Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические процессы. Психические феномены условно делятся на: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.






Психические феномены условно делятся на: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Психические процессы в свою очередь подразделяются на: познавательные (когнитивные), эмоциональные, волевые.

Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

 

Ощущения – ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

Виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые. В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), которые специализировались на отражении различных видов движения материи. Так, кожные рецепторы отражают механические воздействия, слуховые – звуковые колебания; зрительные – электромагнитные колебания. В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В процессе восприятия формируется образ целостного предмета, но он не сводится к простой сумме ощущений. В акте восприятия каждый предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Оно предполагает выделение основных и наиболее существенных признаков предмета с одновременным отключением от несущественных. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность. Среди видов восприятия, требующих особого внимания педагога, выделяют такие, как восприятие человека человеком, восприятие информации, восприятие времени и др. При восприятии человека человеком необходимо помнить о наличии так называемых «эффектов восприятия» («инерция первого впечатления», «эффект ореола» «стереотипизация») и др.

При восприятии времени может нарушаться точность восприятия и, например, под действием темперамента время может недооцениваться или переоцениваться. Так, учителя - сангвиники и холерики обычно недооценивают время. При планировании урока, если такой учитель подобрал недостаточное количество материала, ему нечем будет занять учеников. Учителя-флегматики, наоборот, слишком затягивают урок, не успевают выполнить запланированное.

При восприятии информации необходимо учитывать фактор ее искажения, когда некоторые фрагменты информации выпускаются, дополняются, замещаются, что может существенно нарушать коммуникацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.