Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плюсы активных методов






1. Самостоятельное освоение нового материала учениками Методики, о которых пойдет речь, предназначены как для закрепления и проверки изученного материала, так и для изучения нового, как правило — в начале новой темы. В ходе игры, дискуссии или любого другого активного занятия дети ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.

Пример 1

Цель учителя — показать девятиклассникам стилистическое своеобразие лермонтовской прозы. Можно, конечно, прочитать об этом лекцию, дать задание почитать соответствующий параграф в учебнике, а потом предложить детям найти те или иные особенности в тексте «Героя нашего времени». Но при всех этих вариантах умный ученик может задать простой вопрос: «Почему мы должны верить вам на слово?». Можно, конечно, сразу предложить детям самостоятельно сравнить пушкинские и лермонтовские тексты, но это возможно, только если они уже много раз проделывали подобную работу с текстами других авторов. Тогда это будет, фактически, урок закрепления уже имеющихся знаний и умений на новом материале. Принципиально иной путь — решение нетрадиционной задачи в микрогруппе. Дети получают текст, составленный из фрагментов двух текстов — пушкинского «Путешествия в Арзрум» и лермонтовской «Бэлы». Задача — отделить их друг от друга и обосновать свои действия.

Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. Большая часть из них, к счастию для вас, потеряна, а чемодан с остальными вещами, к счастью для меня, остался цел. Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над нами. На их вершинах ползали чуть видные стада и казались насекомыми. Мы различили и пастуха, быть может русского, некогда взятого в плен и состарившегося в неволе.

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье

носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе.

Пример 2

Цель учителя — познакомить девятиклассников с разными точками зрения на образ Чацкого. Форма занятия — дискуссия, начинающаяся с методики «градусник» (подробно методика будет описана в Лекции № 5). Учитель предлагает детям высказать свое согласие/несогласие (то есть занять свое место на воображаемой шкале «градусника») с двумя полярными точками зрения на ум Чацкого: «Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый при-

знак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.» (А.С. Пушкин) и «Безумие, опьянение Чацкого — в его молодости. Он еще слишком молод, он еще не созрел. Его ум — ум блестящего мальчишки» (А.В. Луначарский). Далее класс делится на 3 группы: две полярные группы готовят аргументы в защиту своей точки зрения, а ребята из третьей группы — ставшие посередине,

то есть еще не имеющие своей позиции, — работают арбитрами дальнейшей дискуссии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.