Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И эмпатии






Эти игры помогают ребятам научиться доверять друг другу,

чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться

к нему. Эти игры вряд ли можно проводить прямо на уроках ли-

тературы, скорее — на внеклассных мероприятиях. Но мы счита-

ем, что полученный в них опыт поможет детям глубже чувство-

вать состояние другого человека, в том числе и литературного

персонажа.

Игра «Слепой и поводырь» [11]

Участники игры делятся на пары; один человек закрывает (или

ему завязывают) глаза — он «слепой», второй — его «поводырь».

Задача «слепого» — бродить по классу, куда ему вздумается; за-

дача «поводыря» — обеспечить его безопасность, голосом или

прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая

у него инициативы. Задание можно усложнить, предложив «по-

водырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно

участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познако-

мить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»;

поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и так далее. Через

5–7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями.

Обсуждая игру, можно поговорить о том, как чувствовали себя

«слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче.

Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что

мешало доверию?

Игра «Прогулка с компасом» [5]

Как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой

паре один человек — «турист» (ведомый), а второй — «компас»

(ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а

«компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. За-

дача «туриста» — передвигаться по классу (можно расставить

стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» — направ-

лять его движение.

Игра «Корабли и скалы» [12]

Половина играющих — «корабли», половина — «скалы». «Ска-

лы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хао-

Игры-разминки и возможности их применения на уроке 23

тично двигаются по комнате. При приближении «корабля»

«скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются

на камень». Цель «скал» — не допустить «кораблекрушение».

Потом играющие меняются ролями.

Игра «Рисунок вслепую»

Учитель заранее готовит карточки с заданием — темой не-

сложного рисунка, например «Дом и двор», «Сад» и т.д. Играю-

щие разбиваются на пары. Можно попросить работать вместе

соседей по парте. Пары выполняют задание одновременно, а одну

из пар можно пригласить к доске.

Один человек из пары берет карандаш, лист бумаги и закры-

вает глаза. Второй человек получает карточку с заданием. Его

задача — не называя тему рисунка, добиться, чтобы этот рисунок

появился на бумаге. Он должен руководить действиями своего

партнера — командовать, как передвинуть руку, куда вести каран-

даш, когда остановиться и т.д.

На выполнение задания дается несколько минут. По сигналу

учителя пары прекращают работу, и рисовальщики, не открывая

глаз, пытаются угадать, что они рисовали. А потом открывают

глаза и смотрят на результат.

Игра «Лабиринт» [11]

Эту игру лучше проводить на классном часе или после уро-

ков — на нее требуется достаточно много времени. Из стульев и

веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке 10х10 м

хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте

натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые мож-

но было переступить, а под некоторые — подлезть. На стульях

можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или от-

крытки.

Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с

завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях

предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это

можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда

повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий

засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения

задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее

других.

24 Лекция 2

Игра «Путаница» [10]

Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые

руки. По сигналу ведущего они соединяют правые руки попарно.

Второй сигнал — теперь нужно соединить левые руки, но уже с

каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые

руки). Задача играющих — не отпуская рук, постараться распу-

таться и оказаться стоящими в кругу.

Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно

предложить одному из игроков взять на себя ответственность за

всю группу и указать одну из пар рук, которую можно разъеди-

нить, чтобы распутать «мертвый узел».

Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое

потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы

усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать.

Игра «Гусеница» [5]

Нам понадобятся несколько воздушных шаров — столько же,

сколько играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг

другу, положив руки на плечи стоящим впереди. Воздушные

шарики зажимаются между животами задних и спинами передних

игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их — нельзя.

Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель

игры — пройти таким образом по некому заданному маршруту.

На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить

какие-то предметы на пол.

Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как

ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять

на себя роль лидера, руководителя движения? Что требуется от

каждого, чтобы удачи достигли все?

Игра «Рефлексия» [9]

Играющие разбиваются на пары. Игра будет проходить в не-

сколько раундов (пять или семь), победитель в каждом раунде

получает одно очко.

По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить

по слогам «СА-МО-...». Последним слогом может быть «ЛЕТ»,

«КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД». Задача первого игрока, назовем

его «подстраивающимся», понять, почувствовать своего партне-

ра и сказать последний слог одинаковый с ним. Задача второго

Игры-разминки и возможности их применения на уроке 25

игрока, «ускользающего», произнести отличающийся слог. Об-

ратите внимание игроков, что произносить последний слог они

должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики

игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.

Игра «Робот» [9]

Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре — «ро-

бот», второй — «оператор». «Робот» может делать только то, что

говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара долж-

на, например, взять какой-то предмет и переложить в другое

место. Затем играющие меняются ролями.

Игра «Зеркало» [2]

Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг

напротив друга. Первый в паре — «человек», второй — «зеркало».

«Человек» начинает медленно плавно двигать руками, а «зерка-

ло» старается как можно точнее повторить его движения, «слить-

ся» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «чело-

века» и синхронизировать с ним свое дыхание.

Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «че-

ловеку» поменяться ролями.

В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о

своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче — «зер-

кала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть

хорошим «зеркалом»?

Игра «Опаздывающее зеркало» [3]

Когда ребята освоятся в роли «зеркал» и упражнение станет

для них достаточно легким, игру можно усложнить. «Человек»

начинает двигаться, а «зеркало» повторяет его движения, опаз-

дывая на один или два такта. Этот вариант потребует от «зеркала»

гораздо больше внимания и собранности.

Игра «Трио» [8]

Трое играющих становятся плечом к плечу. Первый человек

ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В

ту же коробку ставит правую ногу второй играющий, свою левую

ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу

третий человек. Задача игроков — пройти всем вместе некоторое

26 Лекция 2

расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый че-

ловек, пятый. Сколько человек смогут ходить вместе?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.