Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История русского костюма






Русский традиционный костюм стал складываться в XII веке. Взгляды наших предков совершенно расходились с современными взглядами на одежду - по понятиям русских людей XII - XVII веков формы тела следовало непременно скрывать от всякого нескромного постороннего взгляда.

Широкие, волнистые, величавые складки старинных русских одежд, действительно, вполне скрывали тело, сглаживая его формы и облекая стан неприступным величием, вынуждая к тихим размерным движениям. Покрой одежды был выработан веками, никакие изменения в нем не допус-

кались обычаем, а всякое нарушение обычая считалось не только неприличием - почти грехом.

Суровый, холодный климат - долгая зима, прохладное лето - также обусловил появление теплых закрытых одежд. В XVII веке на русский костюм стала оказывать влияние польская мода.

Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года дворянам и купцам было запрещено носить

одежду иностранного образца. А в 1699 году русский национальный костюм был запрещен Петром I для всех, кроме крестьян, монахов и священ-

ников. Отличительной особенностью русского костюма явля-

лось большое количество верхней одежды. Ношение одного

платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. По установленному обычаю первой одеждой (бельем) была белая сорочка, которая надевалась прямо на тело. Другого белья не знали и не носили. Поверх белой сорочки надевалась сорочка верхняя или красная, которая заменяла

домашнее платье. В верхней сорочке считалось неприличным выходить из своей комнаты. Необходимо было на эту верхнюю сорочку надеть вторую одежду, обычно это была душегрея. В душегрее, надетой поверх верхней сорочки, можно было показываться в люди у себя дома и даже выходить на улицу и в церковь. Весной и осенью надевали кафтаны, зипуны, поддевки. Зимой - шубы мехом внутрь, крытые тканью.

 

 

Костюм купечества по большей части был схожим с костюмом крестьян, состоял из рубахи, сарафана и душегреи, но из более дорогих тканей и головного убора на жесткой основе типа кокошника.

На дворянские, боярские и княжеские костюмы шли дорогие привозные ткани: тафта, камка, парча, бархат, объярь (муар с золотым и серебрянным узором), атлас, кумач. Несмотря на то, что ткани были очень богатыми, их дополнительно украшали вышивками, каменьями, жемчугом,

куньим и соболиным мехами. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды знати был византийского типа.

Все верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана были принадлежностью боярского и дворянского костюмов. Бояре и дворяне надевали сразу несколько одежд, что свидетельствовало об их благосостоянии. Эти одежды носили независимо от времени года, как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приеме во дворце, на присутствующих могло быть надето пять или шесть одежд. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана. Ферязь была широкой в подоле с длинными, свисающими до земли рукавами. В рукав обычно продевали лишь правую руку, собирая его во множество сборок, левый

рукав спускали вдоль тела. Заниматься физическим трудом в такой одежде было невозможно. Благодаря этому кафтану и возникла русская пословица " работать спустя рукава". Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в XV - XVI веках. Охабень - это неширокая

длинная одежда, которую спереди застегивали встык на

петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава,

руки продевали в разрезы, сделанные спереди, а рукава

завязывали сзади на талии. В XVII веке вошла в обиход у знати еще одна парадная одежда - ферезея. Эта одежда была подбита или опушена

мехом. Шили ферезею из золотых тканей, носили внакидку,

застегивая лишь у шеи.Боярские шубы были массивные, длинные, расширялись книзу, спереди завязывались шнурками. Длинные, почти до

пола, рукава имели спереди прорезь для продевания рук. В парадных случаях шубу носили и летом и в помещении. Боярский костюм дополнялся рукавицами с крагами или перчатками, которые появились на Руси в XVI веке, сумкой-калиткой, а в торжественных случаях - богатым

посохом высотой до плеча. Бояре и дворяне носили высокие " горлатные" шапки, мехом наружу. Шапки были символом богатства и родо-

витости.

Обычно одежда царей не отличалась от одежды знати. Однако в торжественных случаях, особенно во время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев роскошью и богатством.

Царское облачение состояло из платна - сшитого из золотых тканей распашного одеяния без воротника, сильно расширенного книзу, с широкими недлинными рукавами и застежкой встык. Сверху надевался круглый, довольно широкий воротник (оплечье). Парадным головным убором царя была шапка Мономаха или венец, царицы - венец или кокошник.

Царские наряды украшались золотом, серебром, жемчугом, рубинами, изумрудами, брильянтами и мехом горностая.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.