Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я: Найдите точку стояния в Боге на правой схеме Физико-морфологической модели или на странице 112.

ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Я: Благодарю всех, кто пришёл. Сегодня шестьдесят первое занятие. Вчера разговаривал с о. Харитоном по телефону. Он всем передаёт привет и всех обнимает. Он вернётся в Новосибирск 18-го июля в понедельник.

Итак, мы продолжаем читать Беседу преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым «О цели жизни нашей христианской».

И. М. Андреевский (1894-1976)

Чтобы нам настроиться нам на нужный лад, я вам прочитаю конспект лекции «Цель христианской жизни» из книги «Православно-христианское нравственное богословие» Ивана Михайловича Андреевского. Он был профессором Свято-Троицкой Духовной Семинариив Джорданвилле - духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей, преподавал патрологию, нравственное богословие, апологетику, историю церкви, психологию, логику и историю литературы.

В частности, Иван Михайлович Андреевский писал:

После грехопадения человека образ и подобие Божие в нем исказились, но не уничтожились.

После восстановления падшего человека искупившим его Спасителем — образ и подобие в нём снова засияли, но при непременном условии постоянного, непрерывного усилия свободной воли человека, не только сохранять в себе богообразие и богоподобие, но и стремиться его усовершенствовать, и выполнять новые нормы и заповеди Господни для воли нового человека.

Я: Найдите точку стояния в Боге на правой схеме Физико-морфологической модели или на странице 112.

И.М.А.: В Евангелии от Матфея сказано: " Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его " (Матф. 11, 12), и " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " (Матф. 5, 48).

Ибо человеку, потерявшему рай (Я; схема на стр. 46), надлежит возвратиться уже не в рай (бывший на непорочной земле), а в Царствие Небесное (на пренепорочном Небе).

Святитель Игнатий Брянчанинов высказал чрезвычайно глубокую мысль о различии состояния человека в раю и Царстве Небесном.

В раю было естественное состояние; после грехопадения до Страшного Суда, на земле, в течение всей мировой истории — состояние человека может быть названо в той или иной степени неестественным; в Царстве же Небесном это состояние будет сверхъестественным.

По мнению Ивана Михайловича Андреевского, последняя цель человека — в Боге, в полном общении с Ним, совершенно свободном, полном и радостном.

Святитель Феофан Затворник так говорит по этому поводу (из книги «Начертание христианского нравоучения). (Часть первая)»: " Последняя цель человека - в Боге, в общении или живом союзе с Богом. Созданный по образу и подобию Божьему человек, по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода. Будучи же рода Божья, он не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с верховным Богом. Потому-то сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом, когда бывает обладаемо от Бога. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его "

" В Боге — жизнь ", — учил святитель Василий Великий, — " отчуждение же и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих геенских мучений, зло самое тяжкое для человека, как для глаза — лишение света и для животного отнятие жизни". И еще: " что для души было преимущественным благом? — Пребывание с Богом и единение с Ним посредством Любви. Отпав от Него, она страдает " (Творения Василия Вел. т. IV).

Потому-то и взывал святой пророк царь Давид (Псалом 50): " Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отъыми от мене ".

О радости богообщения так говорил преп. Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым (стр. 27): " Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостворит всё, к чему Он ни прикасается ".

Св. ап. Иоанн Богослов уточняет сущность богообщения через определение Бога: " Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем " (1 Иоан. 6, 16).

У святых отцов полное и живое общение с Богом возводится до обожения человека.

Так, например, Святитель Григорий Богослов изображает человека " живым существом, чрез стремление к Богу достигающим обожения " (Творения Т.1 Слово 38, на Богоявление, или на Рождество Спасител я).

У преподобного Макария Великого в 46 беседе часто и много об этом говорится: " Бог сотворил душу человека такою, чтобы быть невестой Его, и чтобы Ему быть с нею единым растворением и единым духом ". " Для человека нужно, — говорит он в другом месте, — чтобы не только сам он был в Боге, но и Бог был в нем ".

И.М.А.: Соединение с Богом в христианском понимании совершенно ничего общего не имеет с буддийским пониманием исчезновения души в Боге, растворения ее в Нем.

Об этом очень ясно говорит Святитель Феофан Затворник: " Не подумал бы кто, что живой союз с Богом есть исчезновение души в Боге с насилием ее самостоятельности и свободы... Нет, душа не перестает быть душою — существом разумно-свободным, подобно тому, как раскаленное железо или уголь, проникаясь огнем, не перестают быть железом и углем..." (Сборник слов «Внутренняя жизнь»).

И.М.А.: Непрестанное желание общения с Богом и сознание наличия этого общения — есть главнейший признак присутствия в человеке начала истинно-нравственной и духовной жизни.

Великим соблазном и ложью является идея о том, что цель человеческой жизни есть развитие, разворачивание духовных сил человека и его личное самосовершенствование.

Такая идея даже Самого Бога (если Он только признается) обращает в средство для цели в самом себе.

И.М.А.: С христианской же точки зрения человек, как и всё сотворенное Богом, есть средство для целей Его Божественного Промысла, или, проще и определеннее говоря, для славы Божьей (т.е. для славы Его Любви, Истины, Добра, Красоты и Свободы).

И.М.А.: Также глубоко ошибочно ставить конечной целью человека — одно благо всех людей (задача социально-утилитаристической этики).

Содействие благу всего человеческого общества конечно является нравственным долгом всякого человека, однако этот долг не наивысший.

И благо человека, при такой окончательной нравственной цели не может быть высшим.

Если даже все люди проникнутся идеей служения друг другу и всему человечеству, но при этом будут отторгнуты от Бога, — то это будет, по образному выражение Святителя Феофана Затворника - " тело без головы " (Созерцание и Размышление).

Я: Кого назвал святитель тело без головы»? Привожу цитату из святителя полностью: «Ограничивающиеся только тем, что веруют в бытие Божие, в промышление, будущую жизнь и воздаяние, походят на здание без купола, на тело без голов ы».

И.М.А.: При живом же богообщении (т.е. общении с Абсолютом — Богом, Который есть Любовь) — все люди, объединенные общим высшим стремлением сольются и между собой, во взаимной любви в Боге. Я: Далее Иван Михайлович Андреевский в пример приводит Геометрическую притчу аввы Дорофея о естестве любви.

Я раздаю ксерокопии ГП слушателям, а потом объясняю суть.

.

Я: Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей.

И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу...

Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога.

Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом.

То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей. Преподобный Авва Дорофей

Итак, по мнению Ивана Михайловича Андреевского, цель человека в Боге, т.е. жизнь в Боге, с Богом, для Бога, что в то же время есть и истинное и наивысшее для человека Благо.

По словам преп. Серафима Саровского — цель человеческой жизни есть стяжание Святого Духа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Значение комбинативной изменчивости | В крови горит




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.