Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Характеристика активных методов обучения






УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА № брошюры Название лекции

Лекция 1. Характеристика активных методов обучения. Понятие «активные методы». Различные класси-

Фикации активных методов. Плюсы и минусы активных методов. Общие рекомендации учителю по использованию активных методов на уроке. Критерии оценивания.

Лекция 2. Игры-разминки и возможности их применения на уроке. Основные виды игр-разминок. Возможности применения игр на уроках и классных часах. Игры на знакомство, на сплочение группы, на доверие, на активизацию внимания и на коллективное решение задач.

Лекция 3. Типы учебных дискуссий. Понятие «групповая дискуссия». Выбор темы и формы дискуссии. Основные формы дискуссий. Приемы упорядочивания свободной дискуссии.

Лекция 4. Технология организации учебных дискуссий. Структурированные дискуссии. Иерархические

дискуссии. Молчаливая дискуссия. Разговоры «по кругу». Бинарные дискуссии. «Аквариум» с подсчи-

Тывающей дискуссией. Диспут. Ток-шоу. Мозговой штурм. Этапы групповой дискуссии. Как начать и

Как закончить дискуссию? Типичные ошибки при проведении дискуссий.

Контрольная работа № 1.

Лекция 5. Принципы и правила организации работы в микрогруппах. Разные модели организации работы учеников в малых группах. Выбор заданий. Подготовка пространства.

Игровые способы деления учеников на микрогруппы. Организация работы в микрогруппах.

Лекция 6. Творческие задания при работе с текстом. Формы и методы творческой работы с учебным текстом. Различные способы краткого пересказа текста. Пересказ текста «от другого лица», иным стилем, «перевод» в иной жанр. Использование шарад и пантомим.

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Типы учебных игр. Что такое учебные игры? Игры при изучении предметов гуманитарного цикла. Игры для изучения нового материала. Игры-драматизации. Игры-иллюстрации. Игры-модели. Игры «по шагам».

Лекция 8. Разные виды учебных игр. Советы по организации учебных игр. Разные виды игр: игры по станциям, игровые дискуссии, игровые суды, настольные игры. Советы учителю по организации учебных игр. Типичные ошибки при проведении игр.

Итоговая работа.

Лекция 1. Характеристика активных методов обучения

Понятие «активные методы». Плюсы и минусы активных методов. Общие рекомендации учителю по использованию активных методов на уроке

Понятие «активные методы»

Представим себе, что один человек хочет передать какие-то знания группе людей. Как это сделать? Первое, что приходит в голову «учителю», — рассказать то, что он знает, «ученикам». «Ученики» должны все внимательно выслушать, и… Знания передались? Попросим «ученика» повторить услышанное.

Вероятно, потребуется еще один рассказ, и еще одно повторение, и еще один рассказ…

Результаты «учеников» будут очень разные — от вполне приличного воспроизведения материала до очень слабого.

Почему? Кто-то из «учеников» более способен к пониманию и запоминанию нового, а кто-то — нет? Кто-то прилежен, слушал внимательно, а кто-то ленив, отвлекался? Можно ли улучшить слабые результаты? Например, можно заставить быть более внимательным и старательным, угрожая розгой. Пока общество воспринимало ребенка как «неполноценного взрослого», в основном были распространены именно такие педагогические методы: поощрялось восприятие и точное воспроизведение услышанного и прочитанного, наказывались отвлечения, забывчивость, нежелание слушать. Но чем дальше общество отходит от представлений о ребенке как неполноценной личности,

чем больше современная психология узнает о том, как устроен наш мозг, какие стадии он проходит в своем развитии, как проходят процессы восприятия и обработки информации, тем больше меняются дидактические методы.

В нашем курсе мы будем называть методами обучения формы организации работы учащихся на уроке. Разные издания по дидактике дают множество классификаций используемых на уроках методов. Их авторы применяли самые разные основания, например: по дидактическим целям, по источникам получения информации, по характеру учебно-познавательной деятельности (сюда относится классическая диада «продуктивные — репродуктивные методы»), по принципу расчленения или соединения знаний и т.д. Но в данном курсе мы бы хотели поговорить о методах, которые отличает один важный признак — активность учеников.

На первый взгляд, любая работа в классе требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, традиционно относимые к пассивно-созерцательной деятельности, невозможны без особой интеллектуальной работы (например, постоянная концентрация, восприятие и понимание отдельных тезисов и их соотношения друг с другом, разделение важных и второстепенных идей). Однако часто в остатке после лекции или фильма остается немного. С одной стороны, ученики легко «отключаются» от происходящего и не работают, потому что просто не видят или не чувствуют необходимости в такой работе. Ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. Они полностью пассивны. С другой стороны, даже у старательного ученика после рассказа учителя в голове могут остаться какие-то странные обрывки информации, случайные факты, неправильно понятые причинно-следственные связи. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать? С помощью каких методов можно сознательно инициировать и контролировать активность ученика? Об этом мы и собираемся поговорить.

Давайте начнем с беглого взгляда на разные этапы освоения чего-то нового и отметим, где и каким образом поможет нам активность ученика.

Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем». В некоторых случаях объяснить это ученику очень просто, в некоторых — невероятно сложно. Например, зачем в школе изучать литературу? Можно прямо сказать об изучении людей, нравов, культуры или об умении понимать текст как художественное произведение. А можно устроить игровую структурированную дискуссию о том, зачем люди вообще читают и пишут книги, и в процессе обсуждения многое найдут и скажут сами дети (о себе говорить всегда интересно), а на что-то обратит их внимание (усиленное предыдущим обсуждением) учитель.

Еще один способ усилить мотивацию — возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Например, старшеклассников, которые считают, что стихи Пушкина — «занудство», можно попросить найти полный текст стихотворения из детских хрестоматий «Румяной зарёю покрылся восток…» («Вишня»). Такие «неожиданные» отрывки из произведений, ломающие привычные представления о писателях, можно подобрать к самым разным темам.

Хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, — игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем. Приведем пример. Группе десятиклассников предлагается представить себя литераторами середины XIX века, сотрудниками одного журнала. Участники дискуссии заранее получают «установки» — краткие, самые общие описания «своих» взглядов. На уроке они обсуждают, должен ли их литературный журнал

занимать четкую политическую позицию по отношению к крестьянской реформе. Остальные ученики — зрители, которые могут получить особые задания во время наблюдения. Какие аргументы будут высказаны? Как они соотнесутся с позициями членов редакции некрасовского «Современника»?

Итак, процесс обучения пошел. Теперь, в зависимости от этапа обучения, перед учителем стоит несколько задач. На этапе объяснения нового материала необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами произведений или учебника, а также задания, выполняемые параллельно рассказам учителя, — структурирование текста или рассказа, разные виды конспектов, составление собственных вопросов для интеллектуальных игр и т.д. Дискуссии и игры на основе изученного помогут тщательнее проработать отдельные вопросы и будут способствовать развитию устной речи.

Следующий этап — закрепление изученного материала. Здесь снова на помощь приходят разнообразные активные методы. Это и опросы в разных, в том числе игровых формах, и создание обобщающих схем и конспектов, разные виды письменных и устных работ, игры (например, традиционные «суды» над литературными героями, но и не только они). Работа может проходить как индивидуально, так и в парах, в малых группах или всем классом. О разных формах групповой работы мы поговорим отдельно.

Незаменимы активные методы и на этапе контроля — если учитель в самом деле хочет выяснить, насколько хорошо освоен и усвоен материал, он не сможет обойтись методами, рассчитанными лишь на воспроизведение изученного.

Итак, отметим еще раз, что под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать. Таких методов существует очень много, но в этом курсе мы подробнее поговорим о разных видах учебных игр, о работе в микрогруппах, о разных формах дискуссий и о работе с текстами и лекциями. Мы обсудим, как можно использовать эти методы на разных этапах обучения: перед началом работы, во время первой подачи информации, при проработке информации, на этапе закрепления

и контроля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.