Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.






При изучении дисциплины предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы:

- подготовка к практическим занятиям (изучение литературы по теме, выполнение предложенных заданий);

- конспектирование педагогических источников;

- оценка высказываний педагогов-классиков и современников;

- подготовка сообщений, компьютерных презентаций по предложенным темам;

- подготовка к контрольным работам и тестированию;

- самостоятельное изучение отдельных вопросов;

- составление аннотаций к статьям.

Наличие разработанной и документированной системы оценивания является важнейшим фактором успешности курса: все остальные компоненты (в особенности, цели и содержание) осмысливаются только будучи преломленными сквозь призму системы оценивания. Мы исходим из того, что эффективная система оценивания должна удовлетворять следующим требованиям:

· адекватность, предполагающая соответствие системы оценивания целям и задачам курса, его структуре, используемым методам и формам организации деятельности;

· критериальная ориентированность, т.е., в отличие от нормативно-ориентированной оценки, предметом диагностики являются абсолютные достижения студентов, вне зависимости от того, насколько они выше или ниже среднего уровня;

· накопительный характер, т.е. отдельные результаты должны накапливаться и суммироваться, что позволяет создать более благоприятный психологический климат и стимулировать студентов к более активной учебной деятельности.

Безусловно, указанные требования задают лишь самый общий контекст разработки систем оценивания, что является прерогативой преподавателя курса. В то же время, можно выделить некоторые базовые принципы, детализирующие указанные требования:

1) Объективность и прозрачность, т.е. максимально полная представленность результата в виде совокупности наблюдаемых и однозначно оцениваемых показателей знаний, умений, способов деятельности студентов.

2) Соответствие ожиданиям студентов. Этот принцип предполагает не только психологическую приемлемость системы, но также – требование к преподавателю не пересматривать ее качественные и количественные параметры в течение семестра.

3) Доступность системы оценивания для студентов. Информация о системе оценивания должна доводиться до сведения студентов в начале семестра и быть доступной в течение всего семестра. Кроме того, обязательно предоставление данных о достигнутых (промежуточных) результатах по запросу студента.

4) Многофакторность и комплексность оценивания. Система оценивания должна содержать вариативные возможности получения накопительных баллов при условии максимальной четкости и прозрачности самих процедур оценивания. Особое внимание должно уделяться методам оценивания самостоятельной работы, стимулирования слабоуспевающих студентов, а также – предотвращение конфликтов на основе документирования всех видов аудиторной активности.

5) Стимулирование самооценки. Представляется желательным, чтобы любая процедура оценивания дублировалась со стороны студентов – самооценкой, осуществляемой по тем же критериям, что и оценка преподавателем. При необходимости, эти оценки могут быть предметом обсуждения, а также – совершенствоваться при условии выполнения дополнительных заданий.

6) Студенческая экспертиза системы оценивания. Важно, чтобы по окончанию цикла/семестра студенты имели возможность высказаться относительно качества системы оценивания (в том числе, ее справедливости, прозрачности, понятности требований, значимости полученных оценок для дальнейшего профессионально-личностного развития) и внести свои предложения по ее совершенствованию.

7) Постоянное улучшение. Следует помнить, что ни одна система оценивания не является идеальной, поэтому постоянное совершенствование необходимо: условиями этого могут быть как изучение передового опыта, так и консультации с коллегами и руководителями, а также – учет мнений студентов.

Ниже приводятся некоторые обобщенные рекомендации для построения системы оценивания начального уровня (которая, еще раз повторим, должна совершенствоваться и дорабатываться с учетом конкретной образовательной ситуации).

I. Модульно-рейтинговая система оценивания. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания означает оценивание двух аспектов процесса: нового содержания (модульный принцип), и количества выполненных заданий (рейтинговый принцип). Номинальный балл – 100. Рейтинговая формула разрабатывается в двух вариантах: отдельно – для курса, завершающегося экзаменом, отдельно – для курса, завершающегося зачетом.

II. Для курса, завершающегося экзаменом, можно рекомендовать следующую рейтинговую формулу:

· 30% - оценка присутствия и участия в лекционном курсе;

· 30% - оценка участия в семинарах и практикумах;

· 30% - оценка, полученная в ходе экзамена;

· 10% - дополнительные баллы (за со-ведение лекций, участие в студенческой конференции, тестировании по выбору, подготовку рефератов и обзоров).

Соответствующая схема перевода рейтингового балла в окончательную оценку, выставляемую за курс:

· «отлично» - выше 85 баллов;

· «хорошо» - от 65 до 84 баллов;

· «удовлетворительно» - от 50 до 64 баллов;

· «неудовлетворительно» - менее 50 баллов.

III. Для курса, завершающегося зачетом, следует рекомендовать следующую рейтинговую формулу:

· 30% - оценка присутствия и участия в лекционном курсе;

· 50% - оценка участия в семинарах и практикумах, выполнение самостоятельных работ;

· 20% - зачет.

Соответственно, оценка «зачтено» ставится при условии, что суммарный рейтинговый балл превышает 60.

IV. При оценивании присутствия и участия в лекционном курсе рекомендуется исходить из следующих требований:

· преподаватель может воспользоваться одной из трех систем начисления баллов: пропорциональной (присутствие и участие в каждой лекции оценивается соответствующим баллом) либо зачетной (определенный процент посещения всех лекций – например, 80% оценивается максимальным баллом), либо же комбинированной (зачетные баллы выставляются за каждый модуль, а затем суммируются);

· оценивается только полноценное присутствие и участие в лекции/занятии: опоздание, равно как и досрочный уход с занятиями, не предполагают получения рейтингового балла;

· присутствие и участие предполагает выполнение определенных требований: готовность к занятию, внимание, участие в дискуссиях, воздержание от еды, питья и пр.).

V. При оценивании участия в семинарских и практических занятиях, следует придерживаться следующих требований:

· оценивается как непосредственное участие в аудиторном занятии, так и результативная самостоятельная работа (выполненное домашнее задание, подготовленный реферат, доклад и пр.);

· балльная оценка выполненного задания может зависеть от нескольких факторов: в том числе, объем работы; степень самостоятельности (выполнение у доски, внеаудиторная самостоятельная работа или же выполнение в учебной аудитории); характер задания: учебный (выполнение по алгоритму, заполнение анкет или участие в опросе) или учебно-исследовательский (связанный с разработкой диагностических средств, реферированием и рецензированием материалов);

· в целях упрощения системы оценивания, преподаватель может оценивать совокупную деятельность студента на практическом или лабораторном занятии (например, отсутствие оценивается в 0 баллов, присутствие без попыток активного участия – 1 балл, участие с ответами на простейшие вопросы – 2 балла, хорошая подготовка с желанием отвечать и участвовать в обсуждении – 3 балла, практическая готовность быть ведущим в группе – 4 балла);

Вопросы к экзамену по дисциплине “Социально-педагогическая коррекция отклонений поведения трудного подростка”

1. Понятие «норма» в поведении подростка.

2. Понятие «отклонение от нормы» в поведении подростка

3. Группы отклонений

4. Поведенческие девиации.

5. Деликвентное поведение.

6. Криминальное поведение.

7. Дезадаптация.

8. Социально недаптированная молодежь.

9. Психологические представления о подростках и отношение к ним различных социальных уровней (семьи, сверстников, школы, предприятий и общественных организаций)

10. Влияние СМИ на возникновение девиантного поведения подростков

11. Понятие “коррекция”, “социально-педагогическая коррекция”.

12. Социально-педагогическая коррекция в социально-педагогической деятельности, ее цели, задачи, функциональные возможности, содержание.

13. Принципы социально-педагогической коррекции отклонений поведения несовершеннолетних.

14. Особенности подросткового возраста в психолого-педагогической науке. Амбивалентность и гетерохронность.

15. Характеристики мышления подростка.

16. Трудный подросток и его поведенческие проблемы.

17. Межличностные отношения подростков.

18. Причины отклонений поведения трудных подростков.

19. Социально-психолого-педагогические основания коррекции поведения личности.

20. Формы, методы психолого-педагогической коррекции поведения трудного подростка в зависимости от вида отклонения

21. Этапы коррекции отклонения поведения.

22. Совершенствование коррекционных мероприятий по преодолению отклонений поведения подростков.

23. Возможности различных видов образовательных учреждений в коррекции поведения трудного подростка

24. Общепедагогические принципы коррекционно-педагогической работы.

25. Специфические принципы коррекционно-педагогической работы.

26. Методы коррекционной работы.

27. Стадии отреагирования гнева.

28. Этапы реализации процесса коррекционной работы.

29. Организационные основы процесса сопровождения ребенка.

30. Функции коррекционной работы с детьми.

31. Критерии эффективности организации коррекционного процесса.

32. Условия, обеспечивающие эффективность коррекционного процесса в образовательном учреждении.

33. Задачи, решаемые комплексной группой в ходе коррекционной работы.

34. Основные формы работы, направленные на коррекцию поведения несовершеннолетней молодежи.

35. Умения и навыки, формируемые у учащихся в системе коррекционной работы.

36. Проблемы, решаемые в системе коррекционной работы.

37. Основы проектирования коррекционных программ.

38. Технологии социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения трудного подростка в культурно-досуговой деятельности.

39. Социально-педагогическая диагностика уровня социального развития дезадаптированных подростков.

40. Социально-педагогическая диагностика референтных и ценностных ориентаций подростков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.