Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем нужны дискуссии






Д. Ондрошек: «Часто учителя жалуются, что дети пассивны

и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или

не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят кон-

фронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель

успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и воз-

вращается к классическим методам (к проверке домашнего задания,

объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и

т.д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам

все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического

метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть

истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть

с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно вы-

брать для себя свою собственную, не утверждая, что она един-

ственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения

одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляют-

ся собственные примеры из жизни…

Типы учебных дискуссий 35

Часто перед учителем возникают такие опасения: не будет ли

эта дискуссия бесконтрольна? Не получится ли, что дети будут

друг друга перекрикивать, не давать говорить? Кто и как при

безоценочных дискуссиях сумеет сказать, достигнуты ли цели, и

как такая вольная дискуссия поможет при изучении темы?

Не существует единого рецепта эффективной дискуссии,

какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь

многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно

в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответствен-

ность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда за-

кончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на осно-

ве этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы

она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности

выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме обще-

го понимания, необходимо на основе собственного опыта понять

и прочувствовать эти принципы и ценности...» [2]

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как

форма работы на уроке:

• ознакомление каждого участника со сведениями, имеющи-

мися у других участников дискуссии;

• поощрение разных подходов к одному явлению;

• сосуществование различных, даже противоположных мне-

ний;

• вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое вы-

сказываемое мнение;

• побуждение участников к поиску общего решения постав-

ленных проблем [1].

Кроме того, ребята думают над тем:

• как убедительно изложить информацию;

• как обосновать и аргументировать свою точку зрения;

• как рассмотреть все подходы к проблеме;

• как попробовать решить ее [1].

Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников,

решивших организовать дискуссию?

• Дискуссия вырождается в диалог учителя с отдельными

учениками — учитель задает вопросы, ученики отвечают.

36 Лекция 3

• Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся —

дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать

свою точку зрения.

• В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть

ребят — несколько человек активно обсуждают проблему, в то

время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.

• Дискуссия перестает быть упорядоченной — ученики не

слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было ска-

зано.

• Учитель не успевает фиксировать высказывания всех детей,

в результате не может объективно оценить их работу.

• Кто-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной про-

блемы.

• В ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на

личности.

В этой лекции вы найдете несколько советов и методик по

организации эффективных дискуссий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.