Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические состояния






Психические состояния (эмоциональные психические состояния) отражают переживания человека, его эмоции и чувства. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику. Радость, печаль, гнев, обида и др. – все это различные состояния, выражающие отношение человека к действительности. Чувства более устойчивые эмоциональные состояния личности. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, интеллектуальные, эстетические и т.д.

Чувства и эмоции играют важную роль в деятельности и поведении человека. Чувства связаны с потребностями личности. Удовлетворенные потребности вызывают положительные чувства: радость, гордость, счастье, эйфорию и т.д.; неудовлетворенные потребности порождают печаль, горе, неудовольствие. Но они же служат и стимулом к действиям, так как побуждают человека к поиску путей удовлетворения потребностей и к тому, чтобы испытать положительные эмоции. Выделяют высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические.

Для учителя важно также быть способным к проявлению эмпатии. Эмпатия - процесс сопереживания, включение в эмоциональное состояние другого человека. Понять другого человека – это прежде всего понять его чувства и переживания.

Роль эмоциональных состояний учащихся в учебной деятельности в целом огромна. С каким настроением учащийся готовит задание, нет ли у него страха сделать ошибку, готов ли он с увлечением заниматься, заучиванием, переписыванием, решением задач и т.д. Для учителя важно создавать ситуацию успеха учащегося на уроке. Замечать хорошее, рост ученика, его продвижение.

Для педагогической деятельности важно, чтобы педагог различал такие психические состояния, как стресс, аффект, фрустрацию, которые может переживать учащийся. Стресс – эмоциональное напряжение. Играет положительную роль, если служит мобилизации усилий, преодолению трудностей, например, в учебе. Отрицательный смысл – в устойчивых, затяжных переживаниях, когда уровень напряжения превышает адаптационные возможности человека. Аффект – бурная эмоциональная реакция, которая протекает в очень короткий временной промежуток. Справиться с аффектом очень сложно. Учитель никогда не должен создавать ситуации, в которых у ученика может возникнуть состояние стресса или аффекта. Важно уметь предупреждать эти напряженные состояния и научиться управлять как собственным поведением в ситуациях напряжения, так и поведением учеников. Эмоциональное состояние учителя часто определяет успех его деятельности.

Воля

Психические состояния человека, связанные с проявлением воли (волевые психические состояния) возникают как следствие совершения волевых действий, проявления волевой активности человека. Воля – есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,

связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Структура волевого акта. Различают простое волевое действие, когда побуждение переходит в самодействие почти автоматически, и сложное волевое поведение, когда человек осознает мотивы, намерения, цели действия, его последствия, вырабатывает план.

Учителю необходимо воспитывать как собственные волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, решительность, организованность, дисциплинированность и др., так и волевая активность учащихся, которую им нужно проявлять в учебной деятельности.

 

 

76. Формы и методы воспитательной работы с учащимися в современных условиях.

 

Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности с целью воспитания. Главная особенность воспитат. дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательные дела должны иметь коллективный и творческий характер. Обычно воспитательные дела организуют в свободное от учебных занятий время, т.е. в часы досуга. В интересных, содержательных, увлекательных воспитательных делах дети участвуют добровольно. Учитывая, что досуговая деятельность по своему содержанию может быть социально значимой, т.е. способствовать всестороннему развитию личности (такова вся деятельность, пронизывающая внеклассные воспитательные дела), то все воспитательные дела, организованные в часы досуга, являются формами, в которых оказывается досуговая деятельность школьников. Следовательно, каждая форма досуговой деятельности должна быть воспитат. делом.


Если рассматривать воспитательные дела как олицетворенные системные образования, можно выделить их обобщенную структуру:

· • целеполагание, планирование;

· • организация и подготовка;

· • непосредственное осуществление дела;

· • анализ достигнутых результатов.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующих условиям школьной жизни, которое постоянно меняется. Часто основы их содержания и методики черпаются из популярных игр телевизионных передач (КВН, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Отгадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.). Значительный вклад в разработку новых форм воспитательной работы сделано 1. П. Ивановым (80-е годы XX века) и Н. Е. Щуркова (90-е годы XX века).
Всю многообразие форм воспитательной работы с учащимися разделяют на три группы — в зависимости от основной задачи, которое реализуется в процессе использования той или иной формы:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (сборы, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и т.д.);
2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и т.п.);
3) развлекательные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.п.).
Каждая форма, которая используется в педагогическом процессе, помогает реализовывать не одну воспитат. задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего — в вопросах менеджмента) и выработку у них управленческих навыков. С этой целью педагоги используют в качестве организаторов этих форм работы не только способных учеников, но и тех, кто изначально не проявляет организаторских способностей. При этом, в частности, заключается смысл регулярного изменения органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в различных сферах школьной жизни как можно большего числа учащихся.
Развлекательные формы работы не могут и не должны выполнять только развлекательну функцию: они будут развлекать по-настоящему только тогда, когда будут вносить в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестное и уверенность в собственной значимости в системе межличностных взаимоотношений. Чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию дела, привлечь к ее организации и проведению максимальное количество участников (в оптимальном случае — все участники должны чувствовать себя ответственными организаторами формы работы, которая проводится), сделать так, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.
Развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманные, подготовленные и проведенные) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

На современном этапе внимание педагогов акцентируется на личности, индивидуальности. Понятие «личностно-ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученике» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа усвоения содержания образования и формирование определенных черт характера. В связи с этим нового, более глубокого смысла приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательной дела. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальное учета особенностей воспитанника и организацию деятельности и взаимоотношений каждого согласно присущих ему возможностей, а с другой — адаптацию всех к социальным условиям неминуемой сотрудничества с индивидами широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д.
Если в обучении деятельность по развитию интеллекта по своей сути является индивидуальной, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другим или (что случается чаще) с другими, не во всем похожими, а нередко и во многом несхожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса наибольшей степени выражается в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по числу участников этого процесса является более актуальной, чем в учебе.
Однако это не означает, что средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака формы воспитательной работы разделяют на три группы:
1) словесные (собрания, митинги, информации, беседы, диспуты, дебаты и т.д.), в холле которых используются словесные методы и виды общения;
2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды, коллажи и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов — зрительного восприятия воспитанниками образцов взаимоотношений, действий и т.п.;
3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов конкурсах и т.п.), основу которых составляют практические действия воспитанников, которые изменяют объекты их деятельности.
Чем отличается эта классификация форм воспитательной работы от классификации методов? Отличие состоит в том, что когда классифицируют методы по источнику знаний, то рассматривают отдельные методы как самостоятельные пути решения дидактического задания. Например, объяснение — самостоятельный метод и может быть использован независимо от других. А любая словесная форма воспитательной работы не ограничивается одним методом. Во время проведенного собрания могут и объяснять, и рассказывать, и дискутировать. Практические формы работы также предполагают не только выполнение упражнений или графических работ, а всегда подразумевается использование нескольких (многих) методов в определенном сочетании (как и не одного, а нескольких виде ~ деятельности). В этом заключается суть полиморфности формы педагогического процесса.
Источники полиморфности формы — в многоплановости отдельного педагогической задачи, в продолжительности его решения, не ограничивается временем взаимодействия воспитателя с воспитанником, в тесной взаимосвязи педагогических задач, в динамичности и недискретности педагогического процесса. Все это можно «преодолеть», многообразную совокупность задач можно решить только благодаря использованию формы, а не благодаря использованию какого метода, даже совершенного, правильно подобранного т.д. Для воспитательной работы это характерно в еще большей степени, чем для учебной: в учебе по результатам использования одного метода может быть создано иллюзию решения педагогической задачи в виде усвоения определенной суммы знаний, формирование определенного умения. Однако педагогическая задача, которая решается в учебе, не ограничивается знаниями и умениями. Существенными ее составляющими является формирование взаимоотношений, разностороннее развитие ученика-воспитанника. А это может быть обеспечено лишь определенным сочетанием средств и методов их применения, т.е. в рамках форму, соответствующую всем содержания задачи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.