Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема истины в научном познания. Критерии истины.






В истории философии сложились несколько способов толкования истины.

- Онтологическая. «Истина - это то, что есть». Эта позиция не устойчива к различному восприятию одинаковых явлений.

- Гносеологическое. «Истина - это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция (Платон, Аристотель, Гегель, Фейербах и Маркс, Поппер).

- Позитивистская. «Истина - это опытная подтверждаемость».

- Прагматическая. «Истина - это полезность знания, его эффективность».

- Конвенциональная (Пуанкаре). «Истина - это соглашение». в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Современное понятие истины объединяет в себе все эти подходы

Проблемы истины заключаются в том, что она может быть одновременно:

- субъективной и объективной (этот человек порядочный - вор);

Истина объективна по источнику и содержанию, но субъективна по форме.

- абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);

Истина всегда конкретна. Она зависима от условий, места и времени, относительно которых высказывается данное суждение. Истинность или ложность не может быть установлена вне учета этих условий. Абстрактное понимается как частичное, неполное проявление конкретного, отделившееся или отделенное от него, относительно самостоятельное образование.

Различают понятие истины абсолютной, как некоторого идеала развития знания, достижения некого идеального, оптимального состояния и относительной истины, т.е. истины для каждого данного исторического момента, то что признается в соответствии с тем или иным критерием истины.

Истина имеет свои противоположности – ложь и заблуждение. В то время как ложь может быть понята как намеренное искажение истины, заблуждение не является преднамеренным. Относительная истина в перспективе может стать заблуждением, а может и не статьJ.

Критерии истины!

В зависимости от того как мы понимаем истину мы принимаем различные критерии для установления этой истины.

Практика считается основным критерием. ЗЫ как мы знаем из тезисов о Фейрбахе (Маркса) практика является средством познания, целью познания и критерием истины. Может быть дополнен и другими подходами.

Классическая концепция истины (считается исторически первой) в качестве важнейших основоположений выдвигает следующие:

а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от его знания о ней;

б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

г) классическая концепция истины является логически непротиворечивой системой знания.

Когерентная концепция истины, предполагает, что истинность знания заключается в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Знание рассматривается не как связь ментального состояния с предметом-прототипом, а как согласованность элементов опыта между собой, и выступает в форме оправданного убеждения, связи высказываний. Такой подход к определению знания нашел свое развитие в трудах Декарта и Беркли, посвятивших свои труды поискам правильного метода, позволяющего обрести знание о предмете.

Прагматическая концепция истины рассматривает знание как схему деятельности и общения, как функцию всякой человеческой деятельности. Критерием истинности знания будет являться легкость получения с его помощью правильного результата в данном конкретном случае. Прагматические теории должны соответствовать следующим критериям: простота и проверяемость. Судить о существовании какой бы то ни было реальности в рамках прагматической теории знания невозможно, мы имеем только более или менее частные модели окружающих нас явлений. Прагматический подход не дает ответа на вопрос о том, откуда берутся эти модели. Обычно в теориях, его использующих, подразумевается, что новое знание получается комбинацией фрагментов уже имеющегося знания методом «проб и ошибок», дополненным некоторой эвристикой или интуицией.

Конструктивистская концепция истины утверждает, что знание от начала и до конца строится субъектом. Критерии, позволяющие отделить истинное, адекватное знание от ложного, или сравнить две конкурирующие модели, отсутствуют. Единственным условием, определяющим пригодность знания, является возможность достижения динамического равновесия субъекта со средой или другим субъектом.

логический: под истиной понимается внутренняя непротиворечивость, проверяем систему суждений на внутреннюю непротиворечивость.

конвенционализм (к этой концепции склоняются гуманитарии): здесь истина принимается как соглашение принятое большинством, (добавил от себя: соответственно идет сопоставление высказывание со принятым).

ЗЫ: по Гегелю: истина – это процесс. Лучше в это особо не вдаваться: себе дороже будет J.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.