Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Разряды наречий по значению.






По значению и функции в предложении наречия делятся на два больших разряда: определительные и обстоятельственные.

1. Определительные:

а) качественные наречия (как?) Чаще всего образуются от качественных прилагательных

ПР: смотрел внимательно, кричал громко, шёл медленно

В.В.Виноградов писал: «Широкое развитие качественных наречий на –о, -е свидетельствует о растущей потребности качественной дифференциации оттенков действия. Качественные наречия чаще всего определяют действие… В разряд качественных наречий на –о из системы имён прилагательных переносится целый арсенал форм, через которые проходит и которыми характеризуется наречие со значением чисто качественного определения. Это прежде всего формы степеней сравнения, формы субъективной оценки…».

б) количественные наречия: 1) неопределённые наречия (сколько?). Обозначают неопределённое количество действий, свойств.

ПР: немного, немало, много, мало, почти, примерно, приблизительно.

2) наречия меры (сколько? во сколько раз?). Обозначают определённое количество:

ПР: трижды, вдвое, всемеро, втройне, надвое;

3) наречия степени (в какой степени?). Обозначают степень проявления действия или признака:

ПР: очень, крайне, весьма, совершенно, чрезмерно, вдоволь, дотла, досыта, до отвала, чуть-чуть, чрезвычайно, абсолютно.

В.В.Виноградов отмечал: «С качественными (определительными) наречиями “сближаются”, с одной стороны, эмоциональные определения степени, вроде чрезвычайно, замечательно, а с другой стороны, наречия количественные: очень, весьма, чуть-чуть, совсем, вполне…» Далее, по мнению В.В.Виноградова: «… В системе наречий значение степени и количества (как определений качества и действия) становится, по-видимому, средством качественной характеристики. В этом отношении очень показательно наличие форм субъективной оценки (т.е. образований с уменьшительно-ласкательными суффиксами) у количественных наречий, например: немного- немножко- немножечко; понемногу – понемножечку…».

в) наречия образа и способа действия (как? Каким образом? Каким способом?). Обозначают способ совершения действия, манеру:

ПР: вкруговую, навзничь, наотмашь, плашмя, врассыпную, шепотом, втихомолку.

г) сравнительно-уподобительные (как? Каким образом?) Очень разнообразны по своей семантике, могут обозначать подобие, сравнение, сопоставление на основании разных признаков:

ПР: по-весеннему, по-утреннему; по-твоему, по-вашему; по-волчьи, по-человечьи, по-кошачьи; по-детски, по-братски, по-товарищески, по-джентельменски; по-пражски, по-немецки, по-польски, по-английски; вихрем, пулей, стрелой, колесом.

д) наречия совместности (как? Каким образом?). Обозначают признак действия по совместности или совокупности субъектов или объектов, участвующих в этом действии.

ПР: вдвоем, втроем, табунами, парами, поротно, повзводно, рядами, по двое, по пятеро.

Однако следует учитывать, что две последние группы (наречия сравнительно-уподобительные и наречия совместности) могут рассматриваться в составе наречий образа и способа действия (см. учебник П.А.Леканта).

2. Обстоятельственные:

а) наречия места (где? Куда? Откуда?). Обозначают признак действия по месту:

ПР: здесь, там, куда, сюда, где, везде, внизу, сбоку, рядом, кругом, лесом, домой, оттуда, изнутри, издалека.

б) наречия времени (когда?). Обозначают признак действия по времени:

ПР: когда, теперь, вчера, завтра, днем, ночью, скоро, раньше, всегда, прежде, ежечасно.

в) наречия причины (почему?). Указывают причину совершения действия:

ПР: почему, потому, сдуру, спьяну, сослепу, сгоряча, поневоле, со зла.

г) наречия цели (зачем?). Указывают на цель совершения действия:

ПР: зачем, затем, назло, нарочно, на смех, напоказ, умышленно, специально.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.