Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системная концепция внимания. Взаимосвязь с потребностями и целями.






Система-это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

С точки зрения системной концепции (Горбатенко А.С.) функция внимания обусловлена открытостью и избыточностью психики, что, с одной стороны, является важнейшим условием развития психики, но, с другой — затрудняет достижение конкретной цели.

Функция внимания состоит в том, чтобы: 1) из множества одновременно действующих потребностей и мотивов зафиксировать психику на одном актуальном мотиве 2) из множества образов, актуализированных этим мотивом, зафиксировать психику на одной поставленной цели 3) из множества возможных действий зафиксировать психику на тех, которые ведут к достижению цели и удовлетворению актуального мотива. В том случае, если потребность не удовлетворена и мотив не «снят», внимание опять фиксирует этот мотив как наиболее актуальный, и все повторяется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена; если данный мотив удовлетворен, внимание фиксирует новый актуальный мотив и т. д.

С точки зрения системной концепции психики функция потребностей и мотивов как одного из элементов функциональной системы - психики, состоит в целеполагании и активизации психики для достижения цели.
Функции внимания. Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста.

5.Виды внимания: непроизвольное внимание

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями этого объекта как раздражителя (сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик). Оно возникает без волевых усилий. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности.

Причины возникновения непроизвольного внимания: объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность); структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные); интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание; новизна, необычность объектов; резкая смена объектов; субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему; отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

В зависимости от внутренних условий непроизвольное внимание имеет 3 разновидности.

1)вынужденное: включается при воздействии многократно повторяющихся сигналов (мигание)или раздражителей высокой интенсивности (звук сирены). 2) невольное, ориентированное на потребности(книга по кулинарии для повара).3) привычное, связанное с намерением выполнить ту или иную деятельность.

Согласно представлениям И.П. Павлова, внимание отражает наличие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции тормозит соседние области коры больших полушарий, и при этом все психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте. Согласно современным научным данным своеобразным фильтром, отсеивающим часть информации, и пропускающим к коре только новые и важные сигналы служит таламус.

6. Виды внимания: произвольные и послепроизвольное внимание

Преднамеренное (произвольное) внимание — это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек стает перед собой в той или иной деятельности. Организованность означает, что мы сознательно организуем необходимые для данной деятельности психические процессы. Повышенная устойчивость позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Выделяют также: волевое(осознанно выбранное), выжидаемое (следим за погодой), спонтанное (вызванное интересом).

Послепроизвольное внимание возникает после определенных волевых усилий, но когда человек настолько способен увлечься работой, что начинает легко сосредотачиваться на ней. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

 

7. Устойчивость — это способность человека продолжительное время удерживать внимание на одном и том же объекте или виде деятельности. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это, прежде всего, упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Устойчивость внимания у каждых людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. В это же время устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе. Необходимое условие устойчивости-разнообразие впечатлений или выполняемых действий, однообразие снижает уст-ть. Cвойство, противопол-е уст-ти- отвлекаемость. Отвлекаемость проявляется в колебаниях внимания. Колебания (флуктуация) внимания — это кратковременное непроизвольное усиление или ослабление внимания. Колебания наблюдаются даже при наличии устойчивого внимания (обычно с периодичностью в 6-12 с). Данный феномен имеет место, в частности, когда мы рассматриваем картинки с двойными изображениями, которые попеременно воспринимаются нами то как фигура, то как фон.

Этапы работоспособности: 1)фаза врабатывания(от 1сек до 15 мин)2)фаза относительно устойчивого внимания3)э тап снижения внимания

8.Св-ва внимания: переключение и распределение внимания.

Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета (или вида деятельности) на другой. Переключение внимания можно назвать своеобразной его перестройкой в связи с изменением задачи познавательной деятельности. Различают: преднамеренное (произвольное- сопровождается участием волевых усилий) и непреднамеренное (непроизвольное).

Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека: одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, другие — медленно и с трудом. Способности к переключению внимания: около 45 % женщин -быстро переключают внимание с одного дела на другое, 15 % - медленно; мужчины- 18 и 38 %.

Различные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, а работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание. Одни люди бывают внимательными (могут сосредоточить свое внимание на самом главном, отличаются помехоустойчивостью), другие невнимательными (преобладает импульсивное внимание), третьи-рассеянными (это результат невоспитанности внимания). У очень занятых людей м.б. мнимая рассеянность, как результат концентрации вн-я на очень важной деятельности. Внимание м.б. инертным и подвижным.

Распределение внимания — это умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая их в своем сознании. Например, учитель объясняет урок и следит за классом. Способность распределять внимание у разных людей различна. Утверждают, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение-шофер, летчик, педагоги. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений и навыков, поэтому не следует предлагать им выполнять одновременно два дела или при выполнении одного задания отвлекать внимание ребенка на другое. Однако развивать это умение необходимо.

9.Св-ва внимания: концентрация внимания.

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании познаваемых объектов. Степень или силу сосредоточенности характеризуют концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или видом деятельности. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от указанного предмета или вида деятельности при помощи посторонних раздражителей. В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания до глубокой поглощенности и даже одержимости. Свойство прямо пропорциональное степени внимания и обратно пропорциональное объему. Чем меньше круг объектов внимания, тем концентрированнее внимание.

Вторичные и несобственные свойства внимания: объем, колебания, рассеянность. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от жизненного опыта человека, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем необъединенные. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2 объекта. Особенность- практически не меняется при обучении и тренировке.

Отвлекаемость вн-я выражается в колебаниях внимания, т.е. в периодическом ослаблении вн-я к конкретному объекту или деятельности. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя-под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя- под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к тому, чем занят человек. Колебания вн-я наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Различные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, а работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание. Одни люди бывают внимательными (могут сосредоточить свое внимание на самом главном, отличаются помехоустойчивостью), другие невнимательными (преобладает импульсивное внимание), третьи-рассеянными (это результат невоспитанности внимания). У очень занятых людей м.б. мнимая рассеянность, как результат концентрации вн-я на очень важной деятельности. Однако, подлинная рассеянность может быть связана с расстройством нервной системы, утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, это м.б. связано со значительным количеством полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.

10. О памяти в истории.

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Таким образом, память-это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт в своей деятельности, в ней хранятся знания и навыки. Понятие памяти как деятельности явилось самым существенным достижением психологии памяти 1930-1940 годов. Смирнов А.А. и Зинченко П.И. раскрыли новые законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи. П.И. Зинченко писал, что общей единицей непроизвольного и произвольного запоминания является действие человека. Память рассматривалась, как продукт исторически развивающейся предметной деятельности.

Процессы памяти носят название мнемических (от греч. mnemonikon-искусство запоминания) процессов. У до человеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты..).

Большинство мыслителей древности так или иначе обращались к вопросу о том, что же представляет собой память. Великий древнегреческий философ-идеалист Платон (IV век до н.э.) создал теорию, которая носит название " гипотезы восковой доски". Платон считал, что память подобна воску, на котором отпечатываются все предметы, которые с ним соприкасаются. Память человека точно таким же образом запечатлевает весь его опыт. Забывание же подобно стиранию, изнашиванию этих отпечатков со временем. Ученик Платона Аристотель считал, что запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения. Он считал, что в основе памяти лежат ассоциации (связи) как основной механизм возникновения образов без видимых внешних раздражителей. Предметы и явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Выделяют: ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту, по смыслу. Св.Августин: «Прошлое обязано своим существованием нашей памяти. Время существует только потому, что о нём помнят». А.Бергсон: «Память- «гарант» постоянного обновления сознания. Прошлое не исчезает, оно живет в нас всегда, а личность непрерывно «синтезируется» из прежнего опыта и новых впечатлений, творит саму себя».З.Фрейд выдвинул теорию о существовании трех видов памяти: сознательной, предсознательной и бессознательной. Сознание, таким образом, определяется в основном тем, что человек слышит, видит или чувствует. Предсознательное состоит из таких воспоминаний, которые не осознаются в данный момент, но которые можно вспомнить или активизировать, например дни рождения или умение управлять велосипедом. Бессознательная память включает в себя воспоминания и опыт, которые человек не осознает. Они находятся глубоко в памяти, и доступ к ним затруднен». Жане трактует память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Смысловая память (память-рассказ)- действие, изобретенное людьми в ходе их исторического развития, служит для передачи друг другу важных сообщений и отличается от реминисценции (древний слой памяти), кот. носит непроизвольный характер. У.Джеймс: «важнейшим элементом сознания является оживание в сознании образа минувшего явления, его копии».

Примеры феноменальной памяти. Историки утверждают, что А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех тысячи своих солдат. А.И.Куинджи по памяти писал портреты. Академик А.Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Сегодня в Индии есть люди, которые помнят все песни Махабхараты в 300 тысяч строк. Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

11. Образная и эйдетическая память. Виды памяти вычленяются в соответствии с критериями: 1 ) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2 ) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3 ) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на КП, ДП и оперативную.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную (образ лица близкого человека); слуховую (звучание любимой песни); вкусовую (вкус любимого напитка); обонятельную (запах любимых духов); тактильную (мягкая спинка котенка). На характер успешного запоминания и воспроизведения влияют: 1) содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия; 2) легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов.

Эйдетическая память - вид зрительной памяти человека, связанной со способностью четко и детально, восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Примером «фотографической памяти может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. Такой вид памяти имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти развивается, например, у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного.

12. Эмоциональная и двигательная память. Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Двигательная память у ребенка возникает к первому месяцу жизни и выражается в двигательных рефлексах, а к 1 г. жизни достигает того уровня, кот. необходим для усвоения речи. Двигательная память у детей дошкольного возраста позволяет им уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается. Эмоциональная память может быть прочнее других видов памяти: иногда от давно прошедших событий остается только чувство, впечатление. На основе эмоциональной памяти могут развиваться, так называемые, безотчетные эмоции. Безотчетные эмоции, вызываемые неосознаваемыми раздражителями - довольно обычное явление при многих невротических состояниях. Как отмечает П.Б. Ганушкин, на эмоционально лабильного человека может действовать такая масса не учитываемых мелочей, что иной раз даже он сам не в состоянии понять почему ему так тоскливо, безотчетные эмоции могут возникать у практически здоровых людей в экстремальных условиях, при напряженной работе, особенно требующих быстрых переключений внимания, умственном утомлении и т.д. Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

13. Словестно-логическая память. Словесно -логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти. В соответствии с гипотезой П.П. Блонского, виды памяти представляют собой генетически различные уровни памяти. Они появляются в онтогенезе не одновременно: раньше всего выступает двигательная память, вскоре за ней эмоциональная, несколько позже - образная память и гораздо позднее словесно-логическая. Единство видов памяти и ее целостность. Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью, мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессевсе виды памяти взаимосвязаны. Так по мнению У. Джеймса, нет единой способности к запоминанию, а есть множество различных видов памяти со свойственными им специфическими закономерностями.

 

14.Непр. и произвольная память. Непроизвольная - имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия. Часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Непр.память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Эффективность произ.памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания.

 

15.Запоминание. Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определ-ми хар-ми. Осн. хар-ми памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Всем процессам памяти присущи эти хар-ки, в том числе и запоминанию. Объем памяти. Определяет, какое максимальное количество информации может быть в ней сохранено. Скорость воспроизведения. Обусловлена быстротой извлечения нужной информации из памяти. Скорость запоминания. Быстрота усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Точность воспроизведения. Способность человека точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность хранения инф-ии. Определяется периодом от ее запоминания до забывания. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. Непр-ое зап-е — это зап-е без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий (развито в детстве, у взр-х ослабевает) Произв-е зап-е – это целенаправленное зап-е, с пом-ю спец-х приемов зап-я. На эфф-ть произв-го зап-я материала оказывают влияние процессы понимания и повторения. Приемы заучивания: механическое многократное повторение, логический пересказ, образные приемы(перевод информации в образы, схемы), мнемотехнические приемы. Д.Карнеги советовал использовать 3 «естественных закона запоминания»: впечатление, повторение, ассоциация. Следует отметить, что при прочих равных условиях пр-ое запоминание заметно продуктивнее непр-го запоминания.

16.Сохранение и забывание. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения. Сохранение м.б. динамическим (в оперативной памяти) и статическим (в долговременной памяти). Различают несколько форм сохранения, названия которых совпадает с соответствующими видами памяти: реконструктивное (сохраняются общие признаки инф-ии, детали теряются), репродуктивное(запоминаются оригинальные элементы объекта), эхоическое (слуховое) и эпизодическое (фиксация эпизодов). Забывание –процесс частичной или полной утраты инф-ии. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. Низкая продуктивность механического забывания была установлена в опытах Эббингауза. Через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. В исследованиях А.Пьерона было обнаружено, что более целесообразным является так называемое распределенное заучивание, нежели концентрированное. Он предлагал испытуемым запомнить ряд из 18 слогов с интервалами в 30 сек, 1, 2, 5, 10, 20мин, 24и 28ч. Оптимальными оказались интервалы от 10 мин до 24ч.

В психологии имеют место 2 осн.теории забывания: угасания следов и интерферирующего торможения. Согласно 1-ой из них, забывание-естественный процесс постоянного угасания следов памяти. Согласно, второй, заб-е-результат отрицат-го влияния предшествующей (проактивное, направленное вперед торможение) или последующей (ретроактивное, направленное назад торможение) деятельности.

Забывание может быть связано с различными факторами: 1)времени, 2)зависимостью от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее, 3)степенью активности использования имеющейся информации; 4)работой защитных механизмов нашей психики, кот. вытесняют в подсознание травмирующие нас ситуации.

17.Воспроизведение. Это мнемический процесс воссоздания (восстановления и реконструкции) сохраненной раннее и актуализированной информации. Оно имеет три формы: узнавание; воспроизведение(непроизвольное); припоминание (произвольное воспр-е). Узнавание — это кратковременное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение — это непосредственное воспоминание, происходящее в данный момент (например, при чтении книги). Произвольное воспроизведение — это осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Припоминание — наиболее активная форма воспроизведения.

Описание человеческой памяти во многом стало идентично характеристике работы компьютера. Согласно когнитивистам, информация кодируется, хранится (архивируется) и извлекается. Кодирование предполагает отбор значимой информации и ее преобразование в адекватную форму хранения. Хранение — это накопление и удержание информации в сознании с целью ее дальнейшего использования. Извлечение — это процесс актуализации и воспроизведения информации с помощью узнавания и воспоминания.

Реминисценция(Р.) – более полное и точное воспроизведение сохраненного в П. материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным), при условии, что с момента заучивания испытуемый не занимался дополнительными упражнениями в выполнении данного задания.

Явление Р. изучалось в рамках 2-х частных вопросов. Первый касается количественного улучшения сохранения при последующих воспроизведениях (феномен Бэлларда), а второй – количественного улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта (феномен Уорда-Ховлэнда).

Эти два подхода предполагают, что Р. является синонимом «количественного улучшения П.». Однако, значение термина при этом слишком сужается, т.к. припоминание ранее не воспроизводимого материала может сопровождаться забыванием, кратковременным или полным, других мнемических ответов, которые были правильно воспроизведены во время предыдущего воспроизведения. Феномен Бэлларда. Испытуемые должны были заучивать разный материал (стихи, отрывки прозы и т.д.) за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения. Результаты показали, что воспроизведение становится максимальным через 2 или 3 дня. Т.о., Р. является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Гипотеза Брауна (наиболее удовлетворительное истолкование феномена Бэлларда):

Отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым вероятность их припоминания при последующем воспроизведении; этот процесс благоприятствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи.

18. 2 и 3ур-е теории памяти. Память есть совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.1. Информация перерабатывается поэтапно. Анализ информации начинается с момента поступления стимула в одну из сенсорных систем. Время между стимулом и ответом на него разбивается на короткие интервалы, каждый из которых соответствует определенному уровню переработки информации. Кроме того, разным этапам соответствует разная форма, в которой представлена информация о стимуле, и различное время хранения информации. Следовательно, имеются два основных критерия, согласно которым и выделяются основные подсистемы памяти: 1) время хранения информации, 2) форма представления информации (вид кодирования).На каждом этапе информация подвергается обработке под влиянием различных регуляторных процессов (процессы повторения, внимания и др.).2. Емкость систем ограничена. Для каждого этапа существует предел способностей человека к переработке информации.

Теория двойственности (Нормана): память человека условно разделяется на 2 уровня: кратковременная и долговременная память.Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается, либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция, выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП; 2. предохранение материала от выталкивания; 3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Теория множественности (Аткинсона): любое знание на выходе является результатом трансформации посредством трех систем: сенсорная память, КП и ДП. КП - обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти. В кратковременной памяти может храниться ограниченное количество единиц информации (не более 72). ДП - обеспечивает продолжительное (часы, годы, десятилетия) удержание информации и навыков. ДП характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Сенсорная память -обеспечивает удержание в течение очень короткого времени (менее 1 с) результатов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

19.Сенсорная. Ик-я и эх-я память. Сенсорная память- подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно не более 1 с) продуктов сенсорной обработки информации, которая поступила в органы чувств. С. п. характеризуется большим объемом хранящейся информации; Основная функция С. п.— обеспечить условия, необходимые для предварительного анализа стимула и перевода информации о нем в кратковременную память. Эта система «непосредственных отпечатков» удерживает точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Регистры – зрительный (иконическая память), слуховой (эхоическая память), обоняния, вкуса.

В 1961г. Сперлинг провел эксперименты на определение объема визуальной КП. Он предъявлял испытуемым матрицу в каждой клетке которой была написана буква. Через некоторый интервал испытуемому подавался звуковой сигнал, отличающийся по высоте тона и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Эта память получила название иконической(время хр-я инф.- 0.3-1с).

Эхоическая память. В слуховой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. Найссер ввел в 1967 г. понятие эхоической памяти (вр. хр-я-0, 25-2с). Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.

20. Кратковременная -подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из ДП. Основные хар-ки КП: 1).время хранения информации при отсутствии повторения-от 20 до 30с (установлена опытами Л. и М. Петерсонов, 1959г, через18с в памяти остается 10% исходной информации); 2)объем КП-она может одновременно обрабатывать 7 + 2 элемента (установлен опытами Дж.Миллера, 1956г); 3)форма хранения информации-акустический код и зрительное кодирование(эксперимент Познера: время реакции при предъявлении пары «Аа» было больше по сравнению с парой «АА», что было бы невозможным, если бы буквы определялись только по слуховым кодам); 4)механизм забывания-замещение или вытеснение прежних элементов новыми (Миллер). Одним из факторов, доказывающих правомерность выделения КП-синдром Милнера: при поражении опр-й области головного мозга(гипокампа) давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются.

Временные границы КП и ДП: в ходе исследований Глензер и Кунитц, 1966г был обнаружен эффект первичности (первые слова списка запоминаются легче) и эффект недавности(последние слова также запоминаются лучше). Отличие от ДП: КП не обладает прочностью и легко разрушается задачей на обратный счет (Айзенк, 2002г). Ряд психологов отрицают само существование КП. Информация, по их мнению может поступать непосредственно из сенсорного хранилища в ДП. Такую возможность допустили авторы теории оперативной (рабочей) памяти Бэддели и Хитч (1974г). Согласно определению, данному А. Бэддели, промежуточная, рабочая память (далее РП) – это система, предоставляющая временное хранилище для информации и осуществляющая с ней манипуляции, необходимые для решений сложных когнитивных задач.
Объем рабочей памяти ограничен, материал, не используемый в данный момент для решения поставленной задачи, либо переходит в долговременное хранилище, либо теряется.
А. Бэддели и Г. Хитч выделили три основных компонента рабочей памяти:
основным является центральный процессор, который координирует работу двух других подсистем – буферов: фонологической петли, работающей с вербальной информацией, и визуально-пространственной матрицы, отвечающей за переработку зрительной информации. Информация поступает в буферы рабочей памяти из первичного сенсорного хранилища. Фонологическая, или артикуляторная петля, в свою очередь, подразделяется на
собственно хранилище для речевого материала (по времени не более 1, 5 – 2 сек) и
процессы субвокального повторения (повторения «про себя»), препятствующего угасанию следа в памяти. Зрительно-пространственная матрица имеет пространственную и зрительную подсистему. Первая связана с информацией о форме стимулов, а вторая – с информацией об их локализации в пространстве. Механизм функционирования рабочей памяти был установлен С.Стернбергом: в рабочей памяти имеет место полный последовательный хар-р обработки. (Испытуемым предлагали 2 ряда цифр: 3, 6, 9, 1 и 6, 3, 5, 8. Вопрос: «Встречали ли они цифру 5». Время на обработку 2-х рядов оказалось одинаковым; второй эксперимент: в 1 ряду больше цифр, чем во 2-результат: время на обработку первого ряда больше).

21.Долговр-я - это подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений, навыков и характеризующаяся неограниченным объемом сохраняемой информации. Основные хар-ки ДП: 1)время хранения-велико и неограниченно; 2)емкость-гипотеза неограниченности; 3)Форма хранения информации-семантический код (есть предположение, что м.б. задействованы зрительный и слуховой коды). Информация в ДП организована по принципу ассоциаций; 4)Забывание-в соответствии со следующими гипотезами: участие следов памяти; в результате интерференции; вообще отсутствует, но информация по каким-либо причинам становится недоступной.

ДП рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от КП, где припоминание не требуется, при ДП оно необходимо всегда и при этом нередко требуются волевые усилия.

Одна из концепций, показывающая совместную работу КП и ДП, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. В соответствии с этой теорией ДП представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда она находится в КП. Перевод информации из КП в ДП нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в ДП. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в ДП этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Существенную роль в ДП играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным.

Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание.

Модели семантической организации ДП: кластерная, групповая и модели, основанные на семантических признаках. Их центральная идея -существование семантических признаков, которые могут в сочетании друг с другом передавать смысл понятий. Эти типы моделей нельзя полностью разграничить, все они взаимосвязаны.

Кластерная(сетевая) модель: описывают ДП как чрезвычайно обширную сеть связанных между собою понятий и рассматривают память как пучок ассоциаций. Считается, что предметы, концептуально близкие друг другу, тесно ассоциируются в сетях ДП. Пример: воспоминание о голубе скорее всего будет храниться вместе с воспоминаниями о всех птицах. Авторы модели Куиллиан(1969г) и Боуэр (1973г).

Групповая модель(теоретико-множественная): в основе ее лежит предположение, что семантические классы представлены в ДП в виде групп, множеств, совокупностей элементов информации; понятия объединяются не только по категориям но и по признакам. Пример: по наличию крыльев перьев. Автор Мейер, 1970г.

Модель сравнительных семантических признаков. Т от или иной семантический класс может быть представлен в ДП как набор атрибутов, или признаков. В памяти хранятся 2 типа признаков:

1)определяющие- те что образуют существенные аспекты значения слова без которых слово не может быть отнесено к данной категории; 2)характерные- те что свойственны элементарно несущественны для отнесения для отнесения его в данную категорию. Авторы: Смит, 1974г

22. Онто и филогенетические аспекты развития памяти. Таких общих направлений два: филогенетическое и онтогенетическое. Филогенетическое направление формирования и развития памяти представляет собой процесс прогрессивного изменения памяти людей на протяжении истории человечества. Онтогенетическое направление формирования и развития памяти касается положительных изменений, которые происходят в памяти отдельно взятого человека в течение его жизни. К огда-то, в отдаленные от нас времена, когда человек еще только стал выделяться среди животных своим внешним видом, психологией, образом жизни и культурой, его память мало чем отличалась от памяти животных. Он обладал лишь непроизвольной, непосредственной и механической памятью. В процессе исторического развития люди приобрели новые виды памяти и значительно их усовершенствовали. Второе направление было связано с изобретением и совершенствованием мнемотехнических средств. Когда-то, на ранних этапах развития человечества, у людей появилась речь, и в значениях слов стала фиксироваться, передаваясь от поколения к поколению, память-информация, накопленная предшествующими поколениями людей. Затем люди изобрели письменность и уже в форме письменных текстов стали передавать из поколения в поколение накопленные знания. Особенно активно процесс совершенствования мнемотехнических средств шел в течение двух последних столетий. В XIX и XX вв. люди изобрели и усовершенствовали разнообразные средства технической записи, сохранения и воспроизводства информации. В итоге значительно возросли скорость и длительность хранения записей, скорость и качество воспроизводства и передачи информации. Но в филогенезе имел место еще один интересный процесс преобразования памяти людей. Он касается включения в процессы памяти с целью их совершенствования других психических функций человека. Этот процесс развития изучил и представил отечественный психолог П. П. Блонский. Он высказал и обосновал гипотезу о том, что в филогенезе у людей последовательно появились, дополняя друг друга, следующие виды памяти: двигательная (память на движения), аффективная(на эмоц. переживания), образная(на зрит., слуховые и др. образы) и логическая(память на мысли, идеи).Логическая память получила у людей особое развитие, так как связанна с развитием мышления, от которого зависит прогресс человечества. Чем на более высоком уровне социально-культурного и экономического развития находится общество, тем более развитой представляется память на прошлое у людей, составляющих данное общество, и тем больше из своего прошлого люди стремятся сохранить и передать будущим поколениям.

Примерно в таком же положении, в каком когда-то находилось все человечество, находится в момент рождения и отдельно взятый человек относительно развития его памяти. Он располагает лишь теми элементарными мнемическими способностями, которые ему как биологическому организму даны от природы. Их явно недостаточно для того, чтобы человек усвоил знания, умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Этих знаний, умений и навыков слишком много, и они слишком сложны для освоения с помощью только природной памяти. Поэтому у ребенка с детства еще до того момента, когда он приступит к целенаправленному обучению в школе, формируются новые, более продуктивные виды памяти. Они должны не только постоянно поддерживаться в течение жизни, но и непрерывно совершенствоваться, так как современному человеку необходимо пополнять запас своих знаний и умений. Все это касается онтогенетического развития памяти. Когда онтогенез человеческой памяти рассматривают отдельно, то в нем выделяют процессы формирования и развития отдельных видов памяти, процессы взаимодействия разных видов памяти друг с другом в ходе их формирования и развития. Кроме того, у каждого человека имеются индивидуальные особенности памяти. Поэтому онтогенез памяти каждого отдельно взятого человека также представляет интерес для психологов. Например, у одних людей с детства может быть хорошо выражена зрительная память, у других — слуховая. Интересно бывает проследить процесс их формирования, развития, влияния не только на другие виды памяти, но также на психику и поведение человека в целом. Наиболее интересный этап онтогенеза памяти человека — его детство. Памяти дошкольников -преобладание образной памяти, особенно зрительной, над словесной. С 4 лет начинают проявляться умения произвольной памяти, выражающейся в принятии задачи «запомнить». Особенно успешно произвольная память проявляется в игровой форме. Основными способами запоминания служат повторения. В возрасте 6 лет у детей уже есть представления о произвольных способах запоминания в повседневной жизни, но они не переносятся на учебную ситуацию. Младшим школьникам вполне доступно умственное действие обобщение. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией. Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников. В этом возрасте, как и у дошкольников, преимуществен-ное значение имеет наглядно-образная память. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности, но могут это делать лишь по отношению к конкретным, образно-представляемым связям. Исследования А. Н. Леонтьева. Испытуемые: дети 4, 5 лет и студенты 18, 20 лет. В группе испытуемых каждого возраста отдельно изучалась продуктивность природных и социально обусловленных видов памяти. В дошкольном возрасте (4—5 лет) все виды памяти ребенка еще очень слабо развиты. К моменту поступления детей в школу их память более развита для того, чтобы усваивать материал школьной учебной программы. В это время намечается важная тенденция в развитии всех видов памяти, которая в неизменном виде сохраняется в течение всего школьного обучения: преимущество в функционировании и опережающее развитие у детей природных видов памяти. Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, непосредственной и механической памяти, чем за счет произвольной, опосредствованной и логической памяти. Имеются, правда, определенные возрастные различия и в этом отношении между детьми. От младшего школьного воз­раста к подростковому возрасту продуктивность природных видов памяти у детей растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов памяти, и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте. Далее тенденция развития обсуждаемых видов памяти меняется: быстрее начинают развиваться социально обусловленные виды памяти, а развитие природных видов памяти, напротив, замедляется. В 30, 40 лет у человека происходит качественный перелом в развитии памяти. На первое место выходят социально обусловленные виды памяти, которые далее опережают в своем развитии природ­ные ее виды. По-видимому, С возрастом мозг человека стареет, его возможности ухудшаются, и это неизбежно сказывается на памяти.

23.Влияние на память мотиваций, эмоций и упражнений. Существуют 2 осн. способа заучивания: концентрированное и распределенное. Концентрированное заучивание – способ заучивания, при котором материал заучивается в один прием, а повторения следуют одно за другим.(при небольшом количестве повторений) Распределенное заучивание – рациональный способ заучивания, при котором повторения разделены промежутками времени. (при большом числе повторений). Существуют 3 способа заучивания при запоминания материала в целом и по частям: целостный, частичный и комбинированный. При целостном способе заучивания материал заучивается от начала до конца несколько раз до полного усвоения. При частичном способе заучивания материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного способа, при котором материал сначала изучается целиком, а затем в нем выделяются трудные места для частичного заучивания. Эббингауз выявил влияние распределения повторений во времени на эффективность запоминания. Чем более широкие промежутки времени разделяют повторение – тем более эффективно запоминание. В его опытах показано, что заучивание с дневными промежутками более эффективно, чем с часовыми. Позже опыты были проведены Постом (1897). Он выяснил, что если заучивать материал, повторяя его в течение 1 дня, то количество проб для повторного заучивания потребуется больше, чем если распределить материал на 3 дня. Йост объясняет эти результаты следующим образом: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются " старые" ассоциации, " давность" ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируют самые новые ассоциации.Взаимосвязи запоминания и мотивации были исследованы в работах З. Фрейда. Он изучал особенности памяти в ситуации конфликта между неосознаваемыми мотивами личности и сознательными целями действий. Забывание происходит не случайно, оно есть результат вытеснения в сферу бессознательного тех представлений, которые вступают в конфликт с Я или Сверх-Я, которые не могут быть находиться в сознании, так как являются травмирующими, мешающими, неприятными. С точки зрения бихевиоризма мотивирующим фактором, влияющим на запоминание, является подкрепление. Зависимость запоминания от подкрепления (положительного или отрицательного, т.е. поощрения или наказания) была показана в исследованиях Йеркса и Додсона. Для наилучшего запоминания необходим оптимум мотивации, поскольку небольшое подкрепление не обладает достаточной мотивационной силой, а значительное подкрепление – слишком высокой мотивационной силой и количество ошибок снова увеличивается. Закон Йеркса – Додсона гласит, что для успешного осуществления деятельности необходим оптимум мотивации, т.е. некоторое среднее ее значение. Общее правило таково: продуктивность деятельности выше всего в условиях умеренного стресса. Низкий уровень мотивации не создает должных условий для успешного решения задачи, равно как и высокий. В случае серьезного наказания самостоятельным мотивом становится избегание наказания, что также приводит к ошибкам. Классические исследования взаимосвязи запоминания и мотивации были проведены Б.Зейгарник и Г. Биренбаум. В эксперименте Б.В. Зейгарник испытуемым предлагалось как можно быстрее решить 18–20 задач разного характера. Выполнение половины этих задач прерывалось на середине, испытуемым говорили, что их время истекло, работу придется отложить и перейти к следующему заданию. Когда все задания были сделаны (половина из них не до конца), экспериментатор просил перечислить все задания, которые были даны. Оказалось, что прерванные действия запоминались приблизительно в два раза лучше, чем завершенные, и это явление получило название феномен (или эффект) Зейгарник. В эксперименте Г.В. Биренбаум исследовалось забывание намерений. Испытуемым предлагалось выполнить несколько заданий в письменной форме на отдельных листках и подписывать на каждом листе свою фамилию. Оказалось, что если после серии однородных заданий дать одно, заметно отличающееся от предыдущих, непохожее на них, то лист часто не подписывается. Намерение не существует изолированно, а принадлежит к целостной структуре действий, и когда структура меняется оно выпадает. Намерение подписать лист вошло в общую структуру с серией первых заданий, и оказалось “лишним” для нового задания, которое в данную структуру не вписывается. По результатам эксперимента Биренбаум: намерение забывается в том случае, когда меняется сфера и структура деятельности, к которой оно относится. Т.о., память обеспечивает целостность и развитие личности человека, является важнейшим процессом, позволяющим человеку сохранить накопленный им жизненный опыт и использовать его в дальнейшем. Именно память отвечает за то, чтобы пронести через годы представление человека о себе как об уникальном “я”, сохранить идентификацию с самим собой и на этой базе строить свои личностные отношения с людьми. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я", перестает существовать. Эмоции оказывают значительное влияние на процессы памяти. Негативный опыт должен запомниться т.к. он более важен для адаптации организма в стрессовой среде. Важный фактор определяющий эффективность воспроизведение следов памяти является не знак эмоций, а совпадение состояний в моменты запечатления и воспоминания. В состоянии грусти легче припомнить печальное. Это эффект конгруэнтности настроения. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание возможно большего количества событий и фактов называют мнемоникой. Изобретателем мнемотехники считается поэт Симонид Кеосский. Он присутствовал на пиру, устроенном для аристократов, где исполнил свою поэму. Когда он вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симонид помог родственникам опознать погибших, так как запомнил порядок расположения гостей за столом. Принцип упорядочивания информации с помощью «метода мест» Симонида лег в основу искусства («системы вспоможения») памяти. По мнению Р. Солсо, использование мнемонических приемов наиболее эффективно, во-первых, при хранении и кодировании, а во-вторых, при воспроизведении информации.

Метод вешалок — мнемоническая система, основания на ассоциациях между однажды заученным, например, заучено слово- булка, подлежит запоминанию слово слон. Солсо предлагает соединить слово «слон» со словом «булка» в воображаемый «слонбургер».

Метод семантической организации — мнемонический прием объединения случайным образом подобранных слов или предметов в виде целостной логичной истории-рассказа.

Если нам необходимо запомнить в определенной последовательности 20 слов, то мы сначала сгруппируем их в 4 колонки по 5 слов в каждой. Затем сочиним четыре незамысловатые истории.

Например, из таких слов, как стул, банан, река, булавка и ваза, может получиться следующая история. Я встал на стул, чтобы достать банан, и упал в реку, как булавка в вазу.

Закон Жоста – эффективнее чередовать короткие сеансы заучивания материала. (читать не 6 раз подряд, а с промежутками в 5мин). Использование рифмы и ритма -сухая кожа — счастливый малыш». Метод воображаемых ассоциаций, — создание достаточно устойчивых ассоциаций между предметом и его атрибутом. (Петухов — петух).

24. Теории памяти. Ассоциативная теория. Аристотель считал, что в основе памяти лежат ассоциации (связи) как основной механизм возникновения образов без видимых внешних раздражителей. Предметы и явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Выделяют: ассоциации по смежности, по сходству, по контрасту, по смыслу.

Ассоциации бывают простыми(связывают 2 представления) и сложными(комплекс из нескольких). Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных, внешних, внутренних. На основе асс-го эксперимента был изобретен «детектор лжи». В русле этой теории были открыты: кривая Эббингауза(в течении первого часа мы утрачиваем 60% информации, ч/з 9ч -еще20%, затем кривая стабилизируется); эффект края (первые и последние элементы ряда запоминаются лучше остальных).Слабой стороной асс.теории являлось непостоянство ассоциаций, их избирательность и случайность. Гештальттеория пришла на смену ассоциативной теории. Исследования памяти были проведены К.Левином. По мнению ее создателей, память определяется законами формирования гештальта (целостной структуры). В этой связи для эффективного функционирования памяти чрезвычайно важным признается структурирование материала, его систематизация при запоминании и воспроизведении. Она подчиняется действующим независимо от запоминающего субъекта законам: “близости”, сходства, замкнутости пространства, хорошей формы и др. Процессуально память представлялась так: у человека имеется некоторая потребность, дающая установку на запоминание или воспроизведение. Эта установка оживляет в сознании человека некие целостные структуры, выступающие основой для запоминания или воспроизведения. Эффект Б.В.Зейгарник. Она показала, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. У человека возникает потребность завершить действие, которое не получило разрядки (квазипотребность). Информационные теории. Основная идея когнитивной психологии состоит в неразрывном единстве всех познавательных психических процессов, представляющих единую когнитивную структуру. Память в этой структуре занимает место информационного хранилища. При этом она рассматривается как набор когнитивных единиц, ассоциативно связанных между собой. Модель Во и Норманна: делит память на первичную (систему кратковременного хранения) и вторичную (систему более длительного хранения). Эта модель спровоцировала представление о памяти как некоем " ящике в голове". Система кратковременного хранения имеет очень ограниченный объем, и информация в ней теряется путем вытеснения новой.

Модель Аткинсона и Шифрина: они ввели в кратковременную и долговременную память гораздо больше подсистем. Чем предыдущие авторы. Их модель была дополнена сенсорным регистром, кратковременным и долговременным хранилищами. При этом дифференцировались понятия " память" (как данные, подлежащие сохранению) и " хранилище" (как структурный элемент, для хранения этих данных).

Деятельностная теория памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.). Память неразрывно связана с жизнью людей; основное содержание их жизни – практическая деятельность.

Всегда включённая в какую-либо деятельность, память сама может выступать как особого рода деятельность(по Выготскому): включает действия запоминания, сохранения и воспроизведения. Будучи деятельностью память имеет все ее структурные элементы, в частности - цель, средства, операции. А результат мнемической деятельности всегда зависит от ее организации. П.И.Зинченко показал, что запоминаемость слов сильно зависит от цели, стоящей при усвоении материала. Таким образом, " уровень воспроизведения" определяется целью действия. А.А.Смирнов показал, что действия запоминаются лучше, чем мысли, и особенно те действия, которые тесно связаны с преодолением трудностей. А.Н.Леонтьев выявил общую закономерность: развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков, путем своеобразного превращения внешних знаков во внутренние. Кривая подобного развития напоминает форму параллелограмма, что явилось основанием для введения так называемого " принципа параллелограмма" в развитии высших форм памяти.

25.Физиологические и нейрофизиологические теории памяти. Важнейшие положения учения И. П. Павлова: материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасанием временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

Для понимания причинной обусловленности пам






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.