Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности МП.






1. МП – это совокупность юр.норм, объединенных в систему.

2. МП регулирует межгосударственные отношения, т.е. отношения между суверенными Г-вами. Нормы создаются путем соглашения между Г-вами, добровольно.

3. Нормы МП носят обязательный характер, имеют юр.силу и механизм применения.

4. Отсутствие аппарата принуждения к соблюдению норм. Нет такого Г, которое диктовало бы другим правила поведения.

5. Общепризнанные основные цели МП – мир и сотрудничество.

Основа МП – принцип сотрудничества. Отказ от концепции господства силы, замена ее концепцией господства права. Право становится системой на базе единых принципов и целей. Возникновение нов. отраслей МП: ядерное, экологич., космическое, защита прав человека.

2. Предмет и методы правового регулирования в международном праве.

 

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между­народно-правового регулирования, можно разделить на межгосудар­ственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независи­мость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами междуна­родных отношений — государствами. Собственно говоря, междуна­родное право складывалось и развивалось (до самого недавнего вре­мени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и народами, борю­щимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государ­ства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежго­сударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвы­чайно расширился, и многие отношения (например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внут­реннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов госу­дарств.

Международными немежгосударственными являются отноше­ния:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Иногда предмет регулирования международно-правовых и внут­ригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотно­шений.

Методы международного права:

1) политико-правовой (нормы международного права осуществляются субъектами при помощи политических средств;

2) морально-правовой — использование механизма действия морали для реализации норм международного права;

3) идейно-правовой — воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой — принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой — применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения.

3. Нормы международного права: понятие, виды.

Норма МП – это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного МП.

Специфика этих норм в том, что большинство из них содержит только диспозицию, а санкции определяются системой в целом (например, отдельными договорами).

Нормы де-юре – официально признанные правила.

Нормы де-факто – те же правила, но с учетом того, как они реализуются на практике.

Классификация норм:

§ По содержанию и месту в системе: цели / принципы (играют главенствующую роль в системе МП) / нормы.

§ По юридической силе:

o Императивные – jus cogens – отклонение от них недопустимо, изменение возможно только последующей нормой того же характера, это основа МП.

o Диспозитивные – от них Г-ва могут отступать по взаимному соглашению, либо отступление от которых не наносит ущерба правам и законным интересам других Г-в.

§ По сфере действия:

o Универсальные – регламентируют отношения с участием всех или большинства Г-в мира (положения Устава ООН, Венской конвенции о дип.сношениях 1961).

o Региональные – регламентируют отношения с участием Г-в, принадлежащих к одному географическому региону (Договор о Европейском союзе 1992).

o Партикулярные (локальные) – регламентируют отношения двух или нескольких субъектов МП. Обычно это двухсторонние отношения. Основной их источник – договоры. Они легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они служат интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права в международной жизни.

§ По характеру воздействия: запрещающие / разрешающие / управомочивающие (предписывают субъектам определенное поведение или совершение ими определенных действий для достижения поставленной цели).

§ По функциям в системе:

o Материальные – содержат конкретные правила обязательного поведения субъектов МП.

o Процессуальные – регулируют процессы создания и осуществления МП.

§ По способу создания и форме существования (по источнику):

o Обычные – нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия.

o Договорные – на основе межгосударственного письменного соглашения.

o Нормы решений международных организаций = вспомогательные.

§ По количеству участников: нормы, обязывающие 2х субъектов / 3х и более субъектов.

Различают также:

§ Отсылочные нормы – обязывают руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах и актах.

§ Организационные нормы – их задача в регулировании деятельности международных органов и организаций.

§ Технические нормы – регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество Г-в, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы.

Нормотворчество в МП отличается от национального права:

§Нет законодательных органов, которые бы занимались нормотворчеством. Субъекты сами устанавливают нормы в качестве международно-правовых.

§Формообразование в МП носит согласительный хар-р. Соглаш-е выражается явно (через договор) или молчаливо (обычные нормы).

§В системе МП выделяют нормы, имеющие большую морально-политич. силу, но не порождающие конкретных прав и обязанностей.

4. Конституция РФ и международное право.

5. Соотношение международного и внутригосударственного права.

Международное и внутригос. право – две самостоятельные системы права, существуют не изолировано друг от друга, действуют в сфоих сферах и обладают в них высшей юр.силой. МП влияет на национальное законодательство. Нац.правовые системы оказывают влияние на нормообразование в МП.

Существует 2 взгляда на то, как устроено МП:

1. Монизм: соединение МП и внутригосударственного права в одну правовую систему, м/у ними нет различий, одна концепция.

2. Дуализм: основана на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу.

Ни то ни другое в отдельности неверно. Верно – некое совместное представление. Есть некая база + пересечение с другими отраслями.

1* Умеренный монизм – сохранят различия МП и внутригос.право, но подчеркивает их взаимосвязь в единой правовой системе на основе устава международного правового сообщества.

2* Умеренный дуализм – МП и внутригос.право – это разные правовые системы, но они тесно связаны между собой, их нормы регулируют одни и те же предметы, дополняют друг друга.

Связь МП и национального права предполагает их координацию, взаимосогласованность, взаимодополняемость. Способы согласования внутригос.права и МП различны и зависят от права конкретного Г, сущность этого процесса – приведение Г-вом своего внутреннего права в соответствие с МП с целью обеспечить выполнение предписаний, дозволений и запретов, установленных МП-ом.

§ Влияние нац.права на МП:

o Унификация – процесс создания и санкционирование единообразных правил поведения, происходящих на межгосударственном и внутригос. уровнях в правовых рамках, установленных МП и нац.правовой системой. Согласованные правила поведения становятся нормами МП после принятия их Г-вами-участниками в качестве юридически обязательных.

§ Влияние МП на нац.право:

o Трансформация – процесс вхождения норм МП в национальное право, посредством преобразования норм МП в нормы нац.права (издание соответствующих национальных нормативных актов). Имплементация – реализация норм МП и создание условий для из реализации на нац.уровне.

§ Генеральная трансформация – установление Г-вом в своем внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригос-го действия.

§ Социальная трансформация – придание Г-вом конкретным нормам МП силы внутриргос-го действия путем вопроизведения их в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к нац.праву или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом.

o Рецепция – заимствование норм из МП или нац.права другого Г.

o Отсылка – издание Г-вом нац.акта (нормы), отсылающего к междунар.договору, санкционирующего применение последнего.

Самоисполнимый договор – его нормы имеют завершенный хар-р и могут применяться без к-л уточняющих их норм нац.права.

Несамоисполнимый договор – требует для исполнения его обязательств издания уточняющих норм нац.права.

 

6. Соотношение международного публичного и международного частного права.

Международное публичное право и международное частное право, хотя и имеют разные предметы регулирования, но все равно имеют общие точки соприкосновения. Международное частное право устанавливает общеобязательные правила поведения и взаимоотношений для участников международных отношений негосударственного характера. Однако указанные правила содержатся не только во внутригосударственном праве, под юрисдикцией которого находится физическое или юридическое лицо, но и в международных договорах, международных обычаях.

Международное частное право как совокупность правовых норм регулирует международные отношения гражданско-правового характера. Однако в процессе регулирования данных правоотношений не должны нарушаться нормы международного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитии межгосударственных договоров.

На сегодняшний момент соотношение международного права и международного частного права характеризуется сближением и взаимопроникновением. Современное международное право характеризуется расширением сферы применения.

 

 

7. Общая характеристика источников международного права.

Источники МП – это признанные Г-вами формы воплощения результатов согласования государственных воль, формы фиксации МП норм.

Материальные источники – материальные условия жизни общества.

Формальные источники – форма, в которой находит свое выражение норма права. Только они являются правовой категорией и составляют предмет изучения юр.наук.

Согласно Ст.38 Статута Международного суда источниками МП являются:

1. Основные средства создания МП норм (источники):

§ Международный договор – это ярко выраженное соглашение между субъектами МП, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Общие (конвенции) (участники – все Г-ва) / Специальные (с ограниченным кол-вом участников).

Наиболее употребительные наименования Договора: пакт, договор, конвенция, соглашение, протокол, устав, заключит. акт.

§ Международный обычай – такое правило поведения субъектов МП, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. Форма признания - молчаливая. Это обычная норма.

Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в МД. Договорная норма может стать обычной для не участвующих в договоре Г-в, если она получит всеобщее признание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права.

2. Вспомогательные средства создания МП норм (источники) – результат определенных стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того или иного принципа или нормы МП.

§ Решения, постановления, рекомендации межправительственных организаций, международных органов (над-национальные формирования, например, Совет Европы), международных неправительственных организаций: обязательные / рекомендательные. Ряд специализированных учреждений принимают нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для Г-в, входящих в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз, ВОЗ и т.д.) Регламенты принимаются молчаливым согласием (санитарные регламенты ВОЗ) или ратификацей.

§ Национальные правовые системы в части международных публичных обязательств (это односторонние акты Г, порождающие юр.обязанности и последствия для других Г-в) (З о гос.границе),

§ Прецеденты и решения международных судов (Гаагский суд, международный суд ООН, международные трибуналы). Являются источниками в англо-саксонской системе права.

§ Доктрины юристов-международников,

§ Нормы международной морали. Мораль – особая форма общественного сознания, отличная от права.

Кодификация – один из важнейших способов междунар. правотворчества; процесс систематизации действ-х обычных норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Кодификация носит частичный характер, т.к. все попытки создать единый комплекс МП потерпели неудачу. Осуществляется следующими способами:

§Установление точного содержания, четкое формулирование уже существующих принципов и норм МП,

§Изменение/пересмотр существующих норм,

§Разработка новых норм с учетом актуальных потребностей МП,

§Закрепление в едином международно-правовом акте (в ряде актов) согласованных принципов и норм.

Результат кодификации: 1 или несколько междунар. договоров в опред.сфере / внесение изменений или отмена существующих договоров.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

§ Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному развитию МП выполняют комитеты и комиссии, напр. Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, другие специализированные учреждения ООН. Комиссия МП при ООН, 34 члена, избираемых на 5 лет (приняты 2 конвенции по праву международных договоров, конвенции по дип. и консульскому праву и т.д.).

§ Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями. (подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которого были приняты 4 Женевские конвенции 1949 о защите жертв войны и 2 доп.протокола к ним 1977.)

 

 

8. Международный договор - основной источник международного права.

Международный договор - международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Под действие Венской конвенции подпадают договоры, заключенные в письменной форме. Однако государства могут заключать договоры и в устной форме. Договоры в устной форме получили наименование «джентльменских соглашений». Они имеют такую же силу, что и договоры, заключенные в письменной

форме.

Международный договор - основной источник международного права, важный инструмент осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Международные договоры классифицируют по различным основаниям:

1) по кругу участников:

а) двусторонние;

б)многосторонние, которые подразделяются на:

- универсальные (общие) договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права;

- договоры с ограниченным числом участников - это региональные или партикулярные договоры, число участников в которых ограничено;

2) по объекту регулирования договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т. д.;

3) исходя из возможности участия:

а) закрытые - уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников;

б) открытые - может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора.

9. Международный обычай как источник международного права.

Международный обычай - сложившееся в международной практике пра­вило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молча­ливо) юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b” п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики, при­нятой в качестве правовой нормы”.

В современном МПП существует два вида обычных норм. Первый, тради­ционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за ко­торым признается юридическая сила. При этом практика должна быть доста­точно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации тре­бование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного прояв­ления практики.

Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, созда­ваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, со­держащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала форму­лируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего междуна­родного права. Примером, в частности, могут служить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН или Заключительный акт СБСЕ. Важное значение в определе­нии практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражением согла­сованных позиций нескольких государств не только формируют и фиксируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.

Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общим меж­дународным правом, которое является ядром всей международно-правовой си­стемы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При форми­ровании норм общего права в данном случае основную роль играет в настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит госу­дарство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-право­вой нормы. О возрастании роли общего международного права говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех решениях опи­рается преимущественно на обычное право. Более того, он дает обычным нор­мам четкие юридические формулировки.

10. Система международного права.

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

11. Повышение актуальности и практической значимости международного права в условиях глобализации международных отношений.

12. Юридическая природа и классификация основных принципов международного права.

Принципы МП - обобщенные нормы общеобязательного характера, отражающие характерные черты, а также главное содержание МП и обладающие высшей юр.силой. Это основания дуалистич. теории. Отражены в Уставе ООН 1948 года и в декларации о принципах МП.

Характерные черты принципов:

§ Универсальность, выраженная в обязательности для всех субъектов. Носят характер jus cogens (общеобязательный характер).

§ Признание всем международным сообществом.

§ Взаимосвязанность (выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов)

§ Устанавливают рамки поведения или восполняют пробелы в МП,

§ Иерархичность.

Функции принципов: стабилизирующая (определение основ взаимодействия субъектов путем создания нормативных рамок) и развивающая (закрепление новых реалий практики МП).

Классификация и содержание принципов (всего их 10):

1. Основные принципы обеспечения международного мира и безопасности:

- 1. Принцип неприменения силы и угрозы силой (ненападения).

- 2. Принцип мирного разрешения международных споров.

- 3. Принцип нерушимости гос.границ.

- 4. Принцип территориальной целостности:

2. Основные принципы сотрудничества Г-в:

- 1. Принцип суверенного равенства государств..

- 2. Принцип невмешательства во внутренние дела:.

- 3. Добросовестное выполнение международных обязательств..

- 4. Сотрудничество и взаимопомощь государств и наций.

3. Основные принципы защиты прав народов (наций и человека):

- 1. Принцип равноправия и самоопределения народов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.