Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели (индикаторы) экономической безопасности






2.

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению российского политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализаци й

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя:

§ государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

§ общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

§ техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

§ экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

§ экономическую безопасность

§ энергетическую безопасность

§ информационную безопасность

§ безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя: формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

§ защиту государственного строя;

§ защиту общественного строя;

§ обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

§ обеспечение политической и экономической независимости нации;

§ обеспечение здоровья нации;

§ охрана общественного порядка;

§ борьба с преступностью.

§ обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

 

3.

Показатели (индикаторы) экономической безопасности

В концепции правового механизма обеспечения экономической безопасности главным требованием является наличиеиндикативного анализа, как метода экономических исследований, суть которого — выявить тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрированное™ в обеспечении социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов. Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые: 1) в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности; 2) обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики; 3) выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени. Следует отметить, что для построения системы экономической безопасности именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности оно выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности. Долгое время высказывались сомнения в возможности оценки угроз с помощью сигнальной системы индикаторов. Утверждалось, что, несмотря на убеждение большинства российского общества в том, что экономика находится в кризисном состоянии, экономическая жизнь продолжается, хотя сигналы бедствия, которые подавали индикаторы, свидетельствовали о ее коллапсе. Однако в 1998 г. взаимодействие индикаторов стало очевидным в наиболее уязвимом месте — в финансово-банковской системе. «Когда при внешнем благополучии одного из индикаторов (рост потребительских цен прогнозировался в 1998 году на 8 %) происходило накопление инфляционного навеса из-за чрезвычайно быстрого роста внутреннего долга, часть затрат не учитывалась в ценах и ложилась па плечи государства, покрываясь за счет внутренних заимствований. Заниженная инфляция, создавая ложную картину благополучия, принималась Центральным банком за основу установленного валютного коридора. Достаточно было одного неверного шага — объявления дефолта, как вся цепочка индикаторов была приведена в действие: снижение курса рубля — рост потребительских цен — снижение реальных доходов населении — разрастание зоны бедности — сокращение золотовалютных резервов — потери населением и юридических лиц части своих доходов — банкротство банков — нарушение всей системы расчетов». В данном примере показана только часть взаимодействующих индикаторов, они повлияли на многие другие индикаторы. В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Таким образом, пороговые значения экономической безопасности — это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны. Перечень пороговых значений может включать в себя большое число количественных индикаторов, значительно различающихся содержанием и методами расчетов. Вместе с тем необходимо отобрать достаточно ограниченный перечень пороговых значений, способных в то же время достаточно полно отразить состояние экономики с позиции экономической безопасности. Первоначально этот перечень основывался на списке параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности, сформулированном в Государственной стратегии экономической безопасности, и включал 50 показателей, сгруппированных следующим образом: • показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. В эту группу входят индикаторы, определяющие пороговые значения по объему ВВП и промышленного производства и их структуре, доле новых видов продукции в объеме продукции машиностроения, доле затратна оборону и науку, инвестиции, положение с запасами полезных ископаемых. Эта группа пороговых значений экономической безопасности характеризует пропорции, складывающиеся в сфере производства; • показатели устойчивости финансовой системы: дефицит федерального бюджета, индикаторы денежного обращения и государственного долга, состояние расчетной и налоговой дисциплины. Показатели этой группы описывают пропорции, действующие в сфере денежного обращения; • показатели социальной сферы, отражающие уровень доходов населения и его имущественную дифференциацию, пороговые значения по безработице и расходам на отрасли социальной сферы. Эти показатели отражают пропорции потребления; • показатели внешней торговли и внешнеэкономической деятельности. В эту группу включены пороговые значения по доле импорта во внутреннем потреблении и экспорте в объеме отечественного производства. Широкое распространение получил также комплекс индикаторов экономической безопасности, подготовленный СЮ. Глазьевым (табл. 1. и последующие таблицы настоящего раздела приведены в целях учебного процесса, как наглядно-показательные, в них изменены годы). Ключевые параметры экономической безопасности в этом комплексе, связаны с динамикой производства, состоянием бюджета и государственного долга. Однако, по мнению А. Илларионова, этот перечень индикаторов не мог быть использован для анализа проблем экономической безопасности ни с теоретической, ни с практической точки зрения, поскольку: • в соответствии с предложенными пороговыми значениями все страны мира должны быть отнесены к разряду экономически небезопасных; • фактические данные о состоянии российской экономики и российского общества в значительной степени фальсифицированы; • полученный рейтинг России относит се к группе наиболее благополучных стран с точки зрения экономической безопасности (российские показатели удовлетворяют семи критериям из 20), т.е. ситуация в нашей стране оказалась лучше, чем примерно в 70 % стран мира. А. Илларионов предложил другой комплекс индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности (опасности). По его мнению, при использовании официально установленных пороговых значений индикаторов необходимо сопоставление текущих результатов исходя из динамики условий в национальной и мировой экономике. Важнейшим фактором, в значительной степени предопределяющим многие экономические и социальные показатели страны, он считает уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения, его приростом или падением. Именно экономический рост, характеризуемый величиной темпов прироста (падения) ВВП на душу населения, а также основные направления экономической политики государства, стали ориентиром в выборе индикаторов экономической безопасности. Подход к выбору был очевиден — те направления экономической политики государства, которые оказывают существенное влияние на темпы экономического роста, и становятся определяющими Таблица 1. Показатели экономическсй безопасности
№ п/п Показатели экономической безопасности Пороговые значения на 2004 г. Фактическое состояние на2004 г.
       
  Объем ВВП: в целом отг среднего по «семерке» на душу населения от среднего по «семерке» на душу населения от среднемирового 75% 50% 100% 29% 19% 25%
  Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности 70% 50%
  Доля в промышленном производстве машиностроения 20% 17%
  Объемы инвестиций, % к ВВП 25% 16%
  Расходы нна научные исследования, % к ВВП 2% 0, 7%
  Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции 6% 2, 6%
  Доля людей с доходами ниже прожиточного уровня 7% 20%
  Продолжительность жизни населения в годах 70 лет 65 лет
  Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения 8 раз 12, 8
  Уровень преступности по количеству преступлений на 100 000 населения    
  Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7% 9, 3%
  Уровень инфляции за год, % 20% 22%
  Объем внутреннего долга в % к ВВП за сопоставимый период 30% 21%
  Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга в % к налоговым поступлениям бюджета 25% > 100%
  Объем внешнего долга в % к ВВП 25% 28%
  Доля внешних заимствований в покрыти1/и дефицита бюджета 30% 48%
       
  Дефицит бюджета в % к ВВП 5% 3, 5%
  Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, в % 10% Роль распределительной логистики в экономике предприятия Эволюция логистики как науки Системы управления экономической безопасностью в России Законодательная основа управления качеством продукции Международное управление качеством продукции Единая система государственного управления качеством продукции
         

И 1.

Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т.д.

Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем.

В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие: экономическую независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.

Экономическая независимость означает прежде всего возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле. Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает прочность и надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, сдерживание дестабилизирующих факторов.

Способность к саморазвитию и прогрессу означает способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивать интеллектуальный потенциал. Экономика, которая постоянно развивается, способна противостоять внутренним и внешним угрозам. Надежность и эффективность экономических пропорций, вертикальных и горизонтальных связей позволяет смягчить последствия дестабилизирующих процессов.

Объектами экономической безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и организации, территории, отдельные составляющие экономической безопасности. Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В системе экономической безопасности определяющую роль играют национальные экономические интересы, их приоритеты. Для определения национальных экономических интересов необходимо: анализ текущего состояния экономики и выявление тенденций развития; моделирования и прогнозирования социально-экономического развития; корректировке мер государственного регулирования с целью достижения желаемых целей. В указанных действиях особо важной является разработка системы экономических показателей, которые бы предоставляли количественную оценку социально-экономического развития страны. их обязательно надо отражать в действующей статистике.

К найприоритетниших экономических интересов относятся: создание самодостаточной социально ориентированной экономики; сохранение и развитие интеллектуального и научно-технического потенциала; обеспечение экономически безопасных условий жизнедеятельности общества; построение равноправных и взаимовыгодных экономических отношений с другими государствами. Экономическая безопасность оценивается по определенным критериям - показателями-индикаторами. Важнейшими из них являются: структура ВВП, объем и темпы развития промышленности, объем и динамика инвестиций; природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциалы страны; эффективность использования ресурсов; конкурентоспособность экономики на внутреннем и внешнем рынках; темпы инфляции; уровень безработицы; качество жизни, т.е. ВВП на душу населения, степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и услугами; дефицит бюджета и государственного долга; энергетическая зависимость; интегрированность в мировую экономику.

Важное значение для экономической безопасности имеют не сами критериальни показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, превышение которых угрожает экономической безопасности. Следует отметить, что не за всеми перечисленными показателями определены следующие предельные допустимые значения. Приведем известны. Так, нормальный циклический спад ВВП составляет 5-15% от его потенциального значения. Пороговый спадом ВВП считают ЗО%, при условиях высшего спада потери могут быть необратимыми. Нормальным уровнем инфляции считается среднегодовой темп роста цен на 5-6%. В случае инфляции в 6-10% необходимо принимать специальные ограничительные меры. Из мирового опыта известно, что в период радикальных преобразований уровень безработицы может достигать 15-20%. Однако такой уровень не должен держаться больше С-5 лет. Порогового уровня безработицы считается 10%.

Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения не должен превышать 6-8 раз. А индикатор концентрации доходов (коэффициент Джина) в развитых странах составляет 0, 15-0, 17. Если же соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп населения превышает 1: 10 (т.е. достигает двузначных цифр), то обществу грозит социальная нестабильность.

Когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, достигает 8-10%, это приводит к возникновению длительного кризиса и стагнации. Существенное значение имеет структура по источникам их образования. В развитых странах доля заработной платы в личных доходах составляет 60-65%, а доходы от предпринимательской деятельности (за исключением оплаты труда), операций с недвижимостью, дивидендов от вкладов и акций не превышают 20%.

Угрозами экономической безопасности страны является совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу, государству, затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов. Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны.

Основными внутренними угрозами следует считать: S в научно-технической сфере: разрушение научно-технического потенциала, уменьшение научно-технических разработок, сокращение потенциала фундаментальной науки, неопределенность государственной научно-технической политики, отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности; S в экономической сфере: сокращение объемов производства в ведущих отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, наличие структурных диспропорций, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности; S высокий уровень инфляции и безработицы, рост «теневой» экономики, низкий платежеспособный спрос населения, ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством, угроза потери продовольственной независимости страны, массовое уклонение от уплаты налогов; S в социальной сфере: углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, снижение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, социальная незащищенность значительных верстз населения, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы.

К внешних угроз экономической безопасности страны относятся: экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональное структура экспорта - чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов; потеря позиций на внешних рынках; рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов; неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу, размещение их в зарубежных банках. Исходя из приоритетных национальных интересов и угроз экономической безопасности страны определяются меры государственной политики экономической безопасности, охватывающие научно-техническую, экономическую, социальную сферы, а также политику, военную, экологическую, информативную сферы для обеспечения в целом национальной безопасности страны.

 

5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.