Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установка правил ведения дискуссии






Один из способов предотвращения «хаоса» во время дискус-

сии — это предварительное установление правил. Если учитель

и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время об-

суждения, гораздо меньше времени потребуется для решения

организационных и дисциплинарных проблем, в то время как

непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше

времени. Четкие правила делают атмосферу класса более дове-

рительной, дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося,

неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не

проявили большого уважения друг к другу. Или же, если не очень

жалко времени и не страшно, что в классе поднимется страшный

крик, можно провести такое небольшое упражнение. Класс де-

лится на две группы. Выбирается какой-нибудь простой вопрос,

например, что вкуснее — персики или мороженное? Одна группа

назначается сторонниками первого ответа, вторая — второго (или

группы формируются по ответам, но это займет больше времени).

«А теперь, — говорит учитель, — у вас есть две минуты, чтобы

убедить сторонников другого мнения, что вы правы. Вы можете

делать что угодно». Обычно все начинают одновременно что-то

говорить, в классе поднимается шум, и понять ничего невозмож-

но. Через две минуты учитель просит всех остановиться спраши-

вает: «Ну как, вы убедили других в своей правоте?» Вероятно,

нет. «Хорошо, тогда давайте поступим иначе — кто будет кричать

свои аргументы громче, тот и будет прав». Начинается крик.

Через минуту его можно остановить и спросить об ощущениях и

о результатах. Они неутешительны. «Справедливо ли, что тот,

кто громче крикнет, тот и прав?» Конечно, нет. Но чтобы все по-

лучили возможность нормально высказываться и слушать других,

нужны определенные правила и уважение друг к другу.

Учитель может предложить школьникам самостоятельно вы-

работать правила, которые необходимо соблюдать для того,

чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои

варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске.

38 Лекция 3

Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой

вариант какого-нибудь правила. Каждое из правил совместно

рассматривается, для того чтобы все ребята поняли его смысл и

разобрались, в самом ли деле оно необходимо. (Например, в одной

из школ шестиклассники приняли правило: «Уважать всех, и в

первую очередь говорящего». Формулировка достаточно аб-

страктная. Учитель спросил ребят: «Как это “уважать”»? И, по-

думав, ребята определили: «Не перебивать, не смеяться, внима-

тельно слушать».) Затем правило принимается.

Предлагаем вам примерный список таких правил, предложен-

ных американским педагогом Ф. Тибитс:

• слушать того, кто говорит;

• говорит только один человек;

• если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

• нельзя прерывать того, кто говорит;

• когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь

идею, а не человека;

• нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не

злой);

• надо вовлекать в обсуждение всех [4].

Не страшно, если список, созданный учениками вашего клас-

са, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то

неизменным. Учитель может специально обращать внимание

ребят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать до-

полнять, дорабатывать список.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый

список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их ис-

полнением. Однако, если ребята осознали необходимость правил

и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их

соблюдать. Так или иначе очень многое зависит от класса, и пре-

подаватель должен сам решить, какой из методов окажется более

эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не является панацеей

(хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут

искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоя-

тельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом

этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению

правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на

большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно

Типы учебных дискуссий 39

обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно

совместно выработать некий жест или сигнал, который подает

любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушает-

ся. Можно назначать специального «ответственного за правила»,

который следит за их соблюдением, указывает, если правила на-

рушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При

желании преподаватель и класс могут заключить договор о со-

блюдении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить

до правил работы в классе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.