Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурология






Культурология - наука, обобщающая эмпирические и конкретно-научные знания о культуре.

Как всякая наука, в своем изучении она предполагает этапы:

- оценка и анализ источников;

- формирование метода;

- разработка и использование методик.

Уже при анализе источников культурологии выявляется, что для нее свойственно отношение включения и пересечения разных наук. Границы их условны. Зоны смежных полей обширны. В самой общей характеристике культурологии как науки о культуре, ставящей в центр изучения человека культурного, способного придавать явлениям смысл, культурологию можно представить кругом со множеством сегментов:

7 А. В. Михайлов. Иохан Хейзинга в историографии культуры // Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997, с. 842-843.

8 И. Пригожий, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986, с. 8.

Набор сегментов неполон. В круг можно включить другие источники культуры - от физической культуры человека до кибернетики. При всей широте набора культурологических дисциплин в основе культурологии лежит идея нерасчлененности гуманитарных знаний. Термин «культурология» принадлежит немецкому философу и химику Освальду, который ввел его в 1909 году, но распространение термин получил благодаря американскому ученому Лесли Уайту (1900-1975). На западноевропейские языки он переведен в 20-30-е годы, войдя в разные словари как Anthropologie, Humanitaria, Cultural research. Под культурологией понимаются все виды и формы целостной жизненной практики, термин «культурология», произошедший от слова «культура», вбирает всю совокупность культурных достижений. Такой широкий подход грешит релятивизмом. Автор культурологического словаря в качестве модели называет роман современного сербского прозаика Милорада Павича «Хазарский словарь»: один из его собирателей -некий ученый доктор - «стал писать по объявлениям из газет давно прошедших лет и, что самое удивительное, вскоре начал получать ответы в виде посылок с самыми различными вещами. Постепенно эти вещи так заполнили его дом, что он не знал, что с ними делать. Это были... огромное седло для верблюда, женское платье с колокольчиками вместо пуговиц, железная клетка, в которой людей держат подвешенными под потолком, два зеркала, одно из которых несколько запаздывало, а другое было разбито, старая рукопись на неизвестном ему языке... Год спустя комната в мансарде была забита вещами, и однажды утром, войдя в нее, доктор... был ошеломлен, поняв, что все им приобретенное начинает складываться в нечто, имеющее смысл 9. При таком

' См.: В. П. Руднев. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М, 1998, с. 5.

описании культура (и культурология) - не просто хаос, но «порядок, складывающийся из хаоса».

В культурологии нет единой системы, нет и единого метода. До последнего времени культурология определялась как раздел философии. Получили распространение и взгляды на культурологию как на разделы этнологии, исторической антропологии, этнографии, лингвистики, социологии и психологии. Каждая из гуманитарных дисциплин претендует на главенство в культурологии, выстраивая собственные ряды, входящих в культурологию источников. По-видимому, у каждой из них есть для этого основания, но пока можно констатировать с определенностью, что в основе культурологии присутствуют идеи:

- целостности человека как существа биологического и социального;

- синтеза гуманитарного и естественнонаучного подходов;

- нерасчлененности гуманитарных знаний;

- вытеснения исторической доминанты структурно-функциональным, эволюционистским подходом.

Из особого положения культурологии как научной дисциплины на стыке наук проистекает множественность культурологических школ. С. П. Мамонтов подразделяет их на четыре направления - общественно-историческое, натуралистическое, социологическое и структурно-символическое. Возможно и другое членение - этнологическое, когнитивное, психологическое... Естественно, вариативен и набор имен основоположников. Среди них - английский этнограф и историк Э. Тайлор, американский культуролог Лесли Уайт, английский этнолог Дж. Фрэзер, немецкий философ и историк культуры О. Шпенглер, австрийский психолог 3. Фрейд, швейцарский психолог и теоретик культуры К.-Г. Юнг, французский этнограф и социолог К. Леви-Строс.

В России - философы П. Я. Чаадаев, Вл. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, братья Е. Н. и С. А. Трубецкие, Г. Г. Шпет... а также Н. И. Конрад, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Л. Н. Гумилев, Ю. М. Лотман...

Учитывая тот факт, что культурологии свойственны в наивысшей степени отношения включения и пересечения составляющих ее частей, мы определяем культурологию как интегративную науку со складывающимся методом. Преодоление присущего культурологии

релятивизма возможно при вычленении единицы, входящей в различные биологические и социальные сферы жизнедеятельности человека. Такой единицей можно считать «концепт».

Системообразующее свойство культуры дает возможность включить определение в треугольник Локка, в гегелевскую триаду, а вслед за тем в разработанную И. Пригожиным теорию систем, это позволяет конкретизировать понятие, освободив его от присутствующего во всех определениях релятивизма, которым грешат многие определения культуры, даже оппозиция Ю. М. Лотмана «культура -не-культура». Но еще более существенно то, что в таком подходе культура обязательно нуждается в коммуникации. Очевидно, что ее члены исторически и психологически подвижны. С изменением реальности и традиций меняется вся система. Способ обработки земли, совокупность духовных ценностей или уровень развития общества, приемлемые для одной эпохи, представляются решительно «не-куль-турными» для другой. Но и в пределах единого времени поведение и вкусы не только отличаются, а и по-разному оцениваются.

Противоречие разрешается при обращении к понятию «культурная коммуникация». Культурная коммуникация присутствует в предложенной системе в виде коммуникативных цепей:

- производитель традиция произведение потребитель

- производитель реальность произведение потребитель

- производительтрадицииреальностьпотребитель

- потребительтрадиции реальность произведение Культурная коммуникация - это процесс взаимодействия элементов в системе «культура» между собой и всей системы со сложившимся способом производства и потребления продуктов культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.