Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданский бойкот






Процитирую для начала оригинального американского мыслителя Генри Торо («О гражданском неповиновении»): «Человек не обязан непременно посвятить себя искоренению даже самого большого зла; он имеет право и на другие заботы; но долг велит ему хотя бы сторониться зла; и если не думать о нем, то не оказывать поддержки». «Что касается средств исправления зла, предлагаемых государством, то мне такие средства неизвестны. Слишком много времени они требуют, на это уйдет вся жизнь. А у меня есть другие дела. Я явился в этот мир не столько затем, чтобы сделать его местом, удобным для жилья, сколько затем, чтобы в нем жить, хорош он или плох. Человеку дано сделать не все, а лишь что-то; и именно потому, что он не может сделать всего, не надо, чтобы это что-то он делал неправильно». Отказать в моральной поддержке и доверии и тем, кто ныне при власти, и тем, кто к ней стремится и может, при стечении известных обстоятельств, заполучить ее – такова подлинная мудрость. Вот каким должен быть гражданский ответ на сегодняшние и возможные будущие безобразия власти. Прежде всего – не ходить на публичные мероприятия, организуемые провластными силами, а равно оппозицией, как бы вас туда не зазывали, не загоняли, не заманивали их организаторы. Ибо, участвуя в таких акциях, вы тем самым солидаризируетесь с нынешним или возможным будущим злом. - Вы за присоединение Крыма? - Конечно. А вы что хотели бы услышать от меня? - Прекрасно! Пойдемте на митинг «Крым – наш»! - Спасибо, не хочу. - Но почему? Вы же поддерживаете присоединение Крыма! - Не хочу и все. И отвяжитесь от меня! В другой ситуации. - Здравствуйте, сегодня у нас митинг оппозиции против беззакония властей предержащих. Присоединяйтесь к нам! - И не собираюсь! - Но ведь он официально разрешен. Все будет в рамках закона… - Все равно не пойду! - Значит, вы не хотите, чтобы Россия стала свободной? - Хочу. Но не пойду! Ведь я внутренне свободен от вашей борьбы за свободу. Точно так же проигнорируйте официальные праздничные мероприятия. В конце концов, лучше всего отметить Первомай у телеэкрана с бутылочкой. Ана площади пусть изображают солидарность весны с трудом профбоссы. Покиньте ряды любых партий, а также политизированных объединений, «идущих куда-то вместе с кем-то». А в день выборов лучший ваш выбор – господин Никто (Против Всех). Замечательный способ противостояния инициативам сверху – доводить их исполнение до края, до абсурда. Вам не разрешают проводить свои митинги, пикеты, «монстрации»? Что ж, бойкотируйте любые официальные митинги, шествия, демонстрации, откажитесь от любой солидаризации с запретителями. Есть дом, друзья, дача, лес, рыбалка, волшебный мир Интернета, зачем переться куда-то с флагом или плакатом? Даже от публичных политических дискуссий откажитесь, ибо каждая ваша неуклюже сформулированная фраза может быть сегодня квалифицирована как экстремизм со всеми вытекающими юридическими последствиями. Следуйте заветам Каллистрата Жакова («Добро и зло в религиях народов и в жизни»):

«Почтенный! Верно все, что думаете вы. Но есть и противоположное мнение. Как согласить вас?

Есть то, на что указываете вы, но есть еще и другое. И многое иное.

Можно смотреть на предмет с разных сторон, и вести бесконечные споры. Но что такое сам-то предмет, взятый в целом?»

 

Если вы уверен в том, что ваше кредо – истина, зачем спорить, пытаясь переубедить оппонентов? Пусть каждый останется при своем мнении. Не спорь ни с апологетами власти, ни с ее противниками, отойди в сторонку. Не участвовать, не состоять, не поддерживать, не одобрять, не оспаривать. Ответом на внедрение ювенальной юстиции, которую правящий режим все равно протащит, не мытьем, так катаньем, может стать радикальная асексуальность. Это сложно, но можно. Не пошлое «чайлд-фри», а то, что некогда называлось «духовным скопчеством». Вы мечтаете отбирать наших детей, мы же напрочь отказываемся не только от деторождения, а вообще от сексуальной жизни. Конечно, никто не станет следить со свечой, соблюдаете ли вы добровольно наложенный на себя запрет-обет, но есть Вышний «Господьнадзор», с ним и согласуйте свою жизненную стратегию. Бойкот, игнор, отказ, отрицание любых инициатив, идущих из столиц. Ведь для миллионов жителей российской провинции (а это – 90% населения страны) Москва и Питер – это Мордор и Изенгард, веками исторгавшие полчища «орков» – законов, декретов, указов, циркуляров, требовавших и предписывавших: перейти с прадедовского двуперстия на троеперстие, брить бороды, строить рыбацкие суда на западный манер вместо родного, мостить улицы северных городов булыжником взамен традиционных деревянных мостовых, записываться в колхозы, стучать на родных и близких, сеять кукурузу в тундре, вырубать виноградники в Крыму, поворачивать вспять реки, приватизировать предприятия в пользу новых столичных хозяев, зваться «северянами», а не «поморами», запрещавших добывать тюленя… И революционная зараза шла оттуда же, из столиц. А нам не нужен ни майдан, ни антимайдан. «Не желаю быть красным, не желаю быть белым», как поет Александр Новиков. Я не хочу ни укреплять вашу вертикаль, ни расшатывать и разрушать ее. Я хочу, как можно реже, вспоминать о ней, мне комфортней в моем городе, где до региональной и местной администраций рукой подать, они на одной площади стоят. С ними гораздо уютней, хотя и к ним тоже у меня, как у гражданина, немало вопросов. Москва для меня так же далека и чужда, как Вашингтон и Пекин, хотя и говорим мы на одном языке. Мне глубоко безразлично, будет ли она стоять, сгорит ли как в 1812-м. Вышесказанное не означает полный уход из общественной жизни. Зачем же: местные и региональные власти можно и нужно поддерживать, они рядом, от них непосредственно зависит наша жизнедеятельность. Есть общественная самодеятельность народа, «демократия малых пространств», те самые ТОСы, своеобразные микрогосударства в духе учения Лао Цзы.: «Хорошо смотреть на соседнее государство. Слушать, как там поют петухи и лают собаки». Разумеется, невозможен и полный разрыв с большим Государством. Как-никак, а конституционные обязанности исполнять придется, например, платить налоги. Иначе с вами произойдет то, что случилось с тем же Генри Торо, отказавшимся пополнять казну: прискакал шериф с ордером на арест и препроводил его в каталажку. Так что кесарю кесарево воздавать надо. А вот то, что ты делать не обязан – ходить на митинги-«путинги», поддерживать ту или иную партию и т.д. – не делай. Что власти предержащие с их державобесием, что оппозиция разной степени радикальности с ее свободобесием – скажи им: ваши радости – не мои радости, ваши горести – не мои горести. Оставьте меня! И я не собираюсь выходить на площадь «в тот назначенный час» – хоть Болотную, хоть Манежную, хоть «крымнашевскую». Они все мне отвратны. Они ничего полезного не сделали, не хотят, и не будут делать для меня и моего региона, Поморья. Взаимно… Неизбежно зададут еще такой лукавый вопрос: ну хорошо, вертикаль власти вам, как говорится, до лампочки. А что вы думаете о нашем дражайшем Национальном Лидере? Отвечу: мне он любопытен исключительно как историческая фигура, своего рода российский Октавиан Август, бесспорно, заслуживающий уважения. Только вспомним римскую историю: кто там Августу наследовал? Тиберии, Клавдии, Калигулы. До того, как воцарился следующий путевый император, Веспасиан, прошло более полстолетия. Вот и вослед нашему Августу наверняка придет какая-нибудь злобная мелюзга. А мне плевать на Рим, «лучше жить в глухой провинции у моря», прав поэт. Как учил Лао Цзы, лучший правитель – тот, существования которого подданные не замечают, просто знают, что он есть, далее, по нисходящей – тот, кого обожают, тот, кого ненавидят и тот, над кем насмехаются. Наш президент относится ко второй категории правителей, думские законодатели – к последней, между ними – экономический блок правительства. О правителе первого типа мы можем только мечтать. В наших специфических условиях самовластие «патриотическое» неизменно будет сменяться тоже самовластием, но «либеральным», т.е. хрен редькой. Эскапист – это звучит гордо Так, значит, выход – в уходе, бегстве, эскапизме. Но куда? В суицид, в секты – упаси Боже! За кордон? Но если вам противна не только российская политическая действительность, но и Запад с его безумной толерантностью, и Восток с его тысячелетним деспотизмом, и соседка Украина с ее перманентным политическим хаосом? Остается духовная эмиграция. «В этом мире того, что хотелось бы нам, нет». Но мы не собираемся его менять. Чтобы не сделать хуже, чем есть. Что же делать? Куда бежать? Был замечательный опыт русского старообрядчества, сумевшего создать в лесах Поморья государство в государстве – Выгорецию со своей самобытной культурой, эффективной экономикой, специфическим социальным устройством, просуществовавшего полтора века. Но в наши дни едва ли найдется в России уголок для организации чего-либо подобного, все давно вычислено, измерено, нанесено на карты. Едва ли современные «автономные поселения», общины единомышленников, ушедших в тайгу, способны сотворить хоть сотую часть того, что сумели Выгорецкие старцы, не только выжившие во враждебном им религиозно-политическом окружении, платя двойной налог и с замиранием сердца ожидая каждой смены властителя на троне (что-то сулит новая власть), но, вопреки всему, весьма преуспевшие. Увы, но их исторический опыт нам повторить не удастся. Так как же быть? Снова процитирую:

«Основная проблема позднесоветских почвенников, «русской партии» заключалась в том, что ни образ жизни общества, ни они сами не соответствовал декларируемым идеалам. И почвенники принялись создавать некую «Русь Небесную» - особую виртуальную реальность, где существовал выдуманный русский народ и выдуманные русские люди. Почвенники и сами такими не были, и фактически не стремились переделать общество в соответствии со своими идеалами. Они лишь использовали несовершенную земную жизнь для подпитки прекрасной и гармоничной виртуальной реальности. Где не было места для несовершенства, и даже страдание и поражения были прекрасны.

Конечно, из этого принципа бывали и отрадные исключения. Это и борьба за сохранение памятников культуры в рамках ВООПИК, и активная жизненная позиция С. Семанова. Но основное направление было всё же виртуалистичным. Тем более что многие почвенники были людьми творческими и активно занимались созданием искусственных реальностей.

Много говорят о неуспешности " русской партии", консерваторов-патриотов-государственников постсоветского периода. Однако ими создан вполне жизнеспособный виртуальный мир, мифологический образ имперской России. В него, в отличие от " жизненной практики", они действительно вложились. И миф вполне имеет шанс на самостоятельную жизнь, отличную от наличной реальности. Что отчасти мы уже наблюдаем. Поступая и живя совершенно по-иному, почвеннический миф о России будут " иметь в виду". Как, например, правители франкского королевства IX столетия соотносили себя с Августом или Траяном. Обитая совершенно в иной реальности и поступая, чувствуя и мысля себя совершенно по-иному. Однако всё ж соотносили...»

Семен Резниченко, постоянный автор «Агентства политических новостей», у которого я взял эти строки (https://www.apn.ru/publications/article34960.htm), уловил самую суть: создавай, твори собственную виртуальную реальность, будь то «Русь Небесная», сакральная империя или идеальный образ Поморья.

Небесная Родина – наша мать, а не злая земная мачеха, которой мы обязаны повиноваться, но не обязаны любить ее. Под этими строками охотно подпишутся наши либералы, но у меня с ними одно существенное расхождение: для них мачеха – эта страна, а для нас – этот мир. Наше царствие – не от мира сего, параллельная Вселенная Хью Эверетта.

«В воображении я часто рисовал себе неведомую страну Катурию с ее великолепными рощами и дворцами и пытался угадать, какие новые наслаждения ждут нас там. Катурия, говорил я себе, это обиталище богов, страна бесчисленных городов, построенных из золота. В лесах ее растут алоэ и сандаловые деревья, такие же, как в благоуханных рощах Ламорина, и в их ветвях веселые птицы насвистывают приятные мелодии. На зеленых, усыпанных цветами, горах Катурии стоят замки из розового мрамора, богато украшенные скульптурными и живописными изображениями триумфов, а во дворах прохладные серебряные фонтаны с очаровательным музыкальным звоном брызжут ароматной водой, приходящей из рожденной в пещерах реки Нарг. На зеленых, усыпанных цветами, горах Катурии стоят замки из розового мрамора, богато украшенные скульптурными и живописными изображениями триумфов, а во дворах прохладные серебряные фонтаны с очаровательным музыкальным звоном брызжут ароматной водой, приходящей из рожденной в пещерах реки Нарг.»

Великий сновидец Говард Филипс Лавкрафтведет наш белый корабль в виртуальном море. До встречи в Катурии! Здравствуй, Небесная Россия, Гиперборея, град Китеж. Беловодье, сокровенное Поморье! Анатолий Беднов





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.