Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснение и понимание как познавательные цели.






ЗЫ: Ориентироваться либо на неокантианцев, либо философию жизни…(в комиссии у Гусева Станислава Сергеевича это любимая тема+детерминизм)

 

В истории культуры предпринимались различные попытки создавать и использовать религиозные, натурфилософские и др. системы знаний с целью объяснения мира. Однако, начиная с XVII века, с формированием новоевропейской культуры, функция объяснения переходит к науке.

Объяснение есть функция научно-теоретического познания в единстве его принципов, категорий, законов, гипотез и теорий. Функция объяснения как познавательной цели реализуется через объясняющее имеющее статус достоверного. В содержании объясняющего раскрывается сущность объясняемых явлений. Объяснение осуществляется посредством познания закона, которому подчиняется познаваемый объект, либо посредством установления связей и отношений, определяющих его существенные черты.

В структуре объяснения как познавательной процедуры выделяются следующие элементы:

1) исходное знание об объекте;

2) законы, используемые в качестве условия и средства объяснения (основание объяснения);

3) познавательные действия, связанные с применением законов и оснований объяснения к объясняемому объекту.

Научное объяснение должно отвечать как минимум двум требованиям.

1) адекватности – его определения и характеристики должны иметь непосредственное отношение к объясняемому предмету;

2) принципиальной проверяемости, осуществляемой непосредственно или через свои следствия.

Объяснение осуществляется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне научного познания.

Наиболее развитая форма объяснения – объяснение на основе законов, связано с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. Закон как необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь – важнейшее отношение, раскрывающее сущность исследуемого объекта.

Первым в истории теоретического познания объяснением было причинное объяснение на основе сформулированного Левкиппом принципа причинности.

В настоящее время наиболее широко известно и признано дедуктивно-номологическое объяснение.

Проблема понимания как познавательной цели была обозначена Ф. Шлейермахером, впервые обратившим внимание на феномен понимания и попытавшимся, опираясь на развитие гуманитарных наук (филологии, истории, психологии и эстетики) установить его общие закономерности.

Понимание, наряду с объяснением, относится к основным процедурам функционирования научного знания. Понимание - это процедура постижения или порождения смысла. Объектом понимания является некоторый носитель значения или смысла, а целью – раскрытие этого смысла.

Важнейшим принципом понимания является принцип герменевтического круга, в котором выражается циклическая структура процесса интерпретации: целое — часть — целое; предпонимание — объект (текст) – понимание. Результатом является постижение заданных и формирование новых смыслов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.