Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура. Природа. Техника






Существует естественный, природный и человеческий универсумы. Первый огромен, таинствен и неисчерпаем. Древние видели его как хаос, как бездну, населенную страшными существами, - мир, не вступающий в разговор с человеком, безучастный к его горестям и радостям. У А. С. Пушкина и в настоящем, и после нашей смерти «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять». В этом сиянии красоты есть нечто пугающее, бездушное.

Такое отношение человека к природе пронизывает огромные пласты культуры. Природа в ней в лучшем случае соглядатай. Часто - она враг. Победы человека над природой, в бушующем море, в «белом безмолвии» Севера, в африканской пустыне, во время землетрясений, тайфунов и снегопадов - темы сотен рассказов и романов, полотен художников и ораторий. Но сегодня все чаще среди

3 П. С. Гуревич. Культурология. М, 1999, с. 39.

объектов культуры, помимо человека, называют Природу, мир, не только его окружающий и существующий «по ту сторону добра и зла», но и внутри человека.

Ни природа, ни техника не являются сами по себе фактами культуры. Только в присутствии человека, в его оценке приобретается смысл. Человек - венец творения. Созданный по образу и подобию Бога, он и материальное, «тварное» существо. В нем присутствует животное, природное начало. Его отношения с культурой сложны и неоднозначны. Он «очеловечивает», окультуривает природу, побеждая хаос мироздания своим разумом и трудом. Но он и разрушает экологическую среду, истончая озоновый слой над планетой. В результате его деятельности гибнут леса, загрязняются воды рек и морей. Само присутствие человека гибельно для многих видов растений и животных.

Выдающиеся умы человечества давно осознали эту опасность. Французский просветитель Жан Жак Руссо не уставал упрекать цивилизацию за неразумность и аморальность. Немецкий философ О. Шпенглер, как уже упоминалось, видел в цивилизации конец культуры. Сегодня, когда технический прогресс ощутимо обогнал прогресс социальный, опасность многократно возросла. Виртуальный электронный мир теснит мир природный. Человек становится придатком информационных систем, элементом им же созданной вычислительной машины. И уже ставится вопрос об искусственном тиражировании, клонировании человека. При этом он зачастую не задумывается о той цене, которую от него требует и еще потребует современная цивилизация за предоставляемые блага и удобства. Раздающиеся призывы ученых оценить смысл перемен человек не слышит. И не столько потому, что по природе своей он обладает леностью и жадностью. Homo sapiens - творческое, свободное существо. Уничтожить в нем творческое начало - значит уничтожить человека. В самой его природе заложен парадокс: развитие культуры, создание новой информационной среды дает человеку свободу, открывает новые возможности. Оно же ввергает его в доселе невиданное информационное рабство, ущемляющее все сферы бытия. Призывы остановиться и найти высший смысл бытия оказываются бессмысленными.

Новая природа создается не только вокруг человека как среда его обитания. Не столь быстро и заметно он и внутренне меняется, и далеко не всегда в лучшую сторону. Изучение жизни архаических

народов, особенно в XIX и XX веках, привело ученых и художников к выводу о том, что человек далекого прошлого вовсе не примитивен. Осознавая себя отдельной личностью, он одновременно чувствует себя не только членом рода, своего тотема, но и животным, и даже растением. Мифы народов мира, отражая это сознание, свидетельствуют не о бескультурии, а о возможности иной, доцивилизо-ванной культуры, обладавшей собственным смыслом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.