Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об отречении






 

Все вопросы семейной жизни в коротком семинаре обсудить мы не сможем, но в заключении остановимся на одном очень важном моменте. Семейная жизнь в конечном счете должна приводить к отречению. Она предназначена для отречения, и Прабхупада часто говорил, что когда человек достигает 50 лет или чуть больше этого, он должен оставить свой дом. То есть, отец должен принять отреченный образ жизни. Женщине же предписывается оставаться дома и о ней должны заботиться выросшие сыновья. Когда старший сын вырос, муж может оставить свою жену на его попечение и принять отречение. Обычно не рекомендуется напрямую принимать саньясу.

Сначала нужно пройти через ванапрастху. Потому что у человека еще остаются сильные привязанности к жене, к дому, ко многим другим вещам. Именно поэтому существует такой переходный период, который называется ванапрастхой. Это переходный период между жизнью в отречении и жизнью грихастхи. Живя как ванапрастха, человек постепенно развивает непривязанность. Но для того, чтобы человек смог достичь отречения, он должен развивать этот дух отречения всю свою жизнь. Это не означает, что когда вам стукнет пятьдесят, вы проснетесь утром и вдруг обнаружите себя отреченным. К этому нужно готовиться, развивая умонастроение отречения. И если к концу жизни вы не разовьете отречения, то вы не достигните совершенства жизни. Если к моменту смерти человек все еще хоть как-то привязан к материальному миру, то ему снова придется рождаться.

Семейную жизнь рекомендуется закончить в пятьдесят, максимум в шестьдесят лет. Это уже самый крайний срок. Очевидно, конечно, что грихастхи, не проявляют особого рвения к отречению. Если бы они делали это, то вряд ли вообще бы женились. Но в любом случае они должны, по крайней мере, слушать об отреченной жизни. Это означает, что они должны регулярно посещать лекции в храме, изучать книги Шрилы Прабхупады. Здесь постоянно проповедуется, что жизнь временна и человек должен достичь в ней совершенства, не привязываться. Грихастхи не должны думать, что эта проповедь только для брахмачариев. Вас это касается в гораздо большей степени, потому что вы находитесь в худшем положении, чем брахмачарии, в более привязанном к материальному миру положении.

Не думайте, что этот семинар не для вас, и что лучше вы послушаете какую-то другую лекцию или почитаете какую-нибудь другую книгу. Вам тоже нужно это слушать и читать. Даже если это для вас звучит как ужасный яд. Пусть течет этот яд в ваши уши. То что вначале кажется ядом, в конце оборачивается нектаром.

Если грихастхи действительно практикуют сознание Кришны всю свою жизнь, то чем дольше живет человек, тем больше в нем развивается желание полностью посвятить себя сознанию Кришны. В особенности если человек прошел определенное обучение брахмачария до того, как он вступил в брак. Отречение тогда естественным образом будет развиваться в нем. Но даже если человек не способен вести отреченную семейную жизнь, то, по крайней мере, он должен как можно больше общаться с теми преданными, которые имеет это отречение. Грихастхи должны с великим почтением относиться к отреченным преданным и стараться служить им. Но при этом грихастха не должны проявлять какого-то искусственного отречения.

Если вы живете жизнью грихастхи в грихастха-ашраме, то у вас есть определенные обязанности, которые вы должны исполнить. Грихастха не может жить как саньяси. У него другой ашрам. У грихастхи свои определенные обязанности, у саньяси свои. Грихастха может прогрессировать исполняя обязанности, предписанные для его ашрама. Так что грихастха не должен прикрываясь отречением пренебрегать своей женой и детьми. Жена и дети также нуждаются в поддержке мужа и отца, в его эмоциональной защите. Прабхупада в одном комментарии пишет, что муж должен внешне проявлять любовь и заботу по отношению к детям и жене, но внутренне он должен поддерживать умонастроение отречения.

 

Заключение

 

Итак, я попытался дать общие принципы, дать определенное представление о том, что такое идеальная жизнь грихастхи. В нашем обществе мало идеальных грихастх. Виноваты либо обстоятельства, либо качества их самих, но большей частью грихастхи не идеальны. Я никого не ругаю. Я просто говорю о том, что я вижу и знаю. В принципе в этом нет ничего удивительного. Как я выше упоминал, это практически новое движение в современном мире. Возможно потребуется какое-то время, чтобы достичь определенного идеального стандарта. И этот семинар я провожу только для того, чтобы сообщить вам то, о чем я прочитал в книгах Прабхупады и проиллюстрировать это своими собственными наблюдениями. А также для того, чтобы грихастхи имели определенный стандарт, понимали, к чему им нужно стремиться.

Обычно у них возникают вопросы типа: а что делать, если то или это? То есть обычно люди хотят получить ответ на какую-то конкретную их личную ситуацию. Но в большинстве случаев эти вопросы слишком сложны, чтобы можно было тут же ответить на них. Вообще вопросы семейной жизни обычно очень сложны и запутаны.

Но я могу дать один общий совет, касающийся этих проблем. Не удивляйтесь, если у вас в семье возникали определенные трудности. В этом нет ничего необычного. Если муж и жена не на все сто подходят друг к другу, не удивляйтесь. Это вполне нормально. Супруги просто должны приложить усилия к тому, чтобы приспособиться друг к другу и продолжать жить. Вы не должны огорчаться по пустякам. Даже если вы сто раз поссорились, сто раз нужно помириться. А еще лучше вообще не ссориться.

Часто спрашивают как быть, если муж не преданный, а я преданная? Это большая проблема. Нет простых ответов. Но можно рассказать историю Пишимы, Это сестра Прабхупады. Она также получила инициацию у Бхактисидханты Сарасвати. Внешне она выглядела абсолютно так же, как и Прабхупада.

Что произошло? Она вышла замуж за непреданного. И ее муж, как большинство бенгальцев, любил рыбу. И Пишима для него каждый день готовила ее. В отдельной посуде она готовила и предлагала прасад для себя. Она не жаловалась и совершенно смиренно продолжала служить мужу и никому не доставляла беспокойств. Индийская культура в этом вопросе настолько строга, что она должна была продолжать действовать таким вот образом, потому что как такового развода вообще не существует. Муж ее был очень неразумным, вспыльчивым человеком. Но она смиренно продолжала служить ему. У нее появились от него дети и она воспевала Харе Кришна. Она молча продолжала свое сознание Кришны ничего не пытаясь изменить. И после многих и многих лет, уже к концу своей жизни ее муж, наконец, понял, какой он мерзавец. Ему пришло осознание, что его жена фактически святая женщина. И он в корне изменился.

Можно дать один общий совет. Не торопитесь в разочаровании сразу разрывать все отношения. Не думайте, что если вы бросили мужа или жену, то это означает, что вы очень продвинуты. В Бхагавад-Гите такое отречение не рекомендуется. Если человек чувствует, что его обязанности слишком обременительны, и из-за этого отвергает их, то такого рода отречение называется отречением в гуне страсти. Кришна говорит, что от такого так называемого отречения человек никогда не получит плода, который обретают те, кто по-настоящему отречены. Если вы отрекаетесь только потому, что вам слишком сложно, то это отречение основано просто на чувственных наслаждениях.

Что можно рекомендовать в другой ситуации, когда люди приходят в сознание Кришны уже как муж и жена? Они думают: “Ну вот, мы ужасно друг к другу привязаны. Это все майя. Нужно срочно разводиться”. Это тоже глупость. Так или иначе вы оказались в этой ситуации. Мужчина уже принял определенные обязанности перед своей женой и жена служит своему мужу. И если вы вместе пришли к Кришне, так и служите ему вместе. Не следует думать, что если вы бросите свою жену потому, что уж больно сильно вас привлекает ее тело, то это будет признаком большого прогресса. Это означает, очевидно, что вам нужна жена. Если вы оставите эту, то появится половое влечение, которое вы просто не в состоянии будете контролировать и придется придти к новой. Так что лучше живите с той, которая есть и пытайтесь прогрессировать в сознании Кришны.

 

 

Ответы на вопросы

 

Вопрос: По ведической культуре женщина должна предаваться, то есть служить мужу в семье. А если у женщины есть гуру, то как она должна совместить служение? То есть современный западный вариант семьи?

 

А муж преданный или не преданный? Он тоже служит Кришне?

Если вы служите гуру, то это еще не значит, что нужно бросить служение всем остальным. Преданный служит гуру и всем вайшнавам. Я уже объяснял, что в традиционной ведической культуре жена слушает (наставления) от своего мужа. Они действуют вместе, чтобы служить гуру и Кришне. Даже если вы получили инициацию от разных гуру, то это не большая проблема. Все гуру ИСККОН действуют с одним мотивом — они все хотят служить Кришне. Так что не должно быть большой проблемы.

 

Вопрос: Считается ли семья идеальной, если жена выезжает на санкиртану с другими матаджами, а муж занят служением в храме?

 

Это здорово! На это, наверное, не все способны. Если человек занимается каким-либо другим служения, например, в храме, то это совсем не означает, что он в майе. В то же время, если у женщины есть дети, то она не должна пренебрегать ими, называя это санкиртаной. Санкиртана — это проповедь, для осуществления которой вы выходите и в результате которой пытаетесь привлечь новых преданных. Но ваши маленькие дети также должны вырасти преданными. Если вы так стараетесь привлечь новых преданных и не заботитесь о тех, кто уже есть рядом с вами, то какой в этом смысл?

 

Вопрос: Если брахмачарини не живет в матаджи ашраме, но она инициирована, то должна ли она быть в такой же зависимости от президента, как и матаджи, живущая в ашраме?

 

Такую систему вообще дал Шрила Прабхупада. Она что, живет с родителями? Проблема в том, что современное общество совсем не такое, каким оно должно быть. С одной стороны у нее есть гуру и авторитеты храма. Но если она живет с родителями, то она не может игнорировать тот факт, что они как таковые существуют. Обстоятельства у всех разные, поэтому конкретно, однозначно дать ответ невозможно. На самом деле матаджи в грихастха ашраме гораздо сложнее, чем брахмачарини. Разве не лучше полностью заняться служением своему духовному учителю? Если вы способны это сделать, сделайте это. В книгах Шрилы Прабхупады мы повсюду находим рекомендации о том, что женщины должны иметь мужа. Но в одной беседе он также сказал, что если женщины способны оставаться сильными не выходя замуж, то это тоже нормально. Вообще в истории есть такие примеры, когда женщины проявляли великое отречение. Но это происходит очень редко.

 

Вопрос: Ваше Святейшество! Если жизнь домохозяев связана с постоянными разъездами, проповедью, программами, можно ли брать Божества с собой, если есть такое желание? Харе Кришна!

 

Если вы полностью заняты проповедью, то такая ситуация уже необычна сама по себе. Грихастхам рекомендуется поклоняться Божествам потому, что иначе их жизнь будет основана на чувственных наслаждениях. Но если вы полностью заняты проповедью, то, я надеюсь, вы фактически решили эту проблему. Так это можно понять. Так что может быть брать с собой Божества не так уж и необходимо.

 

Вопрос: Кто в ведическом обществе заботится о женщине, чей муж принял саньясу, а ее старший сын решил остаться брахмачарием? И кто заботится о старой матери? Как насчет современной жизни?

 

Обычно у женщины сыновей несколько. Кто-то может стать брахмачарием, а кто-то может жениться. У Кардама Муни и Девахути был всего лишь один сын. Мы не слышали о том, чтобы, например, Капиладев женился. Но мы знаем о том, что Он оставался с ней и давал ей наставления. Рагхунатха Бхатта хотел присоединиться к Чайтанье Махапрабху, но Чайтанья Махапрабху сказал: “У тебя есть мать и отец. Они преданные. Так что оставайся дома и заботься о них, пока они не оставят тело. И потом приходи ко мне”. И он заботился о своих родителях. А когда они оставили тело, он присоединился к Чайтанье Махапрабху.

И я уже говорил, что существует такой феномен как расширенная семья. И даже если сыновья женщины приняли обет брахмачарии, то остаются другие родственники, которые могут позаботиться.

 

Вопрос: Ваше Святейшество! Сейчас многие преданные привозят из Индии Божества Гопал. И говорят, что они тоже не требуют строгого стандарта поклонения и самые милостивые. И вот недавно я услышал от преданных, что Божество Гопал вообще не нашей сампрадаи. Правда ли это?

 

В нашей сампрадае мы поклоняемся Кришне с Радхарани.

 

Вопрос: Что значит целомудрие?

 

Это значит не желать никакого другого мужчину кроме мужа. Вообще по традиции женщина даже не станет говорить с каким-либо незнакомым мужчиной. И они очень сдержанны, если имеют какие-то отношения с другими людьми. То есть нет такого развязного поведения.

 

Вопрос: Желательно ли женщине выходить замуж, если ей за 30 лет и она уже имеет ребенка? Как лучше?

 

Это опять один из таких вопросов, на которые ответить практически невозможно, потому что у этого вопроса целая подоплека.

 

Вопрос: Может ли жена оставить мужа карми, которого не интересует духовная жизнь, после того, как вырастут дети, т.е. в 45 — лет, и уйти в храм служить Кришне? Или она должна до конца жизни служить мужу, который ест мясные блюда и удовлетворять прочие его потребности?

 

Это вопрос по ситуации, но неплохой в принципе вопрос. Я уже ответил на него.

 

Вопрос: Что если муж беспечный, не заботится о финансовой стороне жизни и от него слышны только одни обещания?

 

Нужно дальше жить. Был такой преданный Васудев Датта. Он был домохозяином. Но что касается финансовой стороны жизни, он был абсолютно беспечен. Он был преданным Чайтаньи Махапрабху. И Чайтанья Махапрабху попросил Шивананда Сена, который был очень ответственным человеком, позаботиться об этом преданном и держать его под определенным контролем. Так что если найти такого преданного, как Шивананда Сен, то может быть жизнь будет более благоприятной. Тукарам тоже был совершенно несерьезной личностью. Знаменитый преданный. Жена все время ругала его. Потому что, какие бы деньги к нему не приходили, он то преданным раздавал, то кому-то еще. Он все время говорил жене: “Не беспокойся, Кришна пошлет еще”. Жена была ужасно огорчена. Он стал преданным и, кстати, очень сильно любил свою жену. В Кали-Югу женщины подобны мужчинам, а мужчины — женщинам. Это относится не только к внешним проявлениям, но также и к разуму и ко всему остальному. Но можно также отметить, что если муж совершенно безответственная личность, то из этого не выйдет ничего хорошего.

Харе Кришна!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.