«голосов». Одна карточка — одно высказывание. Высказался —

отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых

говорливых, смогут сказать более тихие.

«Карточки-сигналы»

Для каждого участника дискуссии готовится целый набор

карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с гово-

рящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса —

желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказать-

ся самому. А можно придумать карточку — призыв к тишине,

если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг

друга.

«Микрофон, или жезл оратора»

Маленькая игрушка, мячик, палочка — все это может стать

«жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого «жезл».

Сказал — и передал следующему.

Малышам (пяти- и шестиклассникам) можно предложить

говорить в воображаемый микрофон. Оратор изображает, что он

держит его в руках и говорит в него. Соответственно, нужно ста-

раться, чтобы голос звучал громче, как в настоящем микрофоне.

Нельзя перебивать и перекрикивать человека с «микрофоном».

«Речевой этикет»

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения,

ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было не-

сколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие вы-

ступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то

сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый кол-

лега...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдуще-

го оратора. «Я же считаю, что...» — продолжает говорящий и из-

лагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или

«уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся

детям.

42 Лекция 3

Роли (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий включать в работу самых

разных ребят, — предлагать участникам дискуссии какие-то

роли. Они могут быть как организационными, так и смысло-

выми.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколи-

ста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хроно-

метриста», следящего за продолжительностью выступления;

«ответственного за материалы», в нужный момент раздающего

участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности

приводящего факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участ-

ники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгаю-

щийся», «постоянно задающий вопросы», «ничего не понимаю-

щий» и т.д. Если дискуссия проводится по типу «Аквариум» (см.

ниже), зрители могут попытаться определить, кто какую роль

играл.

Если в классе много молчаливых учеников, в какой-то момент,

например в середине обсуждения, им всем можно дать роль «на-

блюдатель». Для этого учитель просит пересесть ребят так, чтобы

молчаливые ученики оказались в центре класса, а говорливые —

по краям. Теперь разговор идет через головы молчаливых учени-

ков и им сложнее отвлечься. Сидящие в центре «наблюдатели»

могут получить разные задания. Например, просто следить за

ходом дискуссии, а потом кратко пересказать разные точки зрения

и аргументы (то же задание может быть письменным и на оценку).

Или записать три аргумента, с которыми наблюдатель согласен,

и три, с которыми он не согласен.

Конечно же, все эти приемы можно использовать и в структу-

рированных дискуссиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.